Россия значительно упрощает получение гражданства для некоторых категорий граждан
Закон об упрощенном порядке получения гражданства освобождает соискателей от обязательного пятилетнего проживания в России, а также от требований иметь законный источник дохода и отказа от иностранного гражданства. Впрочем, как сообщили «Парламентской газете» в МВД России, сейчас идет работа над проектом новой редакции Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в котором появятся новые положения…
Содержание:
Позволяют ли действующие правовые нормы воспользоваться новыми правилами всем желающим и как процесс получения российского гражданства происходит в реальной жизни, разбиралось наше издание.
Закон о приобретении гражданства РФ работает
В 2020 году число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации, составляет 656 347 человек, сообщили «Парламентской газете» в МВД России.
Это на 31,8 процента больше аналогичного периода позапрошлого года: в 2019-м таковых было 497 817.
Причем, подчеркнули в МВД, доля лиц, получивших российское гражданство в упрощенном порядке, составила 98 процентов от общего числа.
За последние годы число новых граждан России растет, несмотря ни на что, включая и пандемию. Понятное дело, заявил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий, что львиная доля здесь — граждане ЛНР и ДНР: 422 тысячи.
«В любом случае закон работает, — констатировал депутат, — он очень нужен тем, кто хочет стать гражданином России, и полностью соответствует запросам тех людей, которые поднимали вопрос об упрощении процедуры принятия гражданства России перед Президентом РФ в 2018 году на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом».
Гражданство — за особые заслуги
Упрощенный порядок получения российского гражданства в разной степени коснулся всех желающих. Общие нормы, прописанные в статье 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 2002 года, продолжают действовать. Но с одним нововведением, облегчающим процесс: теперь претендентам уже не нужно официально отказываться от предыдущего гражданства.
«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке», — говорится в законе. На практике выглядит это так.
Человек, желающий в перспективе стать гражданином нашей страны, должен приехать в Россию, встать на миграционный учет и получить разрешение на временное проживание (РВП).
Через год соискатель вправе обратиться за получением вида на жительства, по которому ему предстоит жить в России пять лет. И лишь после этого он получает право обратиться в территориальный орган МВД РФ с заявлением о приеме в гражданство России.
АГН Москва
- К заявлению необходимо приложить документы, удостоверяющие личность, гражданство либо его отсутствие, а также подтверждающие место жительства потенциального россиянина.
- Если после того как соискатель доказал, что имеет законные источники средств существования и владеет русским языком, будет принято положительное решение, то после принесения присяги теперь уже окончательно признанный россиянином гражданин получает долгожданный паспорт новой Родины.
- В общей сложности процедура занимает немалый срок — шесть лет, а иной раз и больше, так как в случае отказа в получении российского гражданства повторно обратиться с таким заявлением можно лишь через год.
Закон позволяет сократить общее время рассмотрения до года. Основанием станет: наличие у соискателя высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для России; предоставление человеку политического убежища на территории нашей страны или признание его беженцем согласно действующему российскому законодательству.
Люди, имеющие особые заслуги перед Россией, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство России без соблюдения каких-либо условий. В равной степени это относится к гражданам государств, входивших в состав СССР, не менее трех лет служивших по контракту в Вооруженных силах РФ, других войсках или воинских формированиях. Так что честь получить гражданство РФ можно и заслужить.
Получение гражданства РФ максимально упрощено
Есть и другие категории иностранцев, для которых существуют различные формы упрощенного получения российского гражданства. И регулируется это как Законом «О гражданстве Российской Федерации», так и указами главы государства.
Например, Указ Президента страны от 24.04.2019 №183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке».
Он устанавливает, что лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, в том числе ранее имевшие гражданство России, имеют право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.
При этом претенденты должны постоянно проживать в этих районах и быть там официально зарегистрированы.
https://www.youtube.com/watch?v=c3t-SEjEBsQ\u0026pp=ygWaAdCg0L7RgdGB0LjRjyDQt9C90LDRh9C40YLQtdC70YzQvdC-INGD0L_RgNC-0YnQsNC10YIg0L_QvtC70YPRh9C10L3QuNC1INCz0YDQsNC20LTQsNC90YHRgtCy0LAg0LTQu9GPINC90LXQutC-0YLQvtGA0YvRhSDQutCw0YLQtdCz0L7RgNC40Lkg0LPRgNCw0LbQtNCw0L0%3D
Им достаточно обратиться в пункты по приему и выдаче документов, чтобы после вынесения положительного решения и принесения присяги получить российский паспорт. Вся процедура должна занять три месяца.
Присяга при принятии гражданства РФ
«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».
(Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», ст. 11.1)
Другой президентский указ — от 29.04.
