Жалобы

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности

Земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей. А пользоваться такими земельными ресурсами желают как организации, продающие древесину, так и дачники, которые собирают дикорастущие плоды. Для того, чтобы удовлетворить нужды граждан и фирм в ресурсах лесных территорий без права владения такими землями, как раз и существует сервитут на лесной участок.

Существует два вида лесного сервитута: частный и публичный.

Частный устанавливают посредством подписания соглашения между собственником земель в лесу (то есть органом власти) и пользователем земель (физлицом или юрлицом) для тех или иных целей, указанных в документе.

Соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в ЕГРП — реестре прав (статья 274 Гражданского кодекса РФ).

За установление частного лесного сервитута собственник таких земель вправе требовать плату, размер которой зависит от типа использования лесного участка, а также от объема данного использования.

Соглашение заключают для:

  • прохода/проезда через участок леса;
  • эксплуатации лесных ресурсов физическими и юридическими лицами в определенных коммерческих целях;
  • регулярного доступа к линейным объектам, которые расположены на данном земель в лесу;
  • бортничества (занятий пчеловодством).

Если планируется разведение пчел на участке, он может быть обременен правом пользования чужой собственностью в пользу физических и юридических лиц на определенный срок за плату, (п. 3 ст. 38 ЛК РФ).

Государственный собственник территории с лесными насаждениями устанавливает определенный размер платы для лиц, использующих чужую землю, чтобы рубить древесину в соответствии со специальными актами, учитывающими стоимость изымаемой породы дерева, ее объем в кубометрах, а также площадь участка леса, с которого берется дерево.

Важно! Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что он устанавливается без применения соглашения с тем или иным физическим либо юридическим лицом, а для всех лиц с помощью принятия специальных законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Что такое лесной сервитут

Лесной сервитут — это такое право ограниченного пользования земель в лесу, никоим образом не принадлежащим пользователю. Лесной сервитут можно установить в отношении участка, расположенного в лесном фонде или на сельскохозяйственной земле, занятой лесопосадками.

Соглашение о сервитуте

Итак, мы выяснили, что соглашение следует заключать исключительно для частного лесного сервитута, поскольку публичный устанавливается с помощью законодательных актов.

Частным правом пользования чужой собственностью могут быть обременены те территории с лесом, которые относятся к:

  • землям лесного фонда;
  • лесопосадкам на землях сельхозназначения.

Отметим, что запрещено заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценной землей с лесом с изъятием ресурсов такой земли в коммерческих целях.

Если земли, для которых необходимо заключить соглашение, относятся к лесному фонду, то подобное соглашение надо заключить с органами исполнительной власти, которым принадлежат эти земли.

Сельскохозяйственные леса могут принадлежать и органам власти, и частным лицам.

Обременение лесным сервитутом бывает:

Срочный действует до определенной даты, прописанной в соглашении, или до момента наступления тех обстоятельств,правом пользования чужими землями действует до тех пор, пока у пользователя обремененных земель, расположенных в лесах, существует необходимость в их использовании.

Базовое предназначение договора – это официальное фиксирование взаимоотношений между собственником лесных угодий и их пользователем. Конечно, не запрещено иметь обычную устную договоренность. Но учитывайте в таком случае, что при любом возникновении споров такой неформальный договор не имеет никакой юридической силы.

Пример

Представим, что вы договорились со своим соседом о том, чтобы использовать его дорогу для проезда собственной техники. И вдруг однажды его это почему-то перестает устраивать, и он решает обратиться в суд.

В таком случае у вас нет никакой защиты, так как по факту вы использовали чужую землю для своих целей совершенно незаконно. А значит, вас могут призвать к ответственности. В то время как сервитут устанавливает правоотношения между собственниками земель.

Соответственно, его наличие исключает ненужные риски, благодаря документальному закреплению прав и обязанностей сторон.

Порядок действий для заключения соглашения будет таким:

  1. Лицо, которое планирует воспользоваться частью леса, должен заявить об этом в земельный комитет тех органов власти, которым принадлежит эта земля, указав цели использования;
  2. После этого органы власти должны заключить с заявителем соглашение о предоставлении права заявителю пользоваться конкретным участком. В документе нужно перечислить цели использования леса, а также срок действия соглашения;
  3. Затем заявителю выдадут в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  4. С соглашением, справкой о его заключении, а также квитанцией об оплате государственной пошлины заявителю следует обратиться в ЕГРП для регистрации соглашения. Не забудьте предъявить документ, удостоверяющий личность.

После регистрации заявитель вправе пользоваться территорией на основании соглашения о праве пользования чужой землей.

Образец заявления Бланк соглашения о лесном сервитуте

Цели заключения

Согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ, публичный лесной сервитут можно устанавливать для следующих целей:

Цели установления
1 Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, которые расположены в лесу.
2 Осуществление прохода или проезда через территорию леса, в том числе с целью доступа к водоему.
3 Проведение дренажных работ.
4 Размещение межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов на объекте недвижимости.
5 Осуществление охоты.
6 Прогонка домашнего скота через конкретную территорию.
7 Проведение научно-исследовательских работ.
8 Сбор дикорастущих растений и плодов.

Право свободного прохода через лес, как и право собирать дикорастущие плоды, предоставляется гражданам РФ бесплатно (п. 1 ст. 11 ЛК РФ).

