Сущность сервитута в вещном и международном праве
Регламент пользования участков по сервитуту определяется статьей 274-277 Гражданского Кодекса. Согласно статье 274 Гражданского Кодекса, сервитутом считается право на ограниченное пользование чужим земельным участком для создания условий нормальной работы соседних государственных и частных объектов.
Сервитут в вещном праве
Вещным правом считается система действующих правовых статусов, сохраняющих право владельца на пользование конкретной вещью в совокупности со всеми правами, обязанностями и ответственностью за незаконное распоряжение этой собственностью. Вещное право наделяет владельца правами владения, использования и распоряжения данным имуществом.
Права граждан, входящие в категорию вещных, охраняются от любых посягательств. Они подчиняются принципу следования: при передаче данных прав другому собственнику переводу подлежат также все ограничения на данную собственность.
Сервитут в системе вещного права считается отдельной категорией права на ограниченное пользование чужой собственностью. Наличие сервитута — обременение по использованию данной собственности.
Однако никаких ограничений по распоряжению собственности оно не предусматривает.
Следовательно, если владелец земельного участка, по которому определен сервитут, намерен продать свою собственность, то обременение по участку отойдет вместе с ним новому собственнику: участок зарегистрируют на нового владельца с сохранением сервитута.
Сервитут в международном праве
В системе международного права сервитут приобретает более масштабный статус, определенный значительными размерами собственности, по которому могут быть введены различные ограничения.
Суть сервитута в международном праве заключается в том, что государство, являющееся распорядителем своей территории, вправе разрешить окружающим странам и всем заинтересованным лицам пользоваться частью своих земель для обеспечения их интересов. Соседние страны могут пользоваться территорией данного государства для осуществления различной хозяйственной деятельности, хранения какого-либо имущества, проезда или пролёта своих граждан, построения баз и так далее.
Другой статус сервитута в международном праве — использование территории другого государства для размещения объектов международной безопасности, когда владельцем данных объектов считается иное государство.
Государство также вправе предоставить свою территорию для объектов, которые необходимы для защиты и безопасности собственной страны.
Здесь надо четко разграничить сервитут и аренду земель одним государством у другого. В аренде заинтересовано государство-арендатор. Сервитут может также устанавливаться для обеспечения интересов страны, по территориям которой определено данное ограничение.
Сервитут использовался в качестве варианта обременения собственности в римском праве и сохранил свою актуальность до наших дней. Изменились только типы сервитутов по времени действия и порядку взаимосвязи между сторонами соглашения. В действующем вещном и международном праве применяются частные, публичные, срочные и постоянные сервитуты.
Правовая природа земельного сервитута
Целью данной статьи является изучение института ограниченного вещного права пользования — сервитута; в частности, исследуются такие вопросы, как соотношение частного и публичного сервитута, плата за установление сервитута, субъекты сервитутного права.
В настоящее время российское законодательство о сервитутах находится на стадии реформирования.
Формирующаяся разнообразная юридическая практика по многим вопросам в области установления частных земельных сервитутов нуждается в научно обоснованных рекомендациях, единообразном толковании и применении норм гражданского и земельного законодательства.
Ключевые слова: земельный сервитут, частый сервитут, публичный сервитут, земельное право.
The purpose of this article is to study the institution of a limited proprietary right of use — an easement; in particular, such issues as the ratio of private and public easement, payment for the establishment of an easement, subjects of easement law are investigated.
Currently, the Russian legislation on easements is at the stage of reform.
The emerging diverse legal practice on many issues in the field of establishing private land easements needs scientifically sound recommendations, uniform interpretation and application of the norms of civil and land legislation.
Keywords: land easement, private easement, public easement, land law.
Земельный сервитут является одним из самых древних компонентов в институте iura in re aliena.
Ограниченные права собственности на землю являются таким же важным и релевантным институтом гражданского права, как и институт собственности. В свое время И. А.
Покровский справедливо отметил, что «только самая примитивная экономическая жизнь могла быть удовлетворена одним правом собственности» [1, с 166].
Чтобы понять юридическую суть сервитута, необходимо совершить экскурс в историю его развития. В раннем римском праве XII века земельные сервитуты изначально воспринимались римскими юристами не как право на чужую вещь, а как реальная ценность.
