Судебная практика

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей

Мария Курамина

Буллинг — это издевательство над другими людьми. Его цель — нанести эмоциональный или физический ущерб. Буллинг довольно распространен, но это не нормальная практика. Травлю ни в коем случае терпеть нельзя.

В этой статье рассказываем, каким бывает буллинг и как определить, что ребенок подвергается травле.

Делимся советами из наших книг и пошаговым руководством от психолога, которое поможет родителям остановить травлю.

Виды буллинга

Травля может происходить где угодно, например по дороге в школу, дома или в сети. Инициатор буллинга стремится повысить уверенность в себе, чувство собственной важности или авторитет. Он использует разные тактики, чтобы ощутить власть над другим человеком, унизить его, заставить бояться.

Помимо явного запугивания, существуют формы травли, которые трудно заметить со стороны. Авторы книги «Как помочь ребенку повзрослеть» выделяют восемь видов буллинга.

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей
Как помочь ребенку повзрослеть

Изоляция

Человека исключают из общих занятий, он оказывается в одиночестве.

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей
Источник

Присоединение

Для участия в травле не обязательно быть инициатором.

Вербальные издевательства

Обидные слова, насмешки, словесные угрозы.

Бодишейминг

Обидные высказывания относительно внешнего вида, размеров или формы тела человека.

Физические издевательства

Применение грубой силы, гадкие или грубые жесты.

Сексуальные издевательства

Шутки, жесты или комментарии на тему секса, распространение сплетен.

Кибербуллинг

Запугивание или троллинг в интернете, через СМС или чаты.

«Я ни при чем»

Видеть, что над кем-то издеваются, и не сообщить об этом ни сразу, ни потом.

Воздействие буллинга

Травля влияет на все аспекты жизни. Человек перестает спать, не может учиться, ему плохо, в том числе физически. Состояние психики тоже может пострадать, поскольку результатом буллинга могут быть низкая самооценка, тревожность, гнев или агрессия, депрессия.

Авторы книги «Дружелюбные» пишут о том, что у детей, ставших жертвами буллинга, могут развиться значительные нарушения душевного здоровья (например, тревожность, депрессия, низкая самооценка, а иногда и суицидальные наклонности); не исключены социальная изоляция и трудности с посещением школы.

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей
Дружелюбные

Негативные последствия травли распространяются и на детей, которые традиционно не рассматриваются как непосредственно вовлеченные в буллинг. Например, может быть нарушено психологическое равновесие тех, кто стал свидетелем издевательств, у них обнаруживается больше поведенческих проблем, чем у состоящих в группах с более здоровыми взаимоотношениями, а также ухудшается успеваемость.

Кто участвует в травле

Какие дети становятся агрессорами? Кто подвергается наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать обобщения и предположения о типе детей, оказывающихся в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему дают основания для следующих выводов.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее (целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети, которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них подобное поведение.

У такого ребенка слабо развиты социальные навыки, а социальная компетентность низкая. Он с большей вероятностью гиперактивен, импульсивен, вспыльчив, раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто усугубляет ситуацию.

В эту группу попадают и дети-агрессоры, и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим детям не хватает уверенности в себе, их социальная компетентность невысока.

Одни страдают от приступов тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами попадают в неприятные ситуации.

У них может быть хорошо развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствуют другие), но отсутствует эмпатия когнитивная (понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они более уязвимы.

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей
Источник

Буллинг и группа сверстников

Многие исследования посвящены более широкой группе детей, участвующих в буллинге. В работе психолога Кристины Салмивалли и ее коллег из Финляндии выделено шесть ролей, которые важно учитывать при противостоянии буллингу.