2019 №187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке» касается граждан Украины, ранее проживавших в Крыму и Севастополе, Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, супругов и родителей.
РИА Новости/Сергей Аверин
Чтобы обратиться в территориальный орган МВД РФ с заявлением о получении нашего гражданства, им потребуется приехать в Россию и получить разрешение на временное пребывание или постоянное проживание. Присяга, как и во всех случаях, обязательна. Срок рассмотрения заявления — также три месяца.
- Отсутствует временной ценз пребывания на территории РФ при получении гражданства для таких категорий, как ветераны Великой Отечественной войны; участники госпрограммы по оказанию содействия по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей; лица, состоящие в браке с гражданином России, имеющие общих детей.
- Аналогичная норма действует и для носителей русского языка, владение которым, впрочем, нужно доказать, пройдя испытание в соответствующей комиссии территориального органа МВД России.
- • Гастарбайтеров собираются сосчитать, выучить и вылечить • ВНЖ в России за инвестиции начнут выдавать не ранее середины 2021 года • Нерезиновый Крым: кто уехал и кто «понаехал»
Кто может получить гражданство РФ в упрощенном порядке
Порядок получения гражданства РФ максимально упрощен (хотя по меньшей мере год им придется прожить по разрешению на временное проживание) для тех, кто:
- родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР;
- состоит не менее трех лет в браке с гражданином России, проживающим на территории РФ;
- имеет дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ;
- имеет ребенка, являющегося гражданином РФ;
- получил после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории;
- индивидуальные предприниматели;
- инвесторы;
- квалифицированные специалисты;
- имеет хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории Российской Федерации;
- является гражданином Белоруссии, Казахстана, Молдавии или Украины.
Будет ли новая редакция Закона о получении гражданства
Процедура упрощенного получения российского гражданства запущена, отмечает Виктор Водолацкий, причем количество заявлений постоянно увеличивается. Только с начала этого года их уже поступило 223 тысячи.
Но любой закон — гибкий инструмент, адаптированный к той или иной ситуации, и всегда есть возможность внести в него изменения. Так, существует общая законодательная практика — в течение года наблюдать, как документ работает, выявлять проблемы и находить пути их устранения.
Поэтому в мае, сообщил депутат, на заседании Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками планируется рассмотреть поступившие в палату обращения, для того чтобы решить: надо ли вносить в действующий Закон «О гражданстве Российской Федерации» какие-то поправки?
Таких обращений между тем немало. Как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Сегодня, когда весь мир погрузился в глобальные проблемы, люди хотят вернуться в Россию и чувствовать себя в безопасности.
АГН Москва
«В безопасности» — это в обращениях является ключевым понятием, — подчеркивает Виктор Водолацкий. — Для них Россия сегодня — самая безопасная страна. Огромное количество обращений поступает из стран Прибалтики — Эстонии, Латвии, Литвы, а также из Киргизии.
Даже, к слову, из ФРГ. Покинувшие когда-то республики СССР советские немцы видят, как идет мусульманизация Германии, понимают, что их дети и внуки находятся в группе риска, и изъявляют желание вернуться на Родину.
А Родиной своей они считают именно и только Россию».
«Поэтому, — подчеркнул депутат, — и ставят наши соотечественники вопрос о необходимости расширения списка стран, выходцы из которых смогут получить российское гражданство по упрощенной процедуре.
Однако, хотя это желание можно понять, ясно и то, что какие-либо изменения в правовом поле в области получения гражданства произойдут не раньше, чем досконально будет изучена правоприменительная практика действующего закона».
Причем, как сообщили «Парламентской газете» в МВД РФ, «в настоящее время проводится работа над проектом новой редакции Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в котором будут сохранены положительно зарекомендовавшие себя положения и включены новые».
Из ст. 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»:
Отклоняются заявления… поданные лицами, которые:
- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя России…
- участвуют либо участвовали в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах…
- участвуют либо участвовали в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности…
- имеют ограничения на въезд в РФ…
- использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства…
- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений…
- преследуются в уголовном порядке компетентными органами…
- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы…
Новый закон "О гражданстве РФ" создаст проблемы тем, кто был россиянином по старому закону
27.06.2022 16:59:00
Законодатели удивительным образом обходят конституционное право на признание гражданства России по рождению за теми, кто родился в РСФСР и не изменял российскому гражданству, хоть и проживал в другой стране. Фото Reuters
В Госдуме готовятся принимать во втором – решающем – чтении проект закона «О гражданстве РФ», внесенный от имени президента России 29 декабря прошлого года. Первое чтение его состоялось 5 апреля. Наряду со многими новшествами, отражающими современные запросы общества и государства, проектом предлагается обновленный институт признания гражданином Российской Федерации.