Предметом сервитута было не право пользования чужой вещью, а непосредственно та часть чужого имущества, которой пользуется сервитут. Другими словами, это полоса или пространство чужой земли, которая была выделена в пользование владельцу сервитута.
Сервитут фактически отождествлялся с правом на земельный участок [2, с 23].
Актуальность данной статьи заключается в том, что процесс реализации правоотношений, связанных с таким важным институтом, как сервитут, обеспечивающий баланс интересов сторон, до сих пор не ясен, т. е. возникают трудности в правовой основе его возникновения.
Различные коллизии, касающиеся принудительного исполнения сервитута, не позволяют четко регламентировать судебную практику по этому вопросу. Таким образом, отсутствует установленный порядок принятия решения об установлении публичного сервитута, отсутствует регламентация процедуры публичных слушаний.
Законодательство не разъясняет момент доказывания наличия оснований для установления сервитута в досудебном порядке.
Сервитут не должен быть обременительным для владельца земельного участка, следовательно, существует реальная необходимость в установлении сервитута, а именно оснований для этой процедуры.
К лицу, которое ходатайствует об установлении в суде сервитут, необходимо подтвердить причину предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для удовлетворения его потребностей.
Проблема правового регулирования выражается и в процессе оформления сервитута, она проявляется в постановке участка на кадастровый государственный учет, но российское законодательство также имеет свои отличительные особенности в этом вопросе.
Также не определен порядок оплаты за пользование земельными участками на условиях сервитута, что ухудшает правовое регулирование этих отношений.
Также возникает вопрос о спросе на публичные и частные сервитуты, поскольку часто используемыми процедурами передачи прав собственности и аренды являются сделки купли-продажи и аренды, которые также способны удовлетворить потребности обеих сторон сделки, кроме того, этот процесс может быть завершен быстрее. Однако бывают обстоятельства, когда необходимо установить сервитут и правоотношения, вытекающие из договоров купли-продажи и аренды, когда они не смогут его заменить.
В законодательстве сервитут определяется как право ограниченного пользования чужой землей или иным недвижимым имуществом (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации) [3].
Это называется вещными правами, поэтому оно обладает всеми характеристиками этих прав, а именно: вещью как объектом (индивидуально определенным), бессрочностью (как общее правило), абсолютным характером (воздержание от нарушения вещных прав), публичностью и т. д.
Сервитут устанавливается по соглашению граждан или через суд в целях обеспечения проезда по соседнему земельному участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, коммуникаций и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и других нужд владельца недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии со статьей 23 ГК РФ можно выделить следующие виды сервитутов: срочный, постоянный, частный, публичный.
Говоря о различиях между частными и публичными сервитутами, можно подчеркнуть, что частный сервитут устанавливается соглашением между собственником земельного участка и лицом для определенных нужд по использованию чужого имущества.
Также возможно установить постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления муниципального образования для конкретного земельного участка, а также возможно установить судом в результате судебного разбирательства по земельному участку при подаче требование о сервитуте.
Публичный сервитут устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований, т. е. законом или иным НПА в одностороннем порядке в общественных интересах.
Таким образом, на разницу указывает и определение Московского областного суда от 2019 года, согласно которому особенностью установления публичного сервитута является общественный интерес, который напрямую не связан с потребностями соседнего земельного участка конкретными лицами [4, с 22].
- Правовой анализ статей Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих право ограниченного пользования чужим земельным участком, позволяет нам констатировать следующее:
- 1) понятие сервитута, которое раскрывается через цели его установления, отражает его правовую природу по российскому законодательству;
- 2) отсутствие четкого перечня целей установления сервитутов допускает его установление по любым основаниям, соответствующим сути сервитута, что соответствует основам гражданского законодательства;
- 3) отсутствуют требования к содержанию соглашения об установлении сервитута и к порядку определения соразмерной платы;
- 4) сервитут имеет право следовать;
- 5) сервитут подлежит прекращению в связи с исчезновением оснований, на которых он был установлен, по требованию владельца обремененного земельного участка или в случаях, когда обремененный земельный участок не может быть использован в соответствии с его целевым назначением.
- Практика показала, что вышеуказанные положения, которые содержатся в статьях 274–276 Гражданского кодекса Российской Федерации, устарели и недостаточны для регулирования сервитута [5].