  • Агрессор: активен, берет на себя инициативу или инициирует травлю, ведет себя как лидер.
  • Ассистент: принимает активное участие в травле, но больше как последователь, чем как лидер.
  • Усилитель: поощряет травлю, обеспечивает аудиторию, возможно, смеется и подыгрывает.
  • Защитник: заступается за жертву, поддерживает ее или пытается приободрить.
  • Наблюдатель: ничего не делает, держится в стороне.
  • Жертва: подвергается травле.

Признаки буллинга

Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.

Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?

Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать.

Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами.

Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.

Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны.

Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают.

Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.

Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение.

Кто еще знает о травле?

Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.

Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях.

Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого.

Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.

Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле

Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.

Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет.

Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы.

В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.

Что делать родителям

Светлана Филатова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), поделилась с нами пошаговым руководством, которое поможет родителям понять алгоритм действий в случае травли и остановить ее.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

  • Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.
  • Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.
  • Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства.
  • Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать.
  • Не обвинять ребенка.
  • Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.
  • Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.
  • Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

  • Сохранять спокойствие.
  • Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, обидчик потеряет к нему интерес.
  • Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
  • Сообщить о нападках родителям и учителю.
  • Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей
Источник

Какие меры предпринять родителям

  • Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав ситуацию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в ее разрешении.
  • Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.
  • Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
  • Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.
  • Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие) необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.
  • Поддерживайте связь со школой, учителем.
  • Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.
  • Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте.
  • Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Что нельзя делать родителям

  • Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять»).
  • Ждать, что ситуация разрешится сама.
  • Не замечать проблему.
  • Путать травлю, конфликт и непопулярность.
  • Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
  • Давить на жалость к жертве.
  • Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
  • Самим разбираться с обидчиками.
Читайте также:  Сертификат на дополнительное образование помощь детям от государства

Какие советы нельзя давать ребенку

  • «Не обращай внимания»
  • «Дай сдачи»
  • «Разбирайся сам со своими проблемами»
  • «Учись налаживать отношения»
  • «Не бойся»

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит других.

  • Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом.
  • Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.
  • Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое пресечение.

Всем родителям рекомендуем ознакомиться с материалами сайта травлинет.рф Авторы этого проекта очень доходчиво, искренне и точно рассказывают о том, что такое буллинг и как с ним бороться.

  1. По материалам книг «Как помочь ребенку повзрослеть» и «Дружелюбные»
  2. С участием Светланы Филатовой, нейропсихолога проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready)
  3. Обложка: shutterstock.com

Что предпринять родителям, если их ребенка обижает школьный учитель?

В жизни сотен детей учитель — авторитетный наставник, человек, которого спустя годы они будут вспоминать с благодарностью и теплотой.

К сожалению, взаимоотношения между педагогами и учащимися не всегда складываются хорошо.

Бывает, вместо того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, учитель выбирает совершенно противоположную модель поведения: кричит на своих подопечных, унижает их, или даже применяет физическое насилие.

Если родители заметили, что их ребёнок начал возвращаться со школы подавленным и расстроенным, а его реакция на имя определенного преподавателя вдруг стала негативной или просто странной, то это веский повод задуматься над тем, не стал ли он жертвой педагогической тирании.

Какие признаки могут указывать на то, что ребёнка обижает учитель?

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей

Важно, чтобы родители внимательно присматривались к своим детям. Даже незначительные изменения в поведении чада при обсуждении школьных вопросов может указывать на наличие у него определенных проблем в учебе. К примеру, если при разговоре о каком-либо изучаемом предмете ребёнок начинает смущаться, замыкаться, нервничать — дело явно нечисто.

Обычно дети, ощущающие на себе агрессию со стороны преподавателей, с большой неохотой посещают учебное заведение, а в классе стараются держаться максимально незаметными. В подобных случаях родителям может стать известно, что их сын или дочь имеет ряд прогулов, которые тщательно скрывались ото всех довольно долгое время.

Здесь хорошо просматривается тактика избегания неприятной ситуации: школьник может отрицать факт пропусков занятий до последнего, имитировать болезни (чтобы не идти в школу), придумывать различные небылицы.