В нем обещают восстановить право на признание российского гражданства тем, кто были признаны гражданами России в соответствии с первым Законом о гражданстве Российской Федерации, вступившим в силу 6 февраля 1992 года, и по своей воле не отказались от российского гражданства.
Это нововведение было встречено с большим энтузиазмом теми, кто 20 лет ожидал восстановление права на признание гражданства России.
- Напомним, что, согласно первому закону, в 1992 году право на гражданство Российской Федерации в порядке признания получили две группы граждан бывшего СССР.
- Первая: те, кто постоянно проживал на территории России на день вступления в силу этого закона (их право было закреплено в части 1 статьи 13 Закона).
- Во второй группе: родившиеся в РСФСР или имевшие родителя, на момент рождения проживавшего в России, они признавалось имевшими гражданство РФ по рождению (в части 2 статьи 13 Закона).
- Затем Постановлением Верховного Совета РФ от 17июня 1993 года право на гражданство РФ по признанию в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о гражданстве было дано еще двум – третьей и четвертой – группам граждан бывшего СССР.
- Третья группа: те, кто постоянно проживал на территории России, выехал временно за ее пределы до 6 февраля 1992 года (в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам) и вернулся после вступления Закона в силу (пункт 2 Постановления).
- Четвертая группа: военнослужащие Вооруженных Сил РФ, которые на 6 февраля 1992 года проходили службу за рубежом в воинских частях под юрисдикцией РФ (пункт 3 Постановления).
Самым проблемным путем к гражданству стало признание по рождению. И пока один из урожденных граждан России, А.Б.
Смирнов, в 1996 году не дошел до Конституционного суда РФ, в признании по рождению отказывали, предлагая другие возможности получить гражданство РФ.
(Надо сказать, что отказывали в признании и позже, что порождало трагедии, подобные той, которая накрыла семью Огибениных, переехавшую из Крыма в 2000 году в Ярославскую область, о чем «НГ» писала 14.11.19).
В 2002 году был принят новый закон о гражданстве, в нем не стало процедуры признания.
Те, кто не успели получить российский паспорт до вступления в силу нового закона, фактически были лишены права на признание гражданства по рождению, если только их жизненный путь не совпадал точно с этапами жизни А.Б. Смирнова, по жалобе которого 16 мая 1996 года было принято Постановление Конституционного суда (№12-П).
В резолюции этого Постановления указано на необходимость признания гражданства России конкретно за А.Б. Смирновым (и за лицами, имевшими схожую биографию).
Но, мотивируя это решение, Конституционный суд исследовал вопрос признания гражданства по рождению с более широкой, чем отдельная биография, позиции конституционного права и сделал вывод, что из положения закона, «согласно которому лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации», вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве с момента рождения и в силу статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации не могут считаться лишившимися российского гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления в силу названного Закона».
Цитирую далее Конституционный суд: «Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов». Таким образом, Конституционный суд указал на то, что законодательные нормы и практика их применения, отказывающие урожденным гражданам России в признании за ними безусловного права на гражданство Российской Федерации, попирают Конституцию страны.
Увы, эта позиция Конституционного суда игнорируется и в новом проекте закона о гражданстве, предложенном именем президента, в его 19-й статье в отношении тех, кто входит во вторую группу граждан, получивших в 1992 году признание гражданства РФ по рождению.
Для них признание гражданства возможно только в случае, если они вернутся в Российскую Федерацию для постоянного проживания.
Это означает: прежде чем подать заявление на получение российского паспорта, нужно предъявить доказательство постоянного проживания в РФ – вид на жительство, документ, который получают иностранные граждане (процедура в общем случае занимает не менее полутора лет: сначала – разрешение на временное проживание, хоть и без квоты, потом, только через год – вид на жительство). То есть получается, что Россия считает иностранцем того, кто родился в РСФСР, вернулся на родину после 6 февраля 1992 года и от своего российского гражданства не отказывался. Только после получения вида на жительство возможно будет признание российского гражданства, но не с рождения, а только с 6 февраля 1992 года.
Однако Конституционный суд признал, что «лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства… является недопустимым как при издании, так и при применении законов». И в этой связи к президентскому законопроекту встает по крайней мере два вопроса.
1. Законопроект предлагает отношение к урожденному гражданину РСФСР как к иностранцу до момента, когда он получит вид на жительство в России. А что это, как не антиконституционное, хоть и временное, прекращение признанного законом в 1992 году гражданства по рождению?
2. Человек, родившийся в РСФСР, с момента рождения приобретал гражданство Советской России одновременно с гражданством СССР. Советского Союза не стало, а вместе с этим исчезло гражданство СССР.
