Земли сельскохозяйственного назначения правовой режим и особенности их использования
27.09.2021
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — это теоретическое понятие, которое обобщает их правовую характеристику как объекта земельных отношений.
Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что этот режим определяется совокупностью установленных этим законодательством правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга. Расскажем обо всех нюансах.
Законодательная база
Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:
- Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
- О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
- О сельскохозяйственной кооперации и пр.
Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).
Понятие статуса и общая характеристика наделов
Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников. Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:
- поля для выращивания агрокультур;
- дороги;
- лесопосадки;
- пруды;
- постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.
Земли могут быть использованы:
- для фермерского бизнеса;
- для личного подсобного хозяйства;
- постройки дачи; животноводства;
- сенокошения и выпаса скота;
- научных исследований;
- садоводческой деятельности.
Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства.
Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.
Важно! Для земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен ряд ограничений. В основном их приобретают фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, которые планируют их использовать исключительно для агрохозяйственных целей.
Кто может претендовать на эти угодья?
Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды.
Субъекты и объекты прав на земельные участки
Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.
Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (ст. 6 ЗК РФ). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.
Справка. К сельскохозяйственным участкам относятся плодородные пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники, которые подлежат особой охране.
Кто является собственником?
Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).
Можно ли получить в частную собственность?
Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:
- В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
- Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
- Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.
Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ст. 10 закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.
Регулирование оборота
Важно! Главное правило для всех собственников этой категории земель: целевое использование. Это требование закреплено законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ЗК РФ.
Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку.
Не допускается:
- образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
- покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
- неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.
У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.
Правила и ограничения
Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на открытых торгах или по заявлению претендента (если участок не оформлен и нет желающих выкупить его на торгах).
Существуют следующие ограничения:
- нельзя покупать более 10% угодий одного района;
- запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
- требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
- иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.
Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.
Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре.
Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.
На заметку. Земельные участки, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства (ст.78 ЗК РФ).
Особенности использования
Частными лицами. На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:
Ведении фермерского хозяйства.
- ЛПХ.
- Сенокошения.
- Огородничества.
- Выпаса скота.
- Разведения рыбы и пр.
Объекты земельных правоотношений физлиц:
- земельные участки;
- земельные доли;
- права за земельные доли и на земельные участки.
Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО. Физлица имеют равные права с юрлицами в использовании и возможности покупки-продажи земли. Ограничения существуют только для иностранных физлиц, которые не вправе приобретать сельскохозяйственные пашни в собственность.
Коммерческими организациями. Участки земли сельскохозяйственного назначения могут покупать, арендовать и использовать любые коммерческие организации. Все земли, используемые коммерческими организациями, обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения.
Виды сельскохозяйственных организаций:
- производственные или потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.
Важно! Помимо коммерческих объединений участки предоставляются в собственность также религиозным организациям, научным институтам и казачьим обществам (некоммерческим организациям).
Кооперативами. Кооперативы вправе покупать и продавать земли сельскохозяйственной категории.
Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков проводятся только с согласия общего собрания всех членов (ст. 38).
Участников могут в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, обязать продавать производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть именно кооперативу, а не другим организациям.
Предприятиями. Право на использование сельскохозяйственных земель имеют и коммерческие предприятия (АО, ООО и другие формы собственности). Это могут быть агрохозяйства, племенные и конные заводы, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и другие компании.
Приобретение и продажа участков для предприятий ведется по тем же принципам: землю можно использовать только для сельскохозяйственных целей и перед продажей участка нужно сначала предложить его местным властям, которые имеют приоритетное право покупки.
Для оформления сделки нужно будет показать доверенность представителя или подтвердить полномочия директора компании. Если для подписания договора по Уставу компании нужно разрешение учредителей, то необходимо будет предоставить и этот документ.
Управление
За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы.
Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель.
Этот фонд нужен для установления границ особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом.
На заметку. Государство контролирует процесс использования земель и производит их изъятие, если они не эксплуатируются в соответствии с целевым назначением. Кроме того, осуществляется выкуп пашней, если они представляют ценность для агрохозяйства.
Заключение
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим использования. Их могут изъять у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву. Кроме того, продажа возможна только после отказа местных властей от выкупа сельскохозяйственных участков.