При установлении межевых точек или знаков либо при проведении дренажных работ право пользования лесными территориями предоставляют на срок проведения данных работ. При этом, в соглашении о праве пользования чужими землями необходимо указать сроки окончания этих работ. Бывает и так, что их окончание устанавливается как условие прекращения такого права.

Что важно знать о лесном сервитуте

Предоставление права пользования объектом недвижимости, расположенным в лесу, не означает запрет на отчуждение таких земель.

Собственник такой территории, обремененной правом пользования чужой собственностью, имеет право продавать и сдавать в аренду недвижимость, причем обременение перейдет к новому владельцу (или арендатору).

Однако следует помнить, что владелец в обязательном порядке должен предупредить будущего нового хозяина (арендатора) земель о наличии обременения, иначе сделку могут признать недействительной.

Публичный лесной сервитут может быть прекращен решением собственника. Такое решение принимает орган исполнительной власти, если в предоставлении земель третьим лицам больше нет необходимости (п.1 ст. 276 ГК РФ). Такое допустимо в следующих случаях:

  • завершился ремонт инженерных коммуникаций на территории лесов с обременением в виде права использовать эту землю для ремонтных работ;
  • власти проложили дорогу, обходящую лесной массив, а изначально как раз для проезда через лес и требовался публичный сервитут на землях лесного фонда;
  • была запрещена охота на землях, обремененных сервитутом;
  • возникли новые возможности, позволяющие прекратить пользование данной территорией.

Если после того, как власти отменили публичный сервитут на лесной участок, у юрлиц или физлиц возникли какие-либо серьезные затруднения, такие, например, как существенное увеличение времени, которое тратится на проезд по дороге в обход леса, то такие лица могут обратиться в суд, чтобы в принудительном порядке установить право пользования этой землей.

Иногда органы власти сами принудительно устанавливают право пользования в отношении некоторых участков:

  • тех, которые относятся к земельному фонду и специально арендованы у государства для извлечения лесных ресурсов;
  • сельскохозяйственных земель с лесными насаждениями, принадлежащих частному лицу.

Чаще всего принудительный сервитут на таких участках устанавливают с целью проведения ремонта коммуникаций, пролегающих поблизости, или для проезда или прохода через эти участки третьими лицами.

Причем, если использование такого участка становится невозможным или довольно затруднительным, то собственник (либо арендатор) таких земель, обремененных лесным сервитутом, вправе обратиться в судебные органы, чтобы:

  • прекратить его;
  • установить за него плату;
  • возместить убытки, возникшие из-за предоставленного права пользования чужой собственностью.

Учтите, что само по себе право использования территории, расположенной в лесу — это лишь разновидность вещного права, а не объект торгового оборота, а потому право предоставлять лесной сервитут не передается другим лицам, не владеющим объектом недвижимости, обремененным правом использовать чужую территорию (п. 2 ст. 275 ГК РФ).

Владелец участка с обременением в виде права на использование своей земли вправе продавать ее или сдавать в аренду.

При этом, необходимо, чтобы он заранее предупредил об обременении покупателя или арендатора, чтобы сделку впоследствии не признали недействительной.

Наши юристы удаленно помогут вам учесть все нюансы установления сервитута на лесной участок, проверить все нюансы, подготовить нужные документы и избежать финансовых потерь.

0 юристов онлайн 0 + активных клиентов ЕЮС

Оцени шансы на успех — задай вопрос бесплатно

Судебная практика : установление сервитута в отношении земельного участка

Использование лесов на основании права ограниченного пользования (сервитута) теперь регламентировано.

Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут) возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

Как следует из ст.

274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Частью 3.1 ст. 38 ЛК РФ установлено, что для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

  • В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
  • 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • 2) проведение изыскательских работ;
  • 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Читайте также:  Как проверить подлинность временной регистрации

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ субъектам Российской Федерации переданы широкие полномочия по распоряжению лесными участками, в том числе и полномочия по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.

Теперь остановимся подробнее на порядке заключения соглашений об установлении сервитута в отношении находящихся в федеральной собственности лесных участках из состава земель лесного фонда как предоставленных в пользование так и не предоставленных в пользование.

В случае, если лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если законом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

В случае, если лесной участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461 «Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

  1. В соответствии с данным Порядком размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, а размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
  2. Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута.
  3. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Для заключения соглашения об установлении сервитута заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

  • Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
  • Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:
  • 1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
  • 2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
  • 3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
  • Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка

В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут)

Прежде лесной
сервитут был своеобразным правовым
институтом, имеющим мало общего с
ограниченным правом пользования чужим
земельным участком в гражданском и
земельном законодательстве Российской
Федерации. Так, ст. 21 Лесного кодекса
Российской Федерации от 29 января 1997 г.

N 22-ФЗ было установлено, что граждане
имеют право свободно пребывать в лесном
фонде и в не входящих в лесной фонд
лесах, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации
(публичный лесной сервитут).

Права
пользования граждан и юридических лиц
участками лесного фонда и права
пользования иными участками, не входящими
в лесной фонд лесами могли быть ограничены
в пользу других заинтересованных лиц
на основании договоров, актов
государственных органов и актов органов
местного самоуправления, а также судебных
решений (частный лесной сервитут