Первым двум заявлениям разрешено существовать без внесения изменений в гражданское законодательство.
Как уже упоминалось выше, понятие сервитута и его составные части, изложенные законодателем в статьях 274–276 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяют определить правовую природу сервитута.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая природа сервитута заключается в праве использовать чужую землю в целях, установленных соглашением сторон, и таким образом, чтобы это не мешало целевому использованию обремененной земли.
Открытый перечень целей установления сервитута дает возможность субъектам гражданского права самостоятельно определять основания для установления сервитута, критерием которого является обеспечение потребностей собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Анализ судебной практики показывает, что отсутствие требований к содержанию и определению соразмерной платы за установление сервитута создает почву для злоупотребления правом собственником обремененного имущества, что обусловлено нежеланием правообладателей накладывать ограничения на свое владение права, за исключением существенного вознаграждения. Дополнительно стоит отметить, что разработка требований к содержанию соглашения об установлении сервитута на примере существующих требований в земельном законодательстве позволит уточнить права и обязанности владельца обремененного имущества и сервитута.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимость внесения изменений в гражданское законодательство в части регулирования сервитутов давно назрела.
В связи с этим предлагается уточнить в Гражданском Кодексе, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, ходатайствующим об установлении сервитута, и владельцем обремененной вещи.
Определить существенные условия установления сервитута, в частности:
- 1) информация о сторонах соглашения;
- 2) кадастровый номер недвижимого имущества, в отношении которого предполагается установить сервитут;
- 3) цель установления сервитута;
- 4) цель использования вещи, для которой установлен сервитут;
- 5) основание для установления сервитута;
- 6) срок действия сервитута;
- 7) размер платы по договору, определяемый как разница в рыночной стоимости недвижимого имущества до установления сервитута и после, если иное не предусмотрено законом;
- 8) порядок оплаты по договору сервитута;
- 9) размер компенсации собственнику обремененного земельного участка за использование сервитута в коммерческих целях;
- 10) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
- 11) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием;
- 12) обязанность владельца обремененного недвижимого имущества не препятствовать осуществлению сервитута [6, с 48].
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что право ограниченного пользования имеет большое значение для развития гражданских и земельных отношений.
Постоянное дробление земли на индивидуально определенные земельные участки приводит к увеличению потребности в правовом механизме, позволяющем использовать чужие земельные участки для нужд правообладателей недвижимости, которые не могут быть предоставлены иным способом, кроме сервитутов.
Недостатки в правовом регулировании сервитутов влекут за собой трудности в его использовании, которых можно избежать благодаря изменениям в законодательстве, регулирующем сетевые отношения с учетом современных реалий.
Литература:
- Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М. 1998. С. 166.
- Петровская Т. С. Правовая природа земельного сервитута // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 3. С. 23.
Сервитут как ограниченное вещное право
Право собственности является наиболее широким по содержанию вещным правом. В отличие от него, ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь, уже присвоенную другим лицом (собственником).
Классическим примером данного права являются сервитуты – права пользования чужой недвижимой вещью в определённом, строго ограниченном отношении, например, право прохода или проезда через чужой земельный участок.
Предоставленные таким вещным правом возможности всегда ограничены по содержанию и потому являются гораздо более узкими, чем правомочия собственника (в частности, в большинстве случаев исключают возможность отчуждения имущества без согласия собственника).
Данная курсовая работа не случайно посвящена теме «Сервитут как ограниченное вещное право». Сервитутное право имеет весьма древнюю историю, которая восходит непосредственно к временам римского права.
Институт сервитута в Древнем Риме представлял собой достаточно развитую и многообразную в проявлениях правовую конструкцию. Впоследствии он лег в основу тех разновидностей вещных прав, которые принято называть ограниченными вещными правами, или правами на чужие вещи.
Положения, установленные римским правом, усваивались и национальным правом многих более поздних государств.
Эта тема актуальна, поскольку на современном этапе построения правового государства возрождается категория вещных прав и формируется их система. В системе вещных прав на чужое имущество, наряду с другими, законодатель предусмотрел такое право как сервитут.
Необходимость введения данной правовой конструкции вызвана экономическими потребностями общества и отдельных участников гражданского оборота. Сервитут является одним из важнейших правовых институтов, который позволяет участникам гражданского оборота пользоваться в ограниченном объеме чужим имуществом.