Источник: urexpert.online
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Земельное законодательство подразделяет все участки, находящиеся на территории нашей страны, на 7 отдельных категорий. Различие между ними состоит в том, что для каждой из них установлено самостоятельное назначение. Как следствие, различаются и действия, допускаемых владельцами, арендаторами либо иными землепользователями в отношении участков.
https://www.youtube.com/watch?v=K8l5zz4EUBE\u0026pp=ygWgAdCX0LXQvNC70Lgg0YHQtdC70YzRgdC60L7RhdC-0LfRj9C50YHRgtCy0LXQvdC90L7Qs9C-INC90LDQt9C90LDRh9C10L3QuNGPINC_0YDQsNCy0L7QstC-0Lkg0YDQtdC20LjQvCDQuCDQvtGB0L7QsdC10L3QvdC-0YHRgtC4INC40YUg0LjRgdC_0L7Qu9GM0LfQvtCy0LDQvdC40Y8%3D
Одной из важнейших категорий являются земли сельскохозяйственного назначения. Под ними в законодательстве понимаются участки, которые:
- не находятся в пределах черты городских или сельских поселений;
- предоставляются для использования их в сельхоздеятельности, то есть для производства продуктов питания либо растительного сырья (льна, конопли, хлопка и т. д.).
В свою очередь, среди земель сельскохозяйственного назначения выделяются различные типы участков:
- собственно угодья, то есть поля, пастбища или сады, используемые для производства;
- дороги и коммуникации, используемые в сельхоздеятельности;
- защитные лесополосы вдоль полей и по границам оврагов и балок;
- водные объекты, используемые для аквакультуры (разведения пресноводных рыб).
Кроме того, в состав земель сельскохозяйственного назначения включаются и участки, занятые под строения, в которых производится хранение либо первичная обработка продукции (токи, элеваторы и т. п.), а также обслуживание сельхозтехники и другая деятельность, напрямую связанная с ведением хозяйства.
Таким образом, понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения достаточно широки.
Что представляет собой правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Термин «правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» представляет собой совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет регулирование в определенных сферах или обстоятельствах. Режим может быть как общим — например, применяемым ко всем землям на территории нашей страны, так и особенным — в данном случае используемым по отношению к землям сельскохозяйственного назначения.
По отношению к последним правовой режим включает в себя:
- Объект, в отношении которого режим действует. Таким объектом являются земельные участки, используемые непосредственно для сельхозпроизводства или его обеспечения.
- Государственные органы, осуществляющие регулирование. Их состав весьма обширен: сюда входят Росреестр и его территориальные органы, Росимущество и ряд других федеральных исполнительных органов. Кроме того, в определенных случаях земли сельскохозяйственного назначения регулируются также органами субъектов РФ.
- Лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения. О них будет сказано особо.
- Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают субъекты, использующие земли сельскохозяйственного назначения.
- Механизм, с помощью которого поддерживается правовой режим. Он включает в себя наличие нормативных актов, регулирующих отношения, санкции за их нарушение и порядок, с помощью которого устраняются допущенные нарушения. Некоторые теоретики включают в механизм поддержания режима также порядок законотворчества, с помощью которого принимаются новые акты, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения.
Пользователи сельхозземель
Закон устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения подлежат использованию следующими лицами:
- Гражданами, которые имеют статус фермеров (глав КФХ) или просто занимаются ведением подсобного хозяйства.
- Коммерческими организациями в любой организационной форме (от ООО до МУП).
- Некоммерческими юридическими лицами (потребкооперативами, религиозными объединениями граждан и т. д.).
- Организациями казаков. Их отдельное выделение связано с тем, что государство считает необходимым сохранять традиции и культуру казачества, а также привлекать членов казачьих организаций к государственной службе.
- Подразделениями учебных и научных организаций, готовящих специалистов для сельского хозяйства. Кроме того, эти организации могут заниматься и научной деятельностью, связанной с повышением эффективности сельхоздеятельности.
- Общинами коренных народов, то есть аборигенов российского Севера, Дальнего Востока и других регионов. Они специально выделяются, поскольку такие общины пользуются со стороны государства рядом определенных льгот. Связано это с тем, что без государственной поддержки традиционный образ жизни, а также промыслы и прочие особенности таких народов очень быстро исчезнут — а вместе с ними и сами народы. Это приведет к обеднению общего культурного поля России, поэтому для малочисленных народов предусмотрена государственная поддержка — в том числе в области предоставления им земель сельскохозяйственного назначения (напомним, что к таким землям относятся не только поля, но и, к примеру, оленеводческие пастбища).
