Судебная практика

Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок

Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок

Контроль в сфере закупок бывает:

  • Федерального и муниципального уровня;
  • Со стороны уполномоченных государством ведомств;
  • Контроль со стороны финансовых учреждений;
  • Контроль со стороны государственного заказчика;
  • Контроль со стороны общественности.

Каждый из перечисленных пунктов списка вид и орган контроля распространяет свое влияние на строго определенный субъект закупочных отношений, согласно полномочиям. Остановимся на каждом подробнее.

На федеральном уровне контроль в сфере закупок ложится на плечи Федеральной Антимонопольной службы. На уровне муниципалитетов контроль осуществляется местными органами власти. Сама процедура контроля осуществляется посредством проверок.

Они могут быть как плановыми так и внеплановыми. Поводом для проверки может послужить жалоба в соответствующий орган. Контролю со стороны органов подвергаются любые госзакупки и субъекты, участвующие в них (госзаказчики, операторы ЭТП).

Федеральные и муниципальные органы контроля призваны следить, чтобы действия сторон, участвующих в закупке, были в рамках закона. Если ФАС и подконтрольные ей органы в регионах регистрируют нарушения, то они обязаны отреагировать.

Сторонам спускаются список зарегистрированных нарушений и предписания по их устранению. Если нарушения серьезные, то исполнение контракта может быть приостановлено до их устранения, либо вовсе аннулировано.

А участник, уклонившийся от исполнения обязательств по контракту внесен в реестр недобросовестных поставщиков.

Важно!

Влияние ФАС и подконтрольных ей служб не распространяется на торги, относящиеся к гособоронзаказу, финансовому и казначейскому контролю. Ревизии в этих областях проводят другие службы.

Осуществление контрольных функций также осуществляют надзорные ведомства. К ним относятся госорганы и госкорпорации такие как: «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

В процессе проверок осуществляется контроль за:

  • Соблюдением предписанных запретов и ограничений;
  • Соблюдение положений о нормировании;
  • Компетентностью в расчете начальной максимальной цены контракта;
  • Санкциями в отношении исполнителей, нарушивших условия сделки.

Проверка может быть выездного характера и документальная, когда изучению подвергается только «бумажная» часть процесса госзакупки.

Основная цель финансового контроля – недопущение перерасхода бюджетных средств. Объектом проверки считают госкомпании и госучреждения, на осуществления закупок которых государство выделяет средства.

Финансовая проверка – форма контроля в сфере закупок, которая осуществляется со стороны счетной палаты и иных контрольно-счетных органов – так называемый внешний уровень и Федеральным казначейством, местными органами финансового контроля на уровне внутреннем.

Внутренний контроль, осуществляемый казначейством, подразумевает проверку данных по финансовому обеспечению. Сравниваются сведения из плана графика с реальными показателями финансовой отчетности, идет проверка документации, контрактов с поставщиками, расчета НМЦК.

Общественный контроль – способ привлечения независимых агентов для критики государственной системы закупок. Сведения об общественном контроле и отводимых ему полномочиях указаны 212-ФЗ.

Общественный контроль осуществляется только на основе тех сведений о закупочных процедурах, которые размещены в открытом доступе. Субъектами выступают объединения юр.лиц, общественные объединения, рядовые граждане РФ. Они вправе осуществлять мониторинг, проверку, экспертизу, выносить предложения на обсуждения и слушания, обращаться в контрольные органы и суды.

Контроль со стороны заказчика подчинен его желанию надлежащего исполнения условий контракта со стороны исполнителя. В случае фиксирования нарушений он обращается за помощью к контрольному органу.

https://www.youtube.com/watch?v=FCXo05a79ng\u0026pp=ygWjAdCg0LDQt9C70LjRh9C90YvQtSDQstC40LTRiyDQutC-0L3RgtGA0L7Qu9GPINCyINC-0LHQu9Cw0YHRgtC4INCz0L7RgdGD0LTQsNGA0YHRgtCy0LXQvdC90YvRhSDRgNC10LPQuNC-0L3QsNC70YzQvdGL0YUg0Lgg0LzRg9C90LjRhtC40L_QsNC70YzQvdGL0YUg0LfQsNC60YPQv9C-0Lo%3D

Также его обязанностью является контроль за привлечением к исполнению контракта СМП и СОНКО, если данное требование предписано условиями контракта.