Ученики младших классов зачастую не знают, как правильно должен происходить обучающий процесс, а потому даже ощущая грубое давление со стороны учителя, боятся дать ему отпор или пожаловаться близким, ведь он является авторитетом в классе.

Взрослые должны помнить, что дети могут привирать или просто фантазировать, неправильно оценивать реальность.

Если родители начали подозревать, что их ребёнок стал жертвой издевательств со стороны школьного учителя, то им имеет смысл задать малышу ряд наводящих вопросов, формулируя их каждый раз по-разному.

Если ответы чада сводятся к единому смыслу и только подтверждают опасения, то действовать стоит незамедлительно. Самое главное — сохранять спокойствие и тщательно обдумать дальнейшие меры.

Способы мирного решения неприятной ситуации

Для начала следует уточнить, что именно произошло: какую оплошность допустил учитель (унизил, обозвал ребёнка, дал ему подзатыльник или же педагог систематически занижает оценки), были ли свидетели неприятного происшествия. Нужно постараться узнать все подробности касаемо назревшего вопроса.

Родителям желательно поговорить с одноклассниками их чада и выяснить мнение ребятишек относительного преподавателя (поинтересоваться, справедлив ли учитель, не обижает ли их, не выделяет ли он среди учащихся «любимчиков» и тех, кто ему не симпатичен).

Если все сделать правильно и установить доверительный контакт со школьниками, то они с радостью расскажут все в деталях.

Если родители уверены в том, что учитель ведет себя некорректно с их чадом, то стоит обратиться к нему напрямую. Важно не нервничать слишком сильно, не проявлять агрессию. Необходимо спокойно и уверенно взаимодействовать со всеми сторонами конфликта и стремиться выяснить правду.

В разговоре с педагогом родителю правильнее всего будет открыто заявить о причине своего визита в школу и выразить желание прояснить имеющиеся обстоятельства.

Чаще всего одной конструктивной беседы оказывается достаточно для того, чтобы преподаватель пересмотрел свои взгляды на обучающий процесс и свои трудовые полномочия.

Что предпринять родителям, если проблема не исчезает?

Если ситуация остается по-прежнему неудовлетворительной, несмотря на то, что близкие ребёнка разговаривали с преподавателем и искренне пытались уладить все мирным путем, значит, пришло время задействовать других родителей.

Вполне возможно, в итоге станет известно, что их дети тоже жаловались на этого педагога, но они сами не решались действовать в одиночку. Обговорите все сообща и постарайтесь вразумить проблемного учителя совместными усилиями.

Если эти меры не помогут, то оптимальным решением будет обращение к директору образовательного заведения. В таком случае первым делом нужно написать заявление от своего лица или группы родителей в двух экземплярах. Один из них надлежит оставить секретарю, а второй (с печатью и подписью) забрать себе.

Хорошо, если выдастся возможность обговорить назревший вопрос с директором лично. В течении 30-ти дней руководитель школы обязан рассмотреть жалобу, принять необходимые для ее удовлетворения меры, а также письменно ответить на полученное обращение.

Многие серьезные конфликты исчерпывают себя уже на этом этапе, но бывает и так, что по какой-то причине директор не желает содействовать родителям.

Если вам не посчастливилось попасть в такую ситуацию, смело обращайтесь в вышестоящие инстанции — в районный отдел или в управление народного образования (в зависимости от вашего места жительства). Хорошо, если до этого момента у вас появятся физические подтверждения неправомерных действий учителя:

  • видеозапись;
  • запись речи;
  • подписанные доказательства свидетелей инцидента;
  • заявление, на которое не отреагировал директор.

Последняя инстанция, куда можно будет обратиться для решения проблемы — прокуратура.

Разумеется, родители могут предъявить руководству учебного заведения требования о переводе ребёнка в другой класс. Но не факт, что администрация одобрит заявление. Причины отказа могут быть самыми разными (расхождение в программе обучения, укомплектованность классов и т. д.).