Но РСФСР (под другим именем с 21 апреля 1992 года) живет, и ее граждане, родившиеся до 6 февраля 1992 года, как указал Конституционный суд, «состоят в российском гражданстве с момента рождения».
Но законопроект вопреки утверждению Конституционного суда и здравому смыслу предлагает всем им исчислять гражданство с 6 февраля 1992 года, сделав всех их до этого лицами без гражданства. Или нужно считать этот день единым днем рождения?
Чтобы исправить недоразумение, депутат Константин Затулин одной из поправок, внесенных им ко второму чтению законопроекта, предложил заменить требование к урожденным гражданам РСФСР, желающим оформить свое гражданство, вернуться для постоянного проживания в РФ, на предложение им вернуться для проживания в РФ.
Исправление небольшое: исключается одно слово «постоянное». Но обстоятельство существенное.
Если «постоянное проживание», как уже отмечалось, подтверждается видом на жительство, то «проживание» – документом, подтверждающим право лица на пребывание либо проживание в Российской Федерации: от вида на жительство до визы и/или миграционной карты.
А это значит, что вернувшийся в Россию урожденный гражданин РСФСР сможет сразу же без дополнительных процедур и условий обратиться за признанием своего гражданства по месту пребывания.
Нужно бы еще исправить срок, предложенный законопроектом, с которого начнется отсчет гражданства для родившихся в РСФСР: заменить 6 февраля 1992 года на день рождения. Этой поправки пока не предложено. Но, может, исправят и этот недочет. А пока продолжается обсуждение поправок. Ждут еще отзывов из правительства, МВД, МИДа.
В Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками 20 июня из Управления президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан уже поступил отзыв на поправки к законопроекту. В нем поправка Затулина не поддерживается.
Свою позицию управление объясняет тем, что норма законопроекта, которую поправляет депутат, увязывается «с действовавшими на 6 февраля 1992 года положениями о признании именно постоянно (выделено управлением) проживающих на данную дату на территории Российской Федерации лиц гражданами Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948–1 «О гражданстве Российской Федерации»)».
В отзыве почему-то смешивают в одну кучу признание гражданства России по рождению у родившегося в РСФСР человека и признание гражданства за постоянно проживавшим в России (но не родившимся в РСФСР) гражданином бывшего СССР, который на 6 февраля 1992 года не имел постоянной прописки (временно выезжал), а потом вернулся. Это – третья группа лиц, которая названа в начале статьи, среди получивших в 1992–1993 годах право на признание гражданства РФ. Они, как и военнослужащие четвертой группы, в вопросе гражданства приравнены к постоянно проживавшим в РФ на 6 февраля 1992 года. К родившимся в РСФСР они не относятся.
По необъяснимым причинам господа, отвечающие за обеспечение конституционных прав граждан, несмотря на ясные разъяснения Конституционного суда, забывают о конституционном праве на признание гражданства России по рождению за теми, кто родился в РСФСР и не изменял своему российскому гражданству, хоть и проживал в другой стране и, может быть, был вынужден получить другой паспорт.
К сожалению, позиция защитников конституционных прав граждан вызывает вопросы не только у рожденных в РСФСР.
Право гражданина России дать гражданство РФ своему ребенку, рожденному за рубежом, если этому противится другой родитель-иностранец, тоже блокируется. Лишаются права супруги, вырастившие общих детей, помочь с гражданством России друг другу.
Соотечественники за рубежом, защищать которых стало конституционной обязанностью государства, опять остаются за бортом проектируемого закона.
Одобрен Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
Документ
представил В. Полетаев.
На 544-м
заседании сенаторы одобрили Федеральный закон «О гражданстве Российской
Федерации», внесенный Президентом РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=c3t-SEjEBsQ\u0026pp=YAHIAQE%3D
Документ
представил первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству Владимир Полетаев.
Федеральный
закон направлен на комплексное урегулирование отношений в области гражданства.
Устанавливаются основные принципы гражданства, основания его приобретения и прекращения, полномочия органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется
производство по делам о гражданстве.
- Федеральный
закон расширяет перечень оснований приобретения гражданства Российской
Федерации: по рождению, в результате приема в гражданство РФ, в результате
выбора гражданства РФ при изменении Государственной границы России, в соответствии с международными договорами. - В частности, в результате обновления института признания гражданства, ставшего
самостоятельным основанием приобретения гражданства, гражданство РФ сможет
приобрести более широкий круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно
проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории РФ по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Россию,
при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один
из их родителей на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР, военнослужащие, которые принесли
присягу на верность СССР или России и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией РФ и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе
Объединенных Вооруженных Сил СНГосударств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети. - Также
оговаривается, что до дня вступления закона в силу гражданами Российской
Федерации могут быть признаны лица без гражданства, а также при определённых
условиях их дети, которые ранее получили паспорт гражданина Российской
Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство Российской
Федерации, но не приобрели гражданство в установленном порядке.