Земли сельскохозяйственного назначения — что можно строить на них?
Хотя земли сельскохозяйственного назначения в основном предназначены для сельхозпроизводства, на них все же допускается строительство.
Однако нужно отметить, что земли сельскохозяйственного назначения включают в себя и особо ценные участки, установленная стоимость по кадастру которых намного превышает среднюю.
При этом любая деятельность, кроме сельскохозяйственной (в том числе и строительство), на них запрещена.
Так всё же, если у вас есть земли сельскохозяйственного назначения — что можно строить на них? Закон допускает возведение следующих объектов:
- Зданий и сооружений, необходимых для сельхозпроизводства. Организации или граждане-фермеры могут возводить склады продукции, элеваторы, стационарные зерносушилки и другие объекты, необходимые для хранения или первоначальной обработки продукции.
- Объекты коммуникаций внутри хозяйства. Это означает, что владелец или долгосрочный землепользователь вправе сооружать на своем участке дороги, ведущие к полям, прокладывать в установленном порядке ЛЭП, необходимые для обеспечения работы производственных агрегатов, водопроводы и т. п.
- Наконец, в определенных пределах допускается и жилищное строительство — и об этом стоит поговорить подробнее.
Правила строительства на землях сельскохозяйственного назначения, касающиеся жилья
Итак, в вашем распоряжении участок из числа земель сельскохозяйственного назначения. В каких случаях на нем допустимо строительство жилья?
Прежде всего, жилищное строительство допускается, если земли сельскохозяйственного назначения используются для фермерства.
Поскольку фермер практически постоянно должен находиться на обрабатываемой земле (во время вспашки или уборки — практически круглосуточно), в большинстве субъектов РФ органы власти идут фермерам навстречу и разрешают им строить дома или коттеджи на своих участках. По крайней мере, такой порядок действовал до марта 2015 года, хотя местами действует и до сих пор.
Сейчас же, скорее всего, потребуется перевод той части участка, на которой непосредственно расположен дом с прилегающими постройками, в другую категорию земель. И в любом случае лучше заранее проконсультироваться в местных органах власти или у юриста, занимающегося земельными делами, по поводу статуса конкретного участка.
Некоторые фермеры решают вопрос, возводя на своих участках здания, формально считающиеся «помещениями для отдыха работников со столовой и душевой». С точки зрения закона такое здание не будет считаться жилым, поэтому его возведение практически всегда разрешается. Однако надо помнить: так как это не является жилищным строительством, к примеру, зарегистрироваться в таком доме будет нельзя.
В том случае, если земли сельскохозяйственного назначения выделены для подсобного или дачного хозяйства, строительство в определенных пределах допускается. Однако чаще всего такие участки включаются в черту населенных пунктов и, следовательно, перестают быть сельхозземлями. Опять-таки, для того чтобы решить вопрос с жилой застройкой в таком случае, необходимо уточнить статус участка.
Правила землепользования и застройки сельского поселения
Использование земли сельскохозяйственного назначения часто связано с развитием сельских населенных пунктов, в отношении которых, согласно градостроительному законодательству, применяются правила, касающиеся застройки и пользования землей. Эти правила разрабатываются на муниципальном уровне с учетом норм федерального и регионального законодательства и включают:
- карту зонирования земли в градостроительных целях;
- регламентацию;
- порядок применения этих правил.
Связь этих правил с землями сельскохозяйственного назначения состоит в том, что обычно расширение поселений осуществляется именно за счет таких земель, находящихся в пределах территории муниципалитета. Благодаря переводу участков в другую категорию и изменению границ становится возможным жилая и иная застройка, что позволяет поселениям развиваться.
***
Больше полезной информации — в рубрике «Земля».
Источники:
Земли сельскохозяйственного назначения: понятие, состав, правовой режим
Определение 1
Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства.
Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:
- сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
- несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).
Правовой режим сельскохозяйственных земель
Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима.
Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения.
Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.
Вывод 1
Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.
Зоны сельскохозяйственного использования
В составе зон сельхоз использования могут находиться:
- зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
- зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.
В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:
- консервация земель;
- создание особо защищаемых природных территорий;
- установление либо изменение границ населенных пунктов;
- размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
- строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.
Замечание 1
Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.
Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:
- «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
- сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).
Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).
На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.
Замечание 2
Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г.
, посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства. Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.
) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель.