Как действовать, если учитель применяет физическую силу?

Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя инструкция для родителей

Если преподаватель позволяет себе отвешивать ученику подзатыльники, бить его (в том числе линейкой или указкой), родителям этого ребёнка следует зафиксировать наличие телесных повреждений в медицинском учреждении, обратиться в прокуратуру или Следственный комитет для возбуждения уголовного дела.

Школьник, подвергающийся нападкам со стороны учителя, особенно нуждается в поддержке близких. Родителям важно дать малышу понять, что они в любом случае на его стороне, и всегда сумеют защитить его.

Учитель против школьника: что делать, если педагог применяет психологические давление

Эмоциональное насилие учителей может серьезно сказаться на здоровье ребенка. Вот почему родителям важно вовремя увидеть эту проблему и быстро среагировать.

Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Яблочкина, профайлер, социальный психолог, основатель и вдохновитель проекта «Управление Общением».

Каково сейчас учиться детям — хорошим, прилежным, старательным и интересующимся знаниями?

Впечатления школьника, закончившего на очень хорошие оценки 11 классов одной из лучших школ крупного города России:

«У меня со школой отношения были всегда натянуты до предела. И да, я любила учиться, и проблема была не в предметах. Проблема была в учителях.

https://www.youtube.com/watch?v=XLqSMTun4eA\u0026pp=ygWYAdCg0LXQsdC10L3QvtC6INC_0L7QtNCy0LXRgNCz0LDQtdGC0YHRjyDQuNC30LTQtdCy0LDRgtC10LvRjNGB0YLQstCw0Lwg0YHQviDRgdGC0L7RgNC-0L3RiyDRg9GH0LjRgtC10LvRjyDQuNC90YHRgtGA0YPQutGG0LjRjyDQtNC70Y8g0YDQvtC00LjRgtC10LvQtdC5

Прекрасные на вид, но озлобленные на весь мир и на беззащитных детей в особенности — видимо, это критерии для найма на работу.

Что ни учитель, то отдельная клиника. Одна устраивает скандалы с унижением учеников по поводу и без, другая пытается манипулировать запуганными десятиклассниками, угрожая отказаться от классного руководства, третья орет «Дурак! Дебил!» за любое промедление в решении уравнения у доски.

Читайте также:  Чем чревато назначение директора-иностранца без разрешения на работу

На последнем звонке они же будут говорить вашим родителям, как трепетно любят нас и как рады были провести нас через сложную пору детства и юношества. Вам же, дети, именно учителя скажут: что вы завалите экзамены, что вообще готовить к ним они вас не обязаны, сдайте на минимум и идите мести дворы — вот ваша судьба остолопов.

О какой любви к образованию может идти речь, когда каждый поход в школу — эмоциональное насилие? Когда вашим родителям врут про вас, а родители зачастую склонны верить учителю. Верить чужому человеку с чужими тараканами, больше чем собственному ребенку, с тараканами вполне родными, как минимум по крови…».

У этого бывшего школьника сейчас все хорошо: университет, студенческая жизнь, интересные проекты, хорошее окружение. И это благодаря поддержке родителей — они не допустили, чтобы ребенка сломали, и научили его постоять за себя._

Дети несправедливость кожей чувствуют! И тем она для них больней.

Именно потому ребенок — идеальный вариант для абьюзера оттачивать мастерство и безнаказанно наслаждаться своей властью и контролем.

Но ведь так было не всегда. Что происходит сейчас с образованием в школе? Откуда так много эмоций и давления? Почему образовательное учреждение приобретает статус пространства для эмоциональной ломки и эмоционального насилия над личностью маленького человека?

• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.

• Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.

• Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.

80% времени уходит на бумажную работу за пределами класса. Когда смотреть в глаза ученику?