Социально-экономическая значимость указанного права определяет значение правового регулирования возникающих при этом отношений. В частности, в сферу правового регулирования входят такие вопросы как понятие и виды сервитутов, основания их возникновения и прекращения, защита сервитутов.
Без надлежащего регулирования указанных вопросов нельзя говорить об эффективном функционировании отношений собственности и действии норм о сервитутах.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература. В дореволюционном русском праве сервитуты рассматривались такими авторами как В.И. Курдиновский, Д.И. Мейер, А.И. Покровский, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич и др.
В современном отечественном праве сервитуты освещались в работах В. Казанцева, В.П. Камышанского, А.В. Копылова. Н. Коршунова, И.Э. Косарева, А.А. Манукян, Ю.В. Тимониной, Л.В. Щенниковой, М.В. Чередниковой и др.
Исследование вопроса о возникновении, прекращении и защите сервитутов носит фрагментарный характер и не позволяет выявить все проблемы и обосновать пути их решения. В российской литературе более комплексный характер носят работы А.В. Копылова и Л.В. Щенниковой.
Но в них, кроме сервитутов, рассматриваются и другие вещные права, что не позволило авторам полностью раскрыть вопросы, связанные с сервитутом.
Оптовая купля-продажа в современном российском гражданском праве: ..
… анализа, использованный для теоретического определения оптовой купли-продажи в сферу регулирования предпринимательского права. Для проведённого исследования были задействованы различные источники. Правовую базу работы составляют: Гражданский Кодекс Российской Федерации …
Цель работы — изучение сервитута как одного из ограниченных вещных прав. Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать понятие и определить содержание сервитута;
- рассмотреть виды сервитутов;
- проследить, каким образом приобретаются и защищаются сервитуты, каковыми могут быть основания их прекращения.
Методологической основой данной работы является системный подход к анализу предмета исследования. В процессе исследования использовались как общий диалектический метод, исторический, так и метод анализа и синтеза.
Глава 1. Общая характеристика сервитута и сервитутного права
1.1. Понятие и сущность сервитута
Сервитуты являются древнейшими среди прав на чужие вещи, которые возникли в римском праве.
«Сервитутами в римском частном праве назывались права пользования чужой вещью, которые устанавливались или для создания определенных выгод при эксплуатации определенного участка земли, или в пользу определенных лиц» 1 .
Развитие земельных отношений в Древнем Риме стало причиной того, что уже очень рано обнаружилась потребность в признании и регулировании земельных (предиальных) сервитутов, которые представляли собой «право пользования одного землевладельца чужим соседним земельным участком в том или ином отношении»2 .
Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости с развитием института частной собственности на землю.
Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на данном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п.
Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании соседней землей. Такого рода вопросы легко решались, когда земля находилась в общественной собственности (во владении племени, рода, общины).
Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земли воды, пастбища и т.д. Появилась потребность надежного закрепления права пользования чужой землёй, обычно землёй соседа, с целью прохода, проезда, перевозки грузов, выпаса скота, получения доступа к воде.
С ростом городов и увеличением плотности городской застройки собственники городских земельных участков стали нуждаться в правовом средстве, с помощью которого можно было бы предупредить полное затемнение одного земельного участка постройкой на соседнем участке, потребовать от соседа, чтобы его постройка не портила вид из окна или иметь возможность опереть своё здание на часть соседнего дома. Для всех этих целей и была введена такая категория прав, как сервитуты.3
Земельные сервитуты
… собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника. Сервитут — не обязательственное, а вещное (ограниченное) право пользования чужим земельным участком, право не на свою, а на …
Прочность удовлетворения потребности посредством такой правовой формы состояла в вещном характере сервитутного права: предметом сервитутного права являлся сам земельный участок, а не действие определённого лица, обязавшегося допускать пользование его земельным участком со стороны соседа.
Поэтому субъект сервитутного права сохранял своё право пользования соседним участком независимо от того, остаётся ли его собственником тот, кто установил на свою землю сервитут в пользу соседа, или же произошла смена собственника.
Сервитут является обременением самой земли и вместе с ней переходит к новому собственнику.
Итак, исходя из вышесказанного, можно определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении.