К соискателям гражданства Российской Федерации предъявляются требования о пятилетнем сроке постоянного проживания в Российской Федерации (со дня принятия
решения о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и до дня подачи
заявления о приеме в гражданство), владении русским языком, знании истории
России и основ законодательства Российской Федерации, а также об отсутствии
обстоятельств, являющихся основанием отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. По сравнению с действовавшим законодательством
из общих требований исключается необходимость подтверждения соискателем
законного источника средств к существованию.
Федеральный
закон расширяет полномочия Президента РФ в области гражданства Российской
Федерации.
Помимо утверждения Положения о порядке рассмотрения вопросов
гражданства за Президентом РФ закрепляются полномочия по приему в гражданство в исключительном порядке, по определению категорий лиц, принимаемых в гражданство
Российской Федерации не только в гуманитарных (как в настоящее время), но и в иных целях без учета всех или нескольких общих требований, по установлению иных
требований и условий приема в гражданство Российской Федерации. В определенных
случаях Президент Российской Федерации принимает решения о прекращении
гражданства Российской Федерации и согласовывает отдельные решения о прекращении гражданства Российской Федерации, принятые другими уполномоченными
органами.
- В отношении лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, все решения по вопросам гражданства будет принимать федеральный орган исполнительной власти в сфере международных отношений и дипломатические и консульские учреждения
Российской Федерации. - Исключается
институт отмены решений о приеме в гражданство и уточняется институт
прекращения гражданства Российской Федерации, устанавливаются его основания и порядок, а также определяются полномочные органы, принимающие решение о прекращении гражданства Российской Федерации. - Помимо
добровольного волеизъявления в качестве самостоятельных оснований прекращения
гражданства Российской Федерации выделяются: сообщение заведомо ложных сведений
в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и законодательство,
выразившееся, в том числе, в совершении преступления (приготовления к преступлению или покушению на преступление), а также действий, создающих угрозу
национальной безопасности Российской Федерации, установление факта
представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо
сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение
о признании гражданства или приема в гражданство.
В частности, в целях противодействия угрозе безопасности Федеральный закон
расширяет перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение
гражданства у лиц, приобретших гражданство России в результате признания
гражданином РФ на основании федерального конституционного закона,
международного договора или приема в гражданство России. Помимо установленного
в законодательстве действующего перечня преступлений террористической
направленности в этот перечень включены преступления против половой
неприкосновенности, в сфере экономической деятельности, против общественной
безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности государства, правосудия, порядка
управления, военной службы, мира и безопасности человечества, а также
преступления, сопряженные с экстремистской деятельностью.
При
этом Федеральный закон не допускает возможность прекращения гражданства России,
приобретенного по рождению.
Установлены
дополнительные механизмы защиты детей, в том числе, и рожденных от граждан
Российской Федерации на территории иностранного государства, в части
возможности их приема в гражданство России на основании обращения в уполномоченный орган за пределами территории или на территории РФ с заявлением
о приеме в гражданство по упрощенной процедуре одним из родителей
(усыновителей), являющимся гражданином Российской Федерации или приобретающим
гражданство РФ без соблюдения существующего в настоящее время требования об обязательном согласии второго родителя (усыновителя) – иностранного гражданина.
Еще
одним механизмом защиты детей является введение безусловного оформления
гражданства России по рождению у тех из них, кто усыновлен гражданами РФ, а также безусловное сохранение гражданства РФ ребенком, усыновленным
(удочеренным) иностранным гражданином. Гражданство такого ребенка может быть
прекращено по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя в установленном порядке, если это не противоречит интересам ребенка.
В ходе работы над проектом федерального закона в его тексте были учтены поправки,
внесенные сенаторами Российской Федерации, отметил Владимир Полетаев.
Федеральный
закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его
официального опубликования.
Подписан закон о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации
- Федеральный закон принят Государственной Думой 18 апреля 2023 года и одобрен Советом Федерации 26 апреля 2023 года.
- Справка Государственно-правового управления
- Федеральным
законом с учётом
изменений, внесённых
в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, и практики
реализации государственной миграционной политики Российской Федерации
систематизированы подходы к регулированию отношений, связанных
с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации. - Положения
Федерального закона ориентированы на предоставление гражданства Российской
Федерации лицам, которые проживают в России, способны органично включиться
в систему позитивных социальных связей и стать полноценными членами
российского общества.