Да и зачем? За это не доплачивают…

  1. Создание обстановки общего недоверия. Все всем не доверяют.

  2. Поддержание разобщенности и противостояния в классе.

  3. Деление на группы: отличники и хулиганы, гордость класса и позор класса. Отдельная группа — изгои: плохо прошли психологический тест, не понимают сразу объяснение учителя, медленно усваивают материал, медленно едят, некрасиво выглядят, слишком худые, слишком толстые (переход на личности) и тому подобное.

  1. Неуважение к личности ребенка. Высмеивание недостатков характера, привычек, личных особенностей ребенка, обесценивание его достижений и стараний.

  2. Негативные отзывы в адрес ребенка как человека в некорректной форме и публично выраженные.

  3. Самоутверждение за счет маленького человека, который заведомо не даст отпор.

  4. Нет цели помочь ребенку изменить ситуацию, привычки и поведение, стать компетентнее. Есть цель сделать больно, заклеймить, дать оценку, присвоить категорию. Без возможности выхода и изменений.

Обычно учитель применяет психологическое насилие в классе в отношении только «избранных». Рассмотрим их.

Уже первоклассников могут оскорблять, ставить при всех в классе в угол, наказывать выставлением к доске и так далее. Это все на фоне низкой дисциплины учеников, которые отказываются слушать и слышать учителя. Учитель уже ни для кого не авторитет. Увы и ах!

В зоне риска две основные группы детей:

Первая категория — скромные, тихие, хорошо воспитанные дети из правильных семей, где все тихо и вежливо разговаривают друг с другом, где принято поддерживать друг друга, помогать, слушать и слышать. Вот такие дети впадают в шок и ступор при эмоциональных наскоках, истериках и качелях от «спокойно» до «ураган».

Результат. Ребенок замыкается, перестает участвовать в учебном процессе, начинает отказываться идти в школу или получать знания вообще из любого источника. Образование начинает ассоциироваться с эмоциональной болью.

Вторая категория — дети гиперактивные, энергичные, неуправляемые, еще в семье привыкшие к физическому воспитанию разными бытовыми предметами. Статус «хулиган» и «разрушитель» они приносят с собой из дома, полезных привычек и социальных навыков у них крайне мало, после себя оставляют разруху.

При эмоциональных наездах в свой адрес выбрасывают энергию агрессии в разы превышающую воспитательный посыл. Чем постоянно кормят агрессора. Симбиоз с агрессором получается стопроцентным.

Результат. Как не учились, так учиться и не будут.

Определяющий фактор: насколько хороший контакт у родителей с ребенком. Как хорошо вы знаете своего ребенка, как много с ним общаетесь?

Эмоциональное насилие учителя над ребенком возможно только при безразличии родителей!

Первый признак — поведенческий. Ребенок ведет себя не так как всегда.

С тихими детьми немного сложнее. Они могут замкнуться, не рассказывать, бояться огорчить папу и маму и так далее. Но в их поведении, играх, разговорах с игрушками, рисунках начнут происходить интересные диалоги, появляться новые слова и эмоции.

Родители, обращайте внимание на эти сигналы — что-то не так!

Активные дети начинают дома «отрываться». Становятся еще более активными, агрессивными, склонны ломать, крушить, причинять вред себе: прищемил палец, поранился, обжегся и так далее. Это аутоагрессия, желание причинить вред себе за то, что не смог себя защитить в социуме, совмещенная с потребностью привлечь любовь и заботу, но опять через боль.

Срочно поддерживаем через любовь, защиту и опору!

Ребенку нужен надежный тыл. Всегда!

Второй признак — физиологический. Ребенок может начать плохо спать, плохо есть, жаловаться на боль в животе (область желудка и поджелудочной железы). Это все признаки стресса, в котором находится ребенок.