4 Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.
До недавнего времени российское право знало этот институт только в историческом аспекте. Ни один из юридических словарей, ни один из юридических учебников даже не упоминал этого термина. Он встречался только в учебниках по римскому праву да в учебниках по истории государства и права.5
В советское время институт сервитута не был урегулирован законодательством, что объясняется наличием исключительной государственной собственности на землю, при которой в земельных сервитутах не было особой необходимости.
Возрождение данного института в законодательстве России имело место в 1994 году, с принятием ГК РФ, который в нормах главы 17, наряду с иными вещными правами на землю, по истечении длительного времени отразил институт частных земельных сервитутов.
Гражданское законодательство Российской Федерации определяет сервитут, как право ограниченного пользования чужим земельным участком (274 ГК РФ).
Таким образом, для сервитута характерно наличие двух земельных участков, принадлежащих разным собственникам, когда один земельный участок (служащий) служит тем или иным образом собственнику другого земельного участка (господствующего).
Причем сервитут может быть установлен по отношению к соседнему земельному участку. Допускается в необходимых случаях требовать его установления и от собственника другого земельного участка — соседнего с соседним.
Это следует понимать таким образом, что собственник земельного участка имеет право сервитута на любых соседних участках в необходимых случаях.
Подобный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута (сервитуарием), и собственником земельного участка 6 .
К настоящему времени в России сложилась целая группа нормативных актов, в которых содержатся специальные правовые нормы, касающиеся сервитутного права 7 . Среди сложностей на пути становления этого права в Российской Федерации следует отметить его новизну. Вместе с тем можно привести примеры, когда суды прекрасно разбираются в существе дела.
Так, в арбитражный суд с иском к Московскому земельному комитету и Правительству г. Москвы обратилось ЗАО «ЦМД». Последнее требовало установить в свою пользу бессрочный сервитут для прохода и проезда через земельный участок общей площадью 4917,2 кв. м.
Вынося Постановление об отказе в иске, ФАС Московского округа справедливо указал на то, что данный земельный участок является участком общего пользования (ст. 262 ГК РФ).
Понятие и особенности источников земельного права. Система источников ..
… являющийся элементом системы земельного законодательства. Система источников земельного права [Электронный ресурс]//URL: https://inauka.net/kontrolnaya/istochniki-zemelnogo-prava/ «Источники права представляют собой … права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы …
Следовательно, истец имеет право пользоваться данным участком наряду с другими лицами. Между тем из смысла п. 1 ст. 274 ГК РФ следует, что сервитут в интересах собственника земельного участка либо другого недвижимого имущества может устанавливаться только тогда, когда нужды собственника не могут быть обеспечены без установления сервитута8 .
Система правового регулирования сервитутов носит комплексный характер, выражающийся в сочетании гражданского и земельного законодательства. Комплексный характер проявляется, во-первых, в применении единого объекта для гражданского и земельного права — земельного сервитута, разделенного по субъектному критерию на частный и публичный.
Гражданское законодательство регулирует только частные сервитуты, а земельное — как частные, так и публичные.
Во-вторых, взаимосвязь гражданского и земельного права обусловлена едиными принципами возникновения, государственной регистрации, осуществления, прекращения сервитутов — частных в гражданском, частных и публичных в земельном законодательстве.
В отношении сущности сервитута в юридической литературе существуют различные точки зрения. Этот вопрос носит спорный характер и единство мнений отсутствует. Одни цивилисты считают, что сервитут является ограничением права собственности, другие рассматривают сервитут как обременение 9 .
На мой взгляд, сервитут для лица, в пользу которого он установлен, является вещным правом, а для собственника земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, обременением. При этом частный сервитут регулируется исключительно нормами ГК РФ, так как ЗК РФ в п. 1 ст.
23 в части установления частного сервитута отсылает к нормам ГК РФ.
Рассматривая проблему разграничения сервитутов и законных ограничений права собственности, нельзя не отметить, что уже и в дореволюционной российской цивилистике велась дискуссия на эту тему. Сложилось несколько точек зрения. Одни авторы считали, что ограничения прав собственности — это сервитуты (Н.Л. Дювернуа, Гольмстен).
Они именовались также правом участия с выделением права участия общего и права участия частного.