  1. Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок?

    На федеральном уровнях контроль осуществляется ФАС, на муниципальном уровне – местными органами власти. Финансовый контроль осуществляют: Казначейство РФ, местные органы финансового контроля, счетная палата, контрольно-счетные органы.Ведомственный контроль: госорганы и госкорпорации («Росатом», «Роскосмос»), управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

  2. Кто осуществляет контроль в сфере закупок 44 ФЗ?

    Контроль в сфере закупок осуществляется– На федеральном уровне – ФАС, на муниципальном – органами местного самоуправления;– Ведомствами РФ, госорганами и госкорпорациями;– Финансовыми учреждениями (счетной палатой, казначейством);– Заказчиком;

    – Общественностью.

  • Что является объектом контроля в сфере закупок?

    Объектами контроля выступают: денежные средства, выделяемые государством на совершение сделок, нормы законодательства, призванные регулировать отношения между сторонами, предписания, относящиеся к сфере закупок, требующие исполнения.

  • Кто осуществляет финансовый контроль в сфере закупок?

    Финансовый контроль в сфере закупок осуществляет: Счетная палата РФ и иные контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство, местные органы финансового контроля.

  • Кто является контрольным органом в сфере закупок?

    Целью системы закупок в государственном секторе является обеспечение прозрачности и экономного расходования бюджетных средств. Без системы контроля этого невозможно добиться. Именно поэтому сразу несколькими органами контролируются госзакупки. Также существует общественный контроль и контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

    В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности.

    Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю.

    Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов.

    Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности:

    • заказчики,
    • контрактные службы,
    • контрактные управляющие,
    • комиссии по осуществления закупок,
    • уполномоченные органы и учреждения, с
    • пециализированные организации,
    • операторы торговых площадок
    • и другие.

    Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

    Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок

    Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

    Глава 5 закона 44-ФЗ посвященаконтролю в закупках. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

    Контроль за заказчиками осуществляют уполномоченные органы и организации, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

    • уполномоченные органы;
    • операторы электронных площадок;
    • специализированные организации.

    Действия этих участников также контролируются.

    Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

    • планирование процедуры;
    • проведение закупки вне зависимости от способа;
    • исполнение контракта или каждого его этапа;
    • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

    Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.

     Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.

    Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

    А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

    Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок.

    Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

    Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство.

    Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению.

    Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств.

    На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

    1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
    2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

    Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

    Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

    ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

    • Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку.
    • К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта.
    • Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности.
    Читайте также:  Инструкция как оформить сервитут на проезд и проход к участку образец соглашения

    При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки.

    В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

    • рассматривать дела;
    • составлять протоколы;
    • обращаться в правоохранительные органы и суд;
    • выдавать предписания.

    Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

    При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

    1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
    2. Квалификация участников и их работников.
    3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
    4. Репутация.
    5. Опыт работы.

    Участник вправе обратиться в суд для обжалования решения службы при несогласии с выводами ФАС.

    Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

    Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

    Виды контроля в сфере госзакупок: от государственного до внутреннего

    Из этой статьи вы узнаете:

    • Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок
    • Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок
    • Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок
    • Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок

    Существуют различные виды контроля в сфере госзакупок. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа ФАС или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном.

    Важно понимать, когда право контроля госзакупок переходит от одного ведомства к другому. Это позволит не допускать ошибок и с большей эффективностью проводить торги.