Обратите внимание! Анорексия, булимия, причинение прямого вреда своему телу и здоровью у детей часто совпадает с активным нежеланием ходить в школу. Срочно начинаем решать вопросы в школе. Вплоть до перевода в другой класс или в другую школу к другому учителю.

Эмоциональное насилие может иметь вполне серьезные физические последствия.

Одно некорректное слово, сказанное против ребенка значимым взрослым учителем при одноклассниках, способно на много лет испортить здоровье, внешность, а порой даже стать угрозой жизни.

Там, где родители занимаются своими детьми, абьюзинг учителя будет очень быстро замечен и прекращен.

Первое, чему учим детей: честности и открытости.

Учим ребенка говорить учителю о своих чувствах:

«Мне это неприятно», «Мне так больно», «Мне так плохо», «Я так не понимаю», «Пожалуйста, разговариваете со мной вежливо и спокойно» и так далее.

Ребенок должен знать, что у него есть права, что он имеет возможности заявить о них открыто, без страха и сомнений. Ребенок должен быть уверен, что есть люди, которые его всегда поддержат. Которые всегда на его стороне. Это вы, родители.

Хорошо помогает диктофон на школьном столе во время уроков и на переменах. Уголовный кодекс никто не отменял. Ребенок может записать общение с учителем в классе. Это его право. Запись станет основой для правовой оценки деятельности педагога и его соответствию должности.

Помним!

Школа несет юридическую ответственность за ребенка, за все, что с ним происходит в течение всего учебного дня.

От момента, когда ребенок зашел в школу, до момента, когда он ушел домой.

Родители, воспитываем себя, учимся создавать доверительные отношения со своими детьми. Там, где ребенка только осуждают, оценивают и сравнивают, места для доверия нет. Как нет места и для любви.

  • Лучшая защита для ребенка — это безусловная, но мудрая родительская поддержка и любовь.
  • Мы, родители, не против кого-то, просто мы всегда ЗА своих детей.
  • Shutterstock.com

Анна-Ирина ЯблочкинаТег:

Рекомендации психолога родителям. Как предотвратить насилие в школе

КАК
ПРЕДОТВРАТИТЬ НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ.

Что такое
запугивание?

Родителям часто
трудно отличить издевательства и нормальное взаимодействие между детьми. Все
дети, время от времени, входят в конфликт с другими детьми.

Разовые случаи
конфликтов между отдельными детьми или группами, или отдельный акт злобности
или злобы, или произвольных актов агрессии или запугивания, как правило, не
считается издевательством.

На самом деле это
нормально для детей, так как они должны получить опыт такого взаимодействия
время от времени. Это действительно важная часть взросления. Дети обучаются
преодолевать разногласия.

Издевательство идет
дальше, чем это.  Издевательство – это преднамеренные и неоднократные
хулиганские действия, выражающиеся в злоупотреблении властью со стороны одного
ребенка над другим.

Эти действия могут
быть в различных формах, в том числе в виде:

Читайте также:  Определение права аренды земельных участков и обязанности участвующих в его реализации сторон

—  физического
насилия (систематические избиения, удары, подножки, тычки, пощечины и т.п),

— психологического
насилия (издевательства, оскорбления, уничижение в присутствии других, злые
шутки, насмехательство над имеющимися либо вымышленными недостатками, принуждение
выполнять унизительные команды и т.п.),

  • — экономического
    насилия (отнимание денег, личных вещей или преднамеренная порча либо
    уничтожение личных вещей, вымогательство денег, в том числе и косвенное:
    принуждение вымогать деньги у других или занимать, либо просить у других,
    принуждение к воровству денег, вещей),
  • — социального
    (преднамеренное распространение ложных слухов о ребенке, преднамеренное
    исключение из круга общения – изоляция);

  • кибер-издевательства (где кто-то использует технологии, например, электронная
    почта, мобильный телефон, чаты или сайты социальных сетей для запугивания в
    устной форме, социально, или психологически),

— сексуального
(принуждение оголяться в присутствии других, насильственные действия
сексуального характера, в том числе фото и видеосъемка таких действий с целью дальнейшего
шантажа, вымогательства и пр.).