В связи
с этим гражданство Российской Федерации может предоставляться лицам,
которые владеют русским языком, знают историю России и основы российского
законодательства, обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации
и не представляют угрозу для безопасности и правопорядка. Такой
подход учитывает необходимость адаптации лица, претендующего на приобретение
гражданства Российской Федерации, к жизни в российском обществе.
https://www.youtube.com/watch?v=c3t-SEjEBsQ\u0026t=54s
Одновременно
Федеральный закон предусматривает сокращение числа требований более чем
к 20 категориям лиц при приёме их в гражданство Российской Федерации и признании
российскими гражданами.
Прежде всего
речь идёт
о лицах, являющихся соотечественниками – гражданами бывшего СССР, их
детьми, участниками Государственной программы по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, а также о лицах, которые имеют
проживающих в России близких родственников – граждан Российской
Федерации.
Лица,
имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших
на территории, относившейся к Российской империи или СССР
(в пределах государственной границы Российской Федерации), также получают
право на упрощённое
приобретение гражданства Российской Федерации. Возможность упрощённого приобретения
гражданства Российской Федерации предусматривается также для лиц, которые
до сих пор были вынуждены использовать непростую процедуру восстановления
сроков подачи заявлений о приёме в гражданство.
- В соответствии
с Федеральным законом другие категории лиц, которые имеют право
на упрощённое
приобретение гражданства Российской Федерации, могут быть определены Президентом
Российской Федерации как в гуманитарных, так и в иных целях. - Федеральным
законом расширяется круг лиц, которые могут быть признаны гражданами Российской
Федерации. - В ведении
Президента Российской Федерации остаётся приём
в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке, который
распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся
гражданами СССР, лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией,
а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо
по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации.
В отношении
остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства
Российской Федерации наделяются МВД России и МИД России. Передача
полномочий главы государства по принятию решений по вопросам
гражданства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти
сократит срок рассмотрения вопросов гражданства с одного года до трёх месяцев.
В целях
исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами
и гражданами Российской Федерации для приобретения российского гражданства
упрощённое
приобретение предусмотрено только в случае наличия в браке общего ребёнка.
Вместо
отмены решений о приёме
в гражданство Российской Федерации вводится институт прекращения
гражданства Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации
по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации
в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации,
проживающих в Российской Федерации, переданы МВД России, что обеспечит
применение единого механизма добровольного выхода из гражданства.
Федеральный
закон устанавливает 10-летний срок, по окончании которого нельзя принять
решение о прекращении гражданства Российской Федерации в связи
с нарушениями, допущенными в процессе приёма в гражданство. Вместе с тем
в случае прекращения гражданства Российской Федерации в связи
с совершением преступления 10-летний срок не применяется.
Согласно
Федеральному закону основанием для прекращения гражданства Российской
Федерации, полученного в результате принятия в гражданство Российской
Федерации или признания гражданином Российской Федерации, является совершение
действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Заключение о совершении таких действий выносится органами Федеральной службы
безопасности. Федеральный закон гарантирует лицам, в отношении которых
вынесено такое заключение, право на судебную защиту.
Федеральным
законом определены основания, порядок установления и учёта в соответствующем
едином федеральном информационном регистре факта наличия или отсутствия
гражданства Российской Федерации. Предусмотрено, что установление такого факта
имеет статус самостоятельного решения по вопросам гражданства Российской Федерации,
что предполагает возможность его обжалования в судебном порядке.
https://www.youtube.com/watch?v=c3t-SEjEBsQ\u0026t=201s
Кроме того,
Федеральным законом урегулированы вопросы, касающиеся порядка и процедуры
рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам гражданства
Российской Федерации.
В частности, уточнены правила повторного обращения
с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации после
отклонения предыдущего, указаны виды решений по вопросам гражданства
Российской Федерации, определены порядок и сроки их принятия.
Федеральным
законом предусмотрена возможность и установлены общие правила досудебного
обжалования решений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых
органами внутренних дел или их должностными лицами.
Вышестоящие органы
внутренних дел и их должностные лица наделяются правом отменить незаконные
и нарушающие права заявителей решения нижестоящих органов
и должностных лиц, а также принять необходимые меры для устранения
нарушений закона.
Гражданство РФ в упрощенном порядке: кому дают и как получить
Бывает два способа получения гражданства — общий и упрощенный. Общий способ очень долгий, вам придется 5 лет жить в России по виду на жительство, и лишь потом можно получить право стать гражданином России.
Упрощенный порядок возможен только по определенным основаниям, например по браку, или для граждан определенных стран, например Украины. В упрощенном порядке получить гражданство можно быстро – в срок от 3 до 6 месяцев.