    Кто и над кем осуществляет различные виды контроля в сфере госзакупок

    Статья 99 44-ФЗ устанавливает, что за контроль проведения торгов на государственном, региональном и муниципальном уровнях несут ответственность:

    • федеральный исполнительный орган, наделенный соответствующими полномочиями;
    • контролирующий орган в сфере гособоронзаказа;
    • региональные исполнительные органы;
    • органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, если им предоставлено право контролировать данное направление;
    • федеральный исполнительный орган, ответственный за кассовое обслуживание бюджетов всей бюджетной системы РФ;
    • финансовые структуры регионов, муниципальных образований;
    • органы управления внебюджетными фондами федерального значения;
    • органы внутреннего финансового контроля, наделенные правами для проведения контрольных мероприятий согласно бюджетному кодексу РФ.

    В роли подконтрольных лиц выступают:

    • заказчики;
    • контрактные службы;
    • контрактные управляющие;
    • комиссии по закупкам, а также все входящие в них лица;
    • уполномоченные органы;
    • уполномоченные учреждения;
    • специализированные организации;
    • операторы федеральных ЭТП.

    Закон устанавливает следующие основные виды контроля в сфере госзакупок:

    • государственный, муниципальный;
    • контроль покупателя;
    • общественный;
    • ведомственный;
    • казначейский.

    Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.

    Основные виды государственного контроля в сфере госзакупок

    1. Государственный и муниципальный контроль

    Сферу госзакупок на указанных уровнях контролирует ФАС РФ, региональные, муниципальные антимонопольные службы. Все названные ведомства имеют право инициировать плановые и внеплановые проверки.

    В зону ответственности федеральных и муниципальных исполнительных органов входят любые госзакупки. Исключение составляют торги, имеющие отношение к оборонному заказу, а также вопросы, связанные с финансовым и казначейским контролем.

    Поясним, что за гособоронзаказом и закупками, при проведении которых используются материалы, содержащие государственную тайну, следит Рособоронзаказ. Однако это ведомство не имеет права вторгаться в финансовые и казначейские вопросы.

    Федеральные, муниципальные ФАС, учреждения Рособоронзаказа контролируют деятельность операторов ЭТП, следят за соблюдением порядка осуществления торгов в электронном, в том числе закрытом формате.

    Росфиннадзор, аналогичные региональные и муниципальные учреждения проводят контрольные мероприятия по финансовым вопросам:

    • требования к обоснованию закупок;
    • нормирование;
    • аргументация НМЦК и суммы соглашения, которое подписывается с единственным исполнителем;
    • ответственность в случаях нарушений;
    • соответствие результата закупки тому, что было прописано в тексте договора;
    • надлежащий учет ТРУ;
    • соответствие использования ТРУ целям закупки.

    Нужно понимать, что существует не только федеральный контроль и проверка на уровне субъектов, но и другие виды ревизии в сфере госзакупок. Они необходимы, чтобы охватить все виды правоотношений в данной области.

    2. Ведомственный контроль 

    Согласно ст. 100 (44-ФЗ) контроль в сфере закупок осуществляют государственные ведомства. За официальный надзор в данной области отвечают госорганы, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

    Муниципальные органы обязаны следить на ведомственном уровне за тем, чтобы обе стороны заключаемого по результатам госзакупок соглашения соблюдали законы. Речь идет о законодательстве РФ, законах о закупочной деятельности и нормативно-правовых актах, имеющих отношения к интересующей нас теме.

    ФАС и ее отделения в субъектах РФ контролируют торги, принимают жалобы продавцов и покупателей.

    После того как нарушения выявлены, ФАС выдает предписания об их устранении и может временно остановить процедуру исполнения соглашения, подписанного по результатам закупки.

    Еще две функции этой организации состоят в том, чтобы в серьезных случаях отменять выполнение условий контракта, а также вносить поставщиков в реестр недобросовестных исполнителей. Последнее действие допускается при уклонении исполнителя от работ по договору.

    Как осуществляется общественный контроль в сфере госзакупок

    Данный вид контроля в сфере госзакупок считается инновацией и впервые был введен в 44-ФЗ.

    Нужно понимать, что существует разное отношение к вопросу привлечения общественности к контрольным мероприятиям. Дело в том, что по закону общественность не имеет тех полномочий, какими наделены государственные органы.