 Часто эти
действия сочетаются.

Запугивание встречается
практически в  в каждой школе.

Издевательства в
школе могут серьезно повлиять на физическое и психическое здоровье учащихся. Выявление
запугивания является первым шагом в прекращении его.

Каковы признаки, что над Вашим
ребенком может быть издеваются?

Один из наиболее
распространенных вопросов, которые задают родители: «Как я узнаю, что мой
ребенок подвергается издевательствам?»

Дети могут бояться
рассказывать родителям, потому что считают, что будет только хуже, или что это
неправильно, или они могут чувствовать себя так, как будто это их вина.

К сожалению,
исследования показывают, что значительная часть детей, над которыми издеваются,
никому не говорят об этом. Общая и типичная  реакция на запугивание: не просить
помощи у других, а скорее молча страдать.

Жертвы
издевательств, скорее всего, расскажут об этом своим самым близким друзьям,
затем следуют мама, затем папа, а учителя — в последнюю очередь.

Статистика такова,
что 40 процентов мальчиков и 25 процентов девочек, над которыми издевались
еженедельно, даже не расскажут это своим лучшим друзьям. Еще большее количество
детей не расскажут про это своим родителям.

  1. Некоторые дети хорошо
    скрывают свои чувства, но есть тонкие признаки, которые все родители должны знать.
  2. Вот
    некоторые признаки того, что ребенок подвергается издевательствам:
  3. ·        
    необъяснимые
    порезы, ушибы и царапины;
  • частые повреждения одежды или загрязнение одежды;
  • расплывчатые головные боли или боли в животе;
  • ребенок отказывается ходить в школу;
  • частые «потери» вещей или денег;
  • часто просит небольшие суммы денег;
  • ссоры с ранее хорошими друзьями;
  • избегает выходить из дома;
  • часто звонит сотовый телефон, но ребенок избегает отвечать на звонки;
  • повышенная агрессивность с братьями и сестрами;
  • резкое снижение успеваемости;
  • бессонница
  • тревоги и страхи;
  • Как помочь
    ребенку?
  • Хорошая новость
    для родителей детей, которые подвергаются издевательствам —  вы не бессильны.
  • Есть некоторые
    вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку.
  • Если ваш ребенок
    подвергается издевательствам или преследованиям, вы можете почувствовать
    злость, беспокойство и гнев, однако, очень важно, что вы будете сохранять
    спокойствие и внимательно прислушаетесь к своему ребенку.

Поощряйте ребенка говорить
с вами о том, что произошло. Выясните, что произошло, кто принимал участие, и
где это произошло, и кто это видел.

Запишите, что ваш
ребенок говорит, чтобы впоследствии не упустить что-то важное.

  1. Начните с разговора о том, кто издевается. Но не делайте это слишком интенсивно или возбужденно, иначе вы можете на самом деле помешать ребенку говорить с вами. Помните, что необходимо, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно и открыто с вами, чтобы говорить об этих вещах.
  2. Попробуйте выяснить всю историю от ребенка, не перебивая. После спросите, что ребенок хочет, чтобы произошло, прежде, чем делать какие-либо действия. Сохраняйте спокойствие, показывайте ребенку, что вы его поддерживаете, и не реагируйте немедленно. Прислушайтесь к своему ребенку. Постарайтесь понять ситуацию с его точки зрения.
  3. Объясните ребенку, что то, что с ним случилось, это не его вина.
  4. Спросите, что, когда и где произошло, кто принимал участие, как часто, и кто это видел. Выясните, есть ли какой-либо учитель, который это знает, либо видел.
  5. Свяжитесь со школой и поставьте в известность классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе. Будьте спокойны. Чрезмерная реакция и вызывающее поведение в школе не поможет никому. Поговорите с учителем ребенка и администрацией школы в спокойном и конструктивном ключе, с упором на поиск решения. Говорите о произошедшем как можно более четко, а не эмоционально. Спросите, что школа планирует делать
  6. Не позволяйте вашему ребенку держаться подальше от школы — потому что это не решит проблемы. Держите постоянную связь со школой,  чтобы убедиться, что ситуация решается и постоянно отслеживайте это.
  7. И, наконец, необходимо помочь ребенку выработать некоторые вещи. В этом ему поможет школьный психолог.
  8. Вы не одиноки, и запугивание может быть остановлено. Никто не любит, чтобы издевательства происходили, и, работая вместе с вашей школой можно найти лучший возможный результат для вашего ребенка.