На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос. потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона касаемо оборота земель земельные участки, которые находятся в фонде перераспределения земель, можно передавать гражданам и юр. лицам в аренду, а также предоставлять им в собственность на возмездной либо безвозмездной основе, когда это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Замечание 3
Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х.
К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).
В число особенных обязанностей правообладателей участков земли, следующих из экологического законодательства, входит обеспечение плодородия земель сельхозназначения, требование в области мелиорации земель, требование в области применения пестицидов и агрохимикатов (статья 42, 43, 49 Закона, посвященного охране окружающей среды).
Екатерина Свеклова-Богданова
Преподаватель гражданского права
Темы Мировой опыт в борьбе с коррупцией или Исторические предпосылки возникновения корреляции
- Вид работы: Доклад
- Выполнена: 1 декабря 2022 г.
- Стоимость: 2 300 руб
Заказать такую же работу
Нужно разные работы по листа каждая
- Вид работы: Эссе
- Выполнена: 6 февраля 2022 г.
- Стоимость: 1 400 руб
Заказать такую же работу
Анализ научного текста
- Вид работы: Контрольная работа
- Выполнена: 2 июня 2021 г.
- Стоимость: 2 900 руб
Заказать такую же работу
региональные законы об экстремизме
- Вид работы: Доклад
- Выполнена: 20 ноября 2020 г.
- Стоимость: 500 руб
Заказать такую же работу
нужно сделать весь перечень документов
- Вид работы: Отчёт по практике
- Выполнена: 19 июля 2020 г.
- Стоимость: 1 200 руб
Заказать такую же работу
Общественные организации и их роль в регулировании служебно трудовых отношений.
- Вид работы: Реферат
- Выполнена: 19 мая 2019 г.
- Стоимость: 400 руб
Заказать такую же работу
Смотреть все работы по праву
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
34.Правовой режим земель сельхоз. Назначения
Земли
сельскохозяйственного назначения
являются самостоятельной категорией
земель. Землями
сельскохозяйственного назначения
согласно
ст. 6 Кодекса о земле признаются земельные
участки,
включающие в себя сельскохозяйственные
и иные земли, предоставленные
для ведения сельского хозяйства.
Особенность
правового
режима земель
сельскохозяйственного назначения
характеризуется тем обстоятельством,
что данные земли
выполняют экономико-производственную
функцию и
выступают в
качестве основного
средства производства продуктов
питания, кормов
для животных и сырья для промышленности.
Поэтому на субъектов сельскохозяйственного
землепользования возлагается
дополнительный
круг обязанностей, направленных на
восстановление
и повышение плодородия почв, а также
других полезных свойств
земли, на защиту земель от водной и
ветровой эрозии и т.д. За
неисполнение этих обязанностей наступают
меры юридической ответственности.
Земельным законодательством устанавливается
особый
порядок изъятия земель сельскохозяйственного
назначения, а
также порядок возмещения потерь и
убытков сельскохозяйственного
производства.
Особенность
правового режима земель сельскохозяйственного
назначения
выражается и в том, что эти земли находятся
в государственной
собственности (ст. 13 Конституции). Поэтому
для земель сельскохозяйственного
назначения установлен особый правовой
режим,
имеющий целью как охрану и повышение
плодородия почв, так
и недопущение выведения таких земель
из сельскохозяйственного
оборота.
Несмотря
на единство цели — нужды сельского
хозяйства -земли
сельскохозяйственного назначения по
своему составу неоднородны.
В
зависимости от характера использования
они делятся на 2
группы: сельскохозяйственные
земли —
земли, систематически используемые
для получения сельскохозяйственной
продукции и включающие
в себя пахотные земли, залежные земли,
земли под постоянными
культурами и луговые земли (эти земли
представляют
собой наиболее ценную часть
сельскохозяйственных земель), и
иные
земли, предоставленные для ведения
сельского хозяйства, -земли,
занятые объектами, обеспечивающими
ведение сельскохозяйственного
производства (фермы, подъездные пути и
т.д.).
По
природно-историческим факторам, характеру
использования сельскохозяйственные
земли делятся на виды:
пахотные
земли; залежные земли; земли под
постоянными культурами; луговые земли.
Кроме
того, с учетом ст. 37 Кодекса о земле
каждый земельный участок,
относящийся к категории земель
сельскохозяйственного назначения,
имеет конкретное целевое назначение.