    Поэтому возникают сомнения относительно того, как использовать такой тип проверки в реальной жизни.

    Закон 212-ФЗ полностью посвящен данной теме. В нем обозначены несколько направлений, в которых могут работать представители общественности: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания и «другие формы взаимодействия».

    Данный вид контроля в сфере закупок предполагает ограничение действий общественности актуальными законами. Общественный контролер не может направлять заказчику какие-либо запросы, поэтому все его наблюдения базируются только на сведениях, находящихся в открытом доступе.

    При осуществлении подобной проверки можно запросить необходимые документы у организатора торгов.

    Но в таком случае есть один юридический нюанс: по закону 212-ФЗ в роли инициатора проверки может выступать ограниченный круг лиц, в том числе Общественная палата РФ.

    При этом проводить проверку такие лица уполномочены лишь в ситуациях, зафиксированных на законодательном уровне. То есть общественная организация не может стать инициатором мероприятий по контролю действий заказчика.

    Нюансы осуществления внутреннего контроля в сфере госзакупок

    jpg»>

    Статья 101 закона 44-ФЗ требует от заказчика контролировать процесс исполнения поставщиком условий соглашения.

    Если последний не выполняет работы своими силами, а пользуется услугами подрядных организаций, заказчик также обязан следить за их работой.

    Сразу скажем, что 44-ФЗ не поясняет, каким образом заказчик осуществляет контроль над привлечением субподряда. Поэтому покупателю рекомендуется отталкиваться от разъяснений Минэкономразвития РФ по данному вопросу.

    Согласно позиции МЭР, подтвердить факт привлечения субподрядчика могут любые документы, имеющие отношение к выполнению работ, запланированных условиями контракта. Это могут быть договоры, акты, платежные поручения.

    Часть 15 ст. 95 закона 44-ФЗ устанавливает, что заказчик должен разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик отказался выполнять обязательное условие о привлечении субъектов СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Поясним, что данное нарушение приравнивается к несоответствию требованиям документации, подаче ложной информации.

    В процессе подготовки к закупкам используются известные контрольные процедуры, призванные обеспечить прозрачность процесса и положительно повлиять на уровень эффективности закупок.

    Если говорить точнее, то такие мероприятия:

    • Позволяют оценить, насколько потенциальные исполнители способны поставить продукцию, соответствующую нормативным требованиям. Не менее важно, чтобы они осуществили работу в установленные сроки и при оптимальных затратах.
    • Дают возможность довести до продавцов корректные требования к товарам.
    • Обеспечивают поставки продукции на оптимальных условиях, при этом учитываются такие характеристики, как цена, сроки, качество.
    • Формируют условия для достижения прозрачности при выборе победителей торгов.

    Для этого используются следующие способы контроля:

    • оценка обоснованности закупки ТМЦ;
    • проверка качества подготовки документации по торгам;
    • оценка способа формирования лотов (в том числе укрупнение предмета закупки);
    • анализ наличия дискриминационных условий в процессе выбора исполнителей;
    • рассмотрение проведения закупки, а именно таких этапов, как оповещение, принятие к рассмотрению, оценка, выбор;
    • анализ соответствия подписанного с поставщиком соглашения документации и решениям, принятым в процессе закупки.

    Однако проверка результатов закупок многих организаций ставит под сомнение эффективность используемых на данный момент контрольных мероприятий.

    Особенно это заметно, когда компании проводят торги на базе закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данная особенность объясняется тем, что результаты таких закупок можно посмотреть в открытых источниках.

    Больше всего результаты анализа настораживают, когда речь идет о компаниях, известных своей развитой контрольной средой.

    Нужно понимать, что на данный момент установленные законом контрольные процедуры выполняются, но не соответствуют сложности процесса закупок. Есть вероятность, что во время их разработки были учтены далеко не все тонкости проведения торгов.

    Но пока складывается обратная ситуация – используемые виды контроля в сфере госзакупок не позволяют добиться высокой эффективности торгов.