Как вы можете
работать со школой?

Это может быть
действительно сложной проблемой для родителей, чтобы пойти в школу вашего
ребенка, когда вы узнали, что над ним издеваются, и многие родители на самом
деле не знаете, что делать.

Тем более ребенок может вам сказать, что он не
хочет, чтобы в школе все узнали, что над ним издеваются. В его глазах это может
быть стыдным и позорным. Говоря о проблеме с ребенком, необходимо ему
разъяснить, что разговор в школе является необходимым для решения его проблемы.

Не его вина, что это случилось. И такое решение проблемы не является чем-то
постыдным или проявлением слабости.

Помните, что цель
здесь состоит в прекращении издевательств.

Поделитесь своей
проблемой  и попросите классного руководителя ответить на такие вопросы, как:

  • Как мой ребенок ладит с другими детьми в своем классе?
  • С кем он или она проводит свободное время?
  • Заметили ли вы, или  подозреваете, что мой ребенок подвергается издевательствам со стороны других учащихся?
  • Есть ли конфликт со стороны одного ребенка или группы детей?
  • Как думает учитель, почему ваш ребенок стал потенциальной целью преступника?
  1. Поговорите с
    учителем по поводу всех форм издевательств — физические, словесные, социальные
    (скрытого типа), психологические и кибер издевательства — чтобы убедиться, что
    все формы изучены.
  2. Попросите
    классного руководителя и замдиректора школы по воспитательной работе, чтобы они
    поговорили с другими взрослыми, которые взаимодействуют с вашим ребенком в
    школе (например, учителя-предметники или даже охранник), чтобы узнать есть ли у
    них наблюдения издевательств над вашим ребенком со стороны других учеников.
  3. Если вас не
    устраивает итог разговора с классным руководителем или замдиректора школы, то
    вы должны встретиться и обсудить все вопросы с директором школы.

Имейте в
письменном виде, все документы по вашей проблеме: копии ваших письменных
заявлений администрации школы, затребуйте копии письменных объяснений обидчиков
вашего ребенка, затребуйте в письменном виде план школы (ответственных лиц
школы) по решению вашей проблемы, копии обследования ребенка у школьного (либо
иного) психолога и письменные рекомендации психолога.

При необходимости
(наличие синяков, других физических повреждений) зафиксируйте их в травмпункте
и сделайте письменное заявление в органы полиции, добейтесь в полиции
направления ребенка на медицинскую экспертизу.

Если вы считаете, что у ребенка
имеется в качестве последствий издевательств психологический ущерб, то
затребуйте в полиции направление на медицинскую психологическую экспертизу и
т.п.

Школы и полиция
принимают издевательства очень серьезно, и последствия для обидчиков могут
варьироваться от предупреждения, до содержания под стражей.

Родители обидчиков
могут быть привлечены к административной ответственности, оштрафованы.

Кроме
того, вы можете в судебном порядке возместить убытки на психологическую
реабилитацию вашего ребенка, лечение (включая стоимость медикаментов) и
моральный ущерб.

Педагог-психолог
МБОУ ШИ №3 г. Уфы  О.А. Логинов.

Adblock
detector