Земли сельскохозяйственного
назначения могут использоваться в целях
ведения сельского
хозяйства, в том числе крестьянского
(фермерского) хозяйства; для исследовательских
или учебных целей в области сельского
хозяйства.
Часть
земель сельскохозяйственного назначения
находится в фонде
перераспределения земель, предусмотренного
ст. 9 Кодекса о
земле.
-
Фонд
перераспределения земель формируется
в целях планирования
землепользования преимущественно из
сельскохозяйственных
земель, которые в случае изменения их
целевого назначения, характера
использования или иного изменения могут
использоваться более
эффективно. -
Исходя
из местных условий, фонд перераспределения
земель формируется
в порядке землеустройства в каждом
районе районными
исполнительными комитетами по предложению
территориальных
органов Государственного комитета по
имуществу Республики Беларусь
преимущественно для
целей: -
создания
и развития сельскохозяйственных
организаций, в том числе
крестьянских (фермерских) хозяйств; -
развития
населенных пунктов; -
создания
и развития личных подсобных хозяйств
граждан; -
строительства
и (или) обслуживания одноквартирных,
блокированных
жилых домов; -
коллективного
садоводства, дачного строительства; -
предоставления
юридическим лицам, ведущим лесное
хозяйство, низкопродуктивных
сельскохозяйственных земель для
лесоразведения; -
размещения
объектов промышленности, транспорта,
связи, энергетики,
обороны и иного назначения. -
В
фонд перераспределения земель включаются
также свободные (незанятые)
земельные участки, находящиеся в
населенных пунктах,
на территории районов, включая
садоводческие товарищества, дачные
кооперативы, которые могут быть
предоставлены гражданам для
строительства и обслуживания жилых
домов, коллективного садоводства,
дачного строительства и которые включены
в перечни свободных
(незанятых) земельных участков в
соответствии с законодательством. -
Земли,
земельные участки, включенные в фонд
перераспределения
земель,
используются землепользователями до
их изъятия и предоставления
новым землепользователям согласно
законодательству
об охране и использовании земель. -
Земли,
земельные участки исключаются из фонда
перераспределения
земель районными исполнительными
комитетами при изменении
их целевого назначения, характера
использования или ином
изменении, позволяющем использовать
земли, земельные участки
более эффективно.
12.2.
Субъекты и правовые формы использования
земель сельскохозяйственного
назначения
Правовой
режим земель сельскохозяйственного
назначения в законодательстве
раскрывается через регламентацию
деятельности субъектов,
пользующихся такими землями. Круг
субъектов сельскохозяйственного
землепользования установлен Кодексом
о земле, согласно
ст. 37 которого земли сельскохозяйственного
назначения предоставляются:
-
—
сельскохозяйственным организациям, в
том числе крестьянским
(фермерским) хозяйствам, иным организациям
— для
ведения
сельского хозяйства на
праве постоянного пользования (пользование
без заранее установленного срока); -
—
научным организациям, учреждениям
образования — для
исследовательских или учебных целей в
области сельского либо лесного
хозяйства по их выбору
в постоянное или временное пользование
либо аренду; -
—
гражданам
Республики Беларусь —
для ведения крестьянского (фермерского)
хозяйства в
пожизненное наследуемое владение либо
аренду, а
иностранным гражданам и лицам без
гражданства —в
аренду. -
Наиболее
многочисленной и экономически значимой
группой субъектов
права на земли сельскохозяйственного
назначения являются
сельскохозяйственные организации,
крестьянские (фермерские)
хозяйства.
Отличительной
чертой сельскохозяйственного
землепользования является
ограничение правовых
форм использования земель
данной категории.
Поскольку в соответствии со ст.
13
Конституции земли сельскохозяйственного
назначения находятся в собственности
государства,
правовыми формами использования земель
сельскохозяйственного
назначения являются право постоянного
(временного) землепользования,
аренда, пожизненное наследуемое владение.
Порядок
использования земли различными субъектами
зависит от
цели, для которой предоставляется
земельный участок. В рамках установления
прав и обязанностей сельскохозяйственных
землепользователей для каждого вида
пользования устанавливаются
определенные
требования целевого использования
земли.
Правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности определяет общность их
прав и обязанностей, которая выражается,
с экономической точки зрения, в равном
отношении к
земле.
Права и обязанности субъектов права на
земли сельскохозяйственного назначения
закреплены в ст. 69, 70 Кодекса о земле.