    Здесь мы не стремимся очернить систему внутреннего аудита и контроля, не подозреваем исполнителей контрольных мероприятий в сговоре с заказчиками закупок. По нашему мнению, все недостатки связаны с отсутствием необходимой настройки такого рода процедур, требующих глубокого погружения в процесс.

    Читайте также:  Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ

    По результатам аудита формируется заключение о наличии и качестве контрольных процедур. Данный документ внутренние аудиторы составляют, исходя из собственных знаний и опыта, при этом не всегда учитываются тонкости, известные специалистам по закупкам.

    Далее рассмотрим примеры из практики закупок отдельных компаний, которые ярко иллюстрируют возможность совершенствования используемых ими контрольных процедур.

    Все приведенные далее ситуации сделали потенциально возможной поставку фальсифицированных либо контрафактных товаров, а также спровоцировали риск значительного завышения стоимости работ.

    Поясним, что закупки производятся через подрядчиков. Последние закупают ТРУ без конкурсных мероприятий, нередко отдавая предпочтение сомнительным товарам. Далее такая продукция, попадая к заказчику, не проверяется должным образом.

    Пример № 1. Крупное химическое предприятие в 2018 г. организовало тендер на проведение монтажных работ, по результатам которого была закуплена крупная партия контрафактной кабельной продукции. При этом к товару прилагался поддельный сертификат качества производителя.

    В данном случае проблема была в том, что при объявлении закупки на проведение работ не были зафиксированы необходимые показатели товаров.

    Пример № 2. В документации к закупке указаны наименования товарно-материальных ценностей без ссылки на нормативные документы. В качестве последних должны использоваться технические регламенты, ГОСТ, ТУ либо требования к характеристикам товаров.

    Таким образом, заказчик допустил поставки товара, не отвечающего нормативным требованиям. Победителем в данной закупке стала компания, которая смогла предложить самую низкую цену и в результате продала заказчику фальсификат.

    Пример № 3. Добывающее предприятие организует закрытые торги, указывая конкретного производителя. Сумма закупок установлена в пределах 1 миллиарда рублей в год. В итоге цена ТРУ по договору отличается от рыночной в среднем на 10 %.

    Пример № 4. Энергосетевая компания прописала в документации по закупке такое требование: оболочка поставляемых проводов должна обладать повышенной стойкостью к солнечному излучению.

    В торгах принял участие один поставщик, который представил декларацию соответствия на продукцию.

    В результате стоимость поставленного им провода превысила зафиксированную ГОСТом цену на 80 %, а именно более чем на 30 миллионов рублей.

    Нужно понимать, что действующие технические регламенты и ГОСТ устанавливают для любой продукции требования по сроку службы. Кроме того, в нормативных документах, допустим в ГОСТе 20.57.

    406-81, зафиксированы типовые способы испытаний, позволяющие убедиться, что товар соответствует всем предъявляемым требованиям и выдерживает климатические воздействия.

    К последним в том числе относится и солнечное излучение.

    Победитель упомянутых выше торгов представил только декларацию без сертификата соответствия требованиям заказчика. Также сложно сказать, имели ли место испытания на соответствие требованиям, если ГОСТ не устанавливает способы их проведения. Тем не менее, требуемая сумма была передана заказчиком поставщику.

    Подводя итог, стоит сказать, что контроль представляет собой важную составляющую государственных закупок. Только за счет выполнения всех установленных правил возможно добиться грамотного расходования бюджетных средств и честности при определении победителей торгов.

    Различные виды контроля в области государственных региональных и муниципальных закупок в 2023 году – Юридическая поддержка

    Полномочия распределены между контрольными органами следующим образом.