Для получения гражданства РФ в упрощенном порядке в органы МВД по вопросам миграции могут обратиться иностранные граждане, относящиеся к следующим категориям:
1. Вне зависимости от срока проживания на территории РФ после получения ВНЖ и до дня подачи заявления на получение гражданства Российской Федерации:
- имеющие по крайней мере 1 родителя, который проживает на территории РФ и является гражданином РФ;
- имеющие ранее гражданство СССР, а в настоящее время проживающие на территории одной из бывших республик, но по каким-то причинам не получившие ее гражданства, и, соответственно, остающиеся лицами без гражданства.
2. Вне зависимости от соблюдения 5-летнего срока проживания на территории РФ со дня получения ВНЖ:
- рожденные на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР;
- состоящие в браке с гражданином РФ, если продолжительность брака составляет не менее 3 лет;
- имеющие совершеннолетних детей — граждан РФ, которые по решению суда признаны недееспособными или же дееспособными ограниченно, при условии, что второй родитель (гражданин РФ) умер, признан отсутствующим, пропавшим без вести или лишен родительских прав;
- имеющие детей — граждан РФ, при условии, что второй родитель (гражданин РФ) умер, лишен родительских прав, признан отсутствующим или пропавшим без вести;
- нетрудоспособные, однако имеющие дееспособных детей — граждан РФ, которым уже исполнилось 18 лет;
- получившие соответствующее образование после 01.07.2002 и осуществлявшие трудовую деятельность в РФ не менее 3 лет до момента, когда обратились с заявлением о получении гражданства РФ;
- ведущие на территории РФ свой бизнес совокупным сроком не менее 3 лет до дня обращения с заявлением о получении гражданства, если их прибыль в этот период составляет не меньше 10 млн руб. по видам экономической деятельности, которые устанавливаются Правительством РФ;
- осуществляющие инвестиции в экономику РФ (причем их доля должна быть не менее 10%, а размер чистых активов предприятия должен составлять не меньше 100 млн руб.) или уплатившие в виде налоговых отчислений в казну РФ не меньше 6 млн руб.;
- в течение 3 лет до дня обращения с заявлением о гражданстве осуществлявшие в РФ деятельность по профессии, которая относится к разряду высококвалифицированных специальностей;
- являются гражданами Белоруссии, Казахстана, Молдавии или Украины;
В закон «О гражданстве РФ» были внесены изменения, согласно которым получить гражданство РФ в упрощенном порядке могут лица без гражданства и иностранные граждане, которые докажут, что являются носителями русского языка. Решение об отнесении иностранных граждан к этой категории будет приниматься специально созданной комиссией при территориальном органе МВД.
Иностранным гражданином, являющимся носителем русского языка, признается лицо, которое владеет русским языком и пользуется им в повседневной речи, при условии, что эти лица или их родственники постоянно проживают (или раньше постоянно проживали) в РФ либо на территориях, относившихся к СССР или Российской империи.
Вышеуказанные граждане должны иметь 4 (самый высокий) уровень владения русским языком.
https://www.youtube.com/watch?v=c3t-SEjEBsQ\u0026t=260s
Заявление о признании иностранного гражданина носителем русского языка должно быть подано не позже чем за 3 месяца до окончания срока проживания, или не позднее чем за 15 дней до истечения срока нахождения на территории РФ.
Если гражданина не признали носителем русского языка, то он вправе обратиться с повторным заявлением не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа. Если его признали относящимся к этой категории, то данное решение действует в течение 12 месяцев.
Итак, давайте подведем итоги. Иностранные граждане, которые признаны носителями русского языка, вправе подавать заявление на упрощенное получение гражданства РФ в следующих случаях:
- Если они обязуются соблюдать положения Конституции РФ.
- Если у них имеется законный источник средств существования.
- Если они отказались от гражданства другого государства. Из этого условия имеются 2 исключения: выходить из гражданства иностранного государства не нужно, если это предусмотрено международным договором или если заявитель не может выйти из гражданства по независящим от него причинам. Кроме того, не нужно отказываться от гражданства Украины — достаточно направить заверенное нотариусом письмо в адрес Консульства Украины.
Важно! С 17 июня 2020 года граждане Украины и Белоруссии не обязаны сдавать экзамены, чтобы подтвердить, что они носители русского языка. Поэтому для них получение гражданства РФ стало еще проще. Кстати, граждане Украины теперь не должны отказываться от своего гражданства, что значительно упрощает для них процедуру получения российского паспорта.