Закон признавал право участия общим, когда в выгодах имущества оно устанавливалось в пользу всех без изъятия; правом участия частного признавалось право, установленное в пользу какого-либо постоянного лица. В литературе право участия частного рассматривалось как синоним «права соседства» 10 .
Другие ученые, напротив, полагали, что это законное ограничение права собственности в пользу всех лиц или в интересах определенных лиц (Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершеневич, Е.В. Васьковский, Д.Д. Гримм).
И наконец, третья группа юристов рассматривала это право как легальный или принудительный сервитут, являющийся чем-то средним между обычными (договорными) сервитутами и ограничениями права собственности (И. Горонович).
Осуществление права общей долевой собственности
… Целью настоящей курсовой работы является правовой анализ права общей долевой собственности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно: 1.
Изучение понятия права общей долевой собственности и определение … сособственников как единого составного собственника.
То есть, по сути, произошло разделение отношений, возникающих в связи с общей собственностью, на две подгруппы. Во …
Представляется наиболее предпочтительной вторая точка зрения, которую четче всего определил Г.Ф. Шершеневич.
Автор отмечал, что в отличие от сервитутов «ограничения права собственности имеют в виду только стеснение собственника из-за посторонних лиц в осуществлении его права, но не доставление посторонним лицам прав на чужую вещь».
Другими словами, право участия частного хотя и устанавливает ограничение права собственности в интересах определенных лиц (соседей), но оно в противоположность сервитутам не дает соседям никаких самостоятельных прав на чужой земле, а только стесняет собственника участка в осуществлении своего права.
Е.А. Суханов, анализируя положения о сервитутах и взгляды цивилистов на сервитутное право, также пришел к выводу о том, что некоторые авторы поспешили отнести публичный сервитут к ограниченным вещным правам 11 . Сходной точки зрения придерживается А.В.
Копылов, отметивший, что, во-первых, публичные сервитуты возникают только на основе прямого указания закона, т.е. в легальном, а не частноправовом (договорном) порядке. Во-вторых, устанавливаются они не в пользу конкретного субъекта — собственника соседней недвижимости, а в пользу всех лиц вообще, т.е. для обеспечения не частных, а публичных нужд.
Отсюда следует, что ничего общего с сервитутами, известными римскому частному праву, публичные сервитуты не имеют.
Итак, мы видим два основных различия во взглядах современных российских цивилистов.
С одной стороны, признание существования публичного сервитута, который устанавливается не в интересах конкретного собственника недвижимости, а в интересах общества, народа в целом.
С другой стороны, отрицание существования данного правового института, который рассматривается только как ограничение права собственности в силу закона.
Все сказанное дает основание сделать следующие выводы. Во-первых, в ГК РФ пока отсутствуют общие положения о сервитутах как особой группе вещных прав. Положения гл. 17 ГК РФ, в которую входят статьи, посвященные сервитутам, не дают полного представления о сервитутном праве.
Сервитуты рассредоточены по различным отраслям права, что вносит неопределенность в их общую систему. Возможно, законодателю следовало бы выделить в ГК РФ отдельный раздел, посвященный регулированию сервитутных правоотношений.
Во-вторых, несмотря на перечень сервитутов, представленный законодательством РФ, отсутствует какая-либо их систематизация.
Необходимо в ГК РФ как базовом законе предусмотреть развернутый перечень сервитутов.
Это тем более важно, что перечень сервитутов не является исчерпывающим и сторонам надо хотя бы примерно представлять содержание устанавливаемого ими сервитута.
Унифицированный подход к выделению видов сервитутов облегчит задачи других отраслей права при конструировании специфических видов сервитутов. Критерием такой классификации может быть род недвижимой вещи, обременяемой сервитутом.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Сервитут — (от лат. servitus, служащий) установленное законом, обычаем или договором ограниченное право пользования чужой вещью.
https://www.youtube.com/watch?v=1ujtMnF3cKA\u0026pp=ygVc0KHRg9GJ0L3QvtGB0YLRjCDRgdC10YDQstC40YLRg9GC0LAg0LIg0LLQtdGJ0L3QvtC8INC4INC80LXQttC00YPQvdCw0YDQvtC00L3QvtC8INC_0YDQsNCy0LU%3D
Земельное право различает следующие виды сервитутов:
-
- частный и публичный;
- срочный и постоянный.