    Если вы осуществляете закупки для федеральных нужд, то плановые и внеплановые проверки в отношении вас может проводить только ФАС России, в том числе ее территориальные управления (п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

    Если вы заказчик субъекта РФ, то плановые проверки в отношении вас проводит уполномоченный на контроль в сфере закупок орган соответствующего субъекта. Внеплановые проверки могут проводиться как контрольным органом субъекта РФ, так и ФАС России, в том числе ее территориальными органами (п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

    Если вы закупаете продукцию для муниципальных нужд, то плановые проверки в отношении вас проводит муниципальный контрольный орган или орган субъекта РФ, если ему переданы такие полномочия (ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). С внеплановой проверкой к вам может прийти контрольный орган любого уровня — от ФАС России до муниципального (п. 3 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

    Обратите внимание: порядок осуществления контроля этими органами, в частности предмет, форму, сроки и периодичность проведения проверок, определяют Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее — Правила N 1576).

    В ходе контроля могут проверить все ваши действия в процессе закупочной деятельности за определенный период или конкретной процедуры определения поставщика.

    При этом не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с качественным и квалификационным критериями (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).

    Что конкретно будет оценивать контрольный орган, зависит от вида проверки.

    В ходе плановой проверки контрольный орган, как правило, оценивает всю закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил N 1576).

    Ее можно проводить не чаще, чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого из субъектов — заказчика, его контрактной службы (управляющего), постоянной закупочной комиссии и ее членов, уполномоченного органа (учреждения), оператора ЭП.

    В отношении специализированной организации и созданной для конкретной закупки комиссии можно провести только одну плановую проверку в отношении конкретной закупки (ч. 13, 14 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил N 1576). Сводный план разрабатывается на один год, размещается в реестре жалоб и проверок и (или) в ЕИС (п. 48 Правил N 1576).

    Порядок проведения ФАС России и ее территориальными органами плановых проверок в рамках Закона N 44-ФЗ также определен Правилами N 1576.

    В соответствии с п. п. 51, 52 Правил N 1576, если в отношении вас пришло время провести плановую проверку, контрольный орган должен уведомить вас об этом не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения.

    В уведомлении будет указан предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, которые вам понадобится представить.

    Если контрольный орган планирует провести выездную проверку, он может также попросить вас предоставить помещение для работы контролеров и необходимое для этого оборудование.

    Учтите, что плановые проверки в рамках Закона N 275-ФЗ проводят ФАС России и ее территориальные органы на основании Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 240/16.

    Внеплановые проверки контрольный орган может инициировать по разным основаниям (ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 19 Правил N 1576).

    Внеплановая проверка по жалобе участника закупки — самый распространенный и оперативный вид контроля. Жалобу контрольный орган рассматривает в течение пяти рабочих дней со дня поступления (ч. 3 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

    Контрольный орган может приостановить спорную закупку до рассмотрения жалобы по существу. Это значит, что вы не сможете заключить контракт до тех пор, пока ваши действия не будут признаны правомерными или пока вы не устраните нарушения.

    Рассматривает жалобу специально созданная комиссия, на заседание которой вы будете приглашены.

    Если вы получили уведомление о внеплановой проверке, подготовьтесь к заседанию комиссии — соберите все запрашиваемые документы и подготовьте отзыв на жалобу с обоснованием своей позиции.

    Также ознакомьтесь с порядком рассмотрения жалоб, поскольку его нарушение может быть основанием для обжалования решения контрольного органа. Например, для ФАС России такой порядок утвержден Приказом от 19.11.2014 N 727/14.

    Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

    О полномочиях органов контроля в сфере закупок

    Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств.

    Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами.

    Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

    В соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, осуществляется:

    • 1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России и его территориальные органы);
    • 2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы государственного финансового контроля субъектов);
    • 3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы муниципального финансового контроля).
    • Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
    • операторы электронных площадок;
    • уполномоченные органы;
    • специализированные организации.

    Действия этих участников также контролируются.

    Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

    • планирование процедуры;
    • проведение закупки вне зависимости от способа;
    • исполнение контракта или каждого его этапа;
    • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
    • Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чемодин раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
    Читайте также:  Как получить в найм жилое помещение в общежитие

    Порядок осуществления контроля, в том числе предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила № 1576).

    В ходе плановой проверки контрольный орган проверяет закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил № 1576).

    Плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

    Контрольный орган уведомляет о проведении проверки проверяемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении указывается предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, необходимых для ее проведения.

    Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п.

    19 Правил № 1576, к ним отнесены: жалоба участника закупки; заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц; обнаружение органом контроля признаков нарушения; сообщения СМИ; истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

    За неисполнение законных требований или предписаний (представлений) должностных лиц органов контроля, непредставление достоверной информации и документов ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 20 ст. 19.5, ч.ч. 1,2 ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

    1. При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, имеют право:
    2. а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки;
    3. б) беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки;
    4. в) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
    5. г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
    6. д) выдавать предписания.
    7. Результаты плановой проверки оформляются актом о результатах проведения плановой проверки не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки.
    8. Копия акта о результатах проведения плановой проверки не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания размещается в реестре проверок и (или) ЕИС и направляется субъекту контроля почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

    По результатам проведения внеплановой проверки членами комиссии по проведению внеплановой проверки принимается решение.

    После изготовления и подписания полного текста решения по результатам проведения внеплановой проверки, но не позднее 3 рабочих дней, текст решения размещается контрольным органом в реестре проверок и (или) ЕИС.

    Копия решения направляется субъекту контроля, заявителю почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

    • Отдел по надзору за соблюдением   
    • прав предпринимателей
    • прокуратуры края

    Прямая ссылка на материал
    Поделиться

    Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами.

    Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

    В соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
    № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, осуществляется:

    1. 1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России и его территориальные органы);
    2. 2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы государственного финансового контроля субъектов);
    3. 3) органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (органы муниципального финансового контроля).
    4. Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
    • операторы электронных площадок;
    • уполномоченные органы;
    • специализированные организации.

    Действия этих участников также контролируются.

    Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

    • планирование процедуры;
    • проведение закупки вне зависимости от способа;
    • исполнение контракта или каждого его этапа;
    • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
    • Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чемодин раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру. А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

    Порядок осуществления контроля, в том числе предмет, форма, сроки и периодичность проведения проверок, определены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила № 1576).

    В ходе плановой проверки контрольный орган проверяет закупочную деятельность за последние три года до даты начала проведения проверки (п. 45 Правил № 1576).

    Плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев в отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

    Контрольный орган уведомляет о проведении проверки проверяемое лицо не позднее чем за пять рабочих дней до ее проведения. В уведомлении указывается предмет проверки и проверяемый период, сроки ее проведения, основания, а также перечень документов и сведений, необходимых для ее проведения.

    Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, п.

    19 Правил № 1576, к ним отнесены: жалоба участника закупки; заявления физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц; обнаружение органом контроля признаков нарушения; сообщения СМИ; истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

    За неисполнение законных требований или предписаний (представлений) должностных лиц органов контроля, непредставление достоверной информации и документов ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 20 ст. 19.5, ч.ч. 1,2 ст. 19.7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

    • При проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, имеют право:
    • а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки;
    • б) беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу, по предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки;
    • в) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
    • г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
    • д) выдавать предписания.
    • Результаты плановой проверки оформляются актом о результатах проведения плановой проверки не позднее 10 рабочих дней со дня окончания плановой проверки.
    • Копия акта о результатах проведения плановой проверки не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания размещается в реестре проверок и (или) ЕИС и направляется субъекту контроля почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

    По результатам проведения внеплановой проверки членами комиссии по проведению внеплановой проверки принимается решение.

    После изготовления и подписания полного текста решения по результатам проведения внеплановой проверки, но не позднее 3 рабочих дней, текст решения размещается контрольным органом в реестре проверок и (или) ЕИС.

    Копия решения направляется субъекту контроля, заявителю почтой, факсимильной связью или электронной почтой.

    1. Отдел по надзору за соблюдением   
    2. прав предпринимателей
    3. прокуратуры края
    Adblock
    detector