Упрощенное получение российского гражданства для остальных категорий граждан
Есть еще несколько категорий граждан, которым также положены льготные условия вступления в гражданство:
- Иностранные граждане, признанные нетрудоспособными, зарегистрированные по месту жительства в РФ до 01.07.2002, которые приехали из стран, ранее входивших в состав СССР. Они могут обратиться за получением гражданства в упрощенном порядке без соблюдения 5-летнего срока проживания с момента получения ВНЖ.
- Ветераны ВОВ, которые имели гражданство СССР и проживают на территории РФ.
- Иностранные граждане и члены их семей, которые стали участниками программы по оказанию содействия в добровольном переселении соотечественников из-за рубежа и имеют регистрацию на территории РФ по месту жительства.
К таким категориям относятся:
- дети, один из родителей которых — гражданин РФ, если заявление подает этот родитель, а второй родитель не возражает приобретению гражданства РФ ребенком (но такое согласие не нужно, если ребенок проживает в РФ);
- дети, единственный родитель которых — гражданин РФ;
- ребенок/недееспособный гражданин, в отношении которого опекуном или попечителем признан гражданин РФ — по соответствующему заявлению опекуна/попечителя;
- дети, которые помещены под надзор в российскую организацию для сирот — по заявлению руководителя этой организации;
- недееспособные лица, которые помещены в медицинскую или иную специализированную организацию, находящуюся на территории РФ — по заявлению руководителя такой организации.
Кроме этого, в соответствии с международными договорами, на получение гражданства РФ в упрощенном порядке могут претендовать граждане Киргизии, Белоруссии и Казахстана.
Как получить быстро гражданство РФ
Для приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке заявитель предоставляет в территориальный орган МВД по вопросам миграции документ, удостоверяющий личность, а также иные бумаги (конкретный перечень зависит от того, на каком основании иностранец претендует на получение гражданства в упрощенном порядке).
К их числу могут относиться:
- Документ, подтверждающий наличие в прошлом гражданства СССР.
- Документ, подтверждающий наличие законных источников существования.
- Паспорт близкого родственника — гражданина РФ, а также документ, подтверждающий родственные отношения.
- ВНЖ.
- Свидетельство о заключении брака с гражданином РФ.
- Документ об образовании.
- Документ, подтверждающий владение государственным языком (русским).
- Документ, подтверждающий выход из гражданства другого государства.
- Заявитель представляет документы в органы МВД, должностное лицо знакомится с ними, выдает гражданину бланк заявления (2 экземпляра) и квитанцию для оплаты государственной пошлины и объясняет дальнейший алгоритм действий.
- Далее заявитель собирает все необходимые документы, делает их копии, заполняет заявление и вновь идет в орган МВД.
- Должностное лицо органа МВД рассматривает поданные документы и принимает одно из решений:
- о готовности пакета документов для дальнейшего рассмотрения,
- неготовности документов.
В случае принятия решения о готовности пакета документов на заявителя заводится личное дело и формируется учетная карточка.
Далее осуществляется проверка документов и в течение 6 месяцев принимается решение о принятии в гражданство РФ. Но если речь идет о категориях граждан, которые могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке согласно заключенным с РФ международным договорам, то по ним решение принимается в еще более сокращенный срок — 3 месяца (для граждан Казахстана, Белоруссии, Киргизии).
Для справки: общий порядок приема в гражданство предусматривает рассмотрение всех документов в течение 1 года.
Госпошлина за получение гражданства РФ в упрощенном порядке оплачивается заявителем в размере 3 500 руб. От уплаты пошлины освобождаются лица, которые имели гражданство СССР, проживали или проживают в бывших республиках СССР, но не имеют гражданства этих государств.
Важно! Теперь граждане ЛНР и ДНР не должны платить госпошлину за вступление в гражданство РФ. Раньше размер госпошлины составлял 3500 рублей.
Упрощенное получение гражданства для граждан ДНР, ЛНР, родившихся в Крыму жителей Украины
29 марта 2019 года в Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ были внесены изменения. Ст. 14 данного закона была дополнена ч. 8, согласно которой Президент РФ получил право своими указами утверждать новые, не предусмотренные ФЗ № 62 основания для получения гражданства в упрощенном порядке.
Такие указы не заставили себя долго ждать. На сегодняшний момент их принято Президентом РФ уже 2, и они касаются граждан ДНР, ЛНР, части граждан Украины, граждан некоторых других стран, например Сирии.
Первый — Указ Президента РФ «Об определении…» от 24.04.2019 № 183. Он коснулся постоянно проживающих (имеющих регистрацию) на территории ЛНР и ДНР граждан Украины. Они получили право подать заявление на гражданство РФ в территориальные органы МВД по вопросам миграции (с приложением перечня документов, указанного в п. 2 Указа Президента РФ № 183), и в течение 3 месяцев стать гражданами РФ.