Ст. 23 ЗК РФ устанавливает, что частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Ст. 274 ГК РФ устанавливает, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения:
-
- прохода и проезда через соседний земельный участок,
- прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов,
- водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Таким образом, законодательство рассматривает сервитут не только в качестве вторичного вещного права, но и в качестве обременения земельного участка:
-
- с точки зрения собственника земельного участка, который соседи используют для прохода к водоему, сервитут является ограничением его права (обременением);
- с точки зрения соседей, сервитут — это право пользования чужим земельным участком.
Можно говорить о нескольких условиях, при наличии которых собственник недвижимости вправе требовать от соседа установления сервитута:
-
- Наличие двух недвижимых вещей, принадлежащих разным лицам на праве собственности (пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования).
- Наличие общей границы между недвижимостями.
- Более выгодное положение одного участка по отношению к другому, вследствие чего служащий участок может удовлетворять потребности соседа (в обеспечении водоснабжения, прохода или проезда, опоры для здания и др.).
Отличие сервитута от ограничения прав на землю
- От сервитута как ограниченного вещного права следует отличать ограничения прав на землю.
- Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством.
- Данные запреты различаются по своей природе в зависимости от местоположения земельных участков, в связи с чем они не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение (например, в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут устанавливаться охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков).
Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:
-
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
- сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
- использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.
Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Международно-правовые сервитуты
Верховенство государства как суверена над его национальными владениями является одним из фундаментальных принципов международного права.
Оно в основном сводится к следующему: власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны; в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства; высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах; юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами); земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена. Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами. Однако, имеются некоторые ограничения, которые по общему признанию связывают территориального суверена при осуществлении им права контроля. Договоры, предусматривающие либо в интересах всех государств, либо в интересах определенных групп государств ограничения территориального суверенитета, не требуемые международным правом, значительно различаются между собой. Эти договоры, во-первых, могут предусматривать предоставление в аренду определенных районов на вечные времена, с наделением арендатора по существу правами суверенитета (например, конвенция между США и Панамой от 18.11.1903 о сооружении судоходного канала). Во-вторых, они могут предоставить право прохода или проезда через свою территорию или обязать территориального суверена не возводить укрепления вдоль границы (ст. 42 Версальского мирного договора воспрещала Германии возводить какие-либо укрепления на левом берегу Рейна). Такие права именуются сервитутами.8
Однако в вопросе о характере и объеме уступок, именуемых сервитутами, нет единогласия. Употребление этого термина скорей затемняет, чем вносит ясность в понимание того, что именно имеет место, когда договаривающиеся государства обременяют территорию ограничительными обязательствами в интересах не территориального суверена.
Считается, что понятие сервитута охватывает надлежащим образом те ограничения территориального верховенства государства, в результате которых вся территория или ее часть используется для постоянного обслуживания определенных интересов другого государства.9
Международное право не обязывает одно государство предоставлять право сухопутного транзита через свои национальные владения другому государству.
Очевидно, однако, что принцип, в силу которого международное общение требует, чтобы территория каждого из его членов была доступна в направлении к морю и от моря, достаточно всеобъемлющ, чтобы включать и право пользования любым видом сообщений.
Этот принцип может быть практически применен не только для водных путей, но и для сухопутного транзита.
От старой, основанной на целесообразности и выгодности, теории о сервитутах в отношении земли, новая теория отличается принципом, гласящим, что ни одна нация не должна быть отрезана от моря и лишена возможности заниматься океанской торговлей. Требования о предоставлении права транзита через иностранную территорию должны во всех случаях подчиняться условиям, которые ставятся сувереном данной территории.
3. Концепция «общего наследия» человечества
Право общего наследия человечества — совокупность принципов и норм, определяющих основы правового режима международных пространств и ресурсов, находящихся в распоряжении международного сообщества в целом. 11. Это не отрасль международного права, а скорее общая часть ряда современных отраслей международного права (морского, воздушного, космического, экологического и пр.).
Первой в этом плане была концепция открытого моря как общего пространства вне сферы государственного суверенитета. Далее идут: космическое пространство, окружающая человечество природная среда, Антарктика. Вполне вероятно появление новых сфер, например, электронной среды, имеющей решающее значение для телекоммуникаций.
Потребности определения правового режима в отмеченных областях вызвали к жизни принцип общего наследия человечества, который заменил ранее существовавшую концепцию «ничейной территории».12
Впервые в международной практике принцип общего наследия был сформулирован в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации принципов, касающихся использования дна морей и океанов и его недр.
Первым международно-правовым актом, закрепившим принцип, было Соглашение о деятельности государств на луге и других небесных телах 1979 г.
Вторым таким актом явилась Концепция по морскому праву 1982 г:
Указанные акты отражают ограниченную концепцию общего наследия. В одном случае она ограничена небесными телами и их ресурсами, в другом -морским дном и его ресурсами. Между тем она по своей сути должна включать и само космическое пространство, и открытое море в целом.
Ведь в упомянутых договорах содержится запрещение установления государственного суверенитета в отношении частей космического пространства и открытого моря или присвоения их. Все права на такие пространства принадлежат международному сообществу в целом. Использоваться они могут с учетом общих интересов и только в мирных целях.
Нет сомнения, что принцип общего наследия получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка. Эта тенденция детерминируется ростом значения общечеловеческих интересов.
Задание 1
Принадлежащие государству сухопутные пространства могут состоять из отдельного сухопутного массива, части земного континента или из частей суши, разделенных территорией другого либо других государств. Независимо от расположения отдельные части сухопутного пространства относятся к неразделенной территории данного государства.
В случае прохода к морю имеется норма, обязывающая к предоставлению такого прохода, но не автоматически, а путем заключения соглашения. В отношении предоставления прохода к анклаву нет подобной, прямо обязывающей к этому нормы. Предоставление такого прохода в практике государств может расцениваться скорее как обыкновение, чем как обычай международного права.
Однако государство, через территорию которого проходит путь в анклав, в максимальной степени должно учитывать местные условия, конкретную необходимость коммуникаций анклава со своим государством, иначе говоря действовать в духе доброй воли, «в согласии с принципами справедливости и международного права» (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
С другой стороны, государство, имеющее анклав, очевидно, имеет право претендовать на предоставление ему какого-то прохода к своему анклаву для своих граждан и товаров. Существование анклава без всякой связи со своей территорией было бы затруднительно.
Если считать, что анклав не имеет права на связь со своим государством, тогда его следует рассматривать как автономное государственное образование внутриконтинентального типа, и в этом качестве, как всякое внутриконтинентальное государство, анклав имеет право на доступ к морю, то есть на транзит через территорию окружающего государства.
Во всяком случае, право на коммуникации с анклавом может быть реализовано лишь с согласия и на условиях государства, через территорию которого необходимо пройти.
При этом, очевидно, должны соблюдаться некоторые общие правила транзита, которые сложились в практике международных отношений, а именно транзитные грузы, как правило, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов. Это, однако, не исключает налоги и сборы за специальное обслуживание.
В некоторых случаях грузы и лица могут в различной степени освобождаться от таможенных формальностей. Даже в период действия соглашения о транзите транзит может быть временно приостановлен, если это вызывается необходимостью обеспечения безопасности государства транзита или в случае стихийных явлений.
Транзитные лица и грузы находятся под полной юрисдикцией территориального суверена, через территорию которого они следуют, за исключением освобождения от налогов и некоторых таможенных формальностей.
Возможные варианты решения калининградской проблемы: скоростной поезд, проходящий без остановок по территории Литвы, в котором российские граждане будут ездить туда и обратно без виз. Россия может взять на себя ответственность за тех своих граждан, которые желают посетить Калининградскую область.
До того как пересечь границу они должны будут пройти определенную процедуру проверки, связанную с обеспечением безопасности. Более сложный вопрос с гражданами СНГ. Надо заключить соответствующие соглашения с бывшими республиками СССР и нести равную ответственность за проезд граждан СНГ в Калининград.
На саммите в Брюсселе (И ноября) одной из важнейших тем повестки дня стала тема Калининграда.
По соглашению Евросоюза — России предполагается введение с июля 2003 специальных транзитных виз (однократные или многократные) для жителей этого региона.
Спецвизы будут давать им возможность пересекать территорию Литвы по железным дорогам при въезде в Россию. Их будет получить легче, чем обычные визы.
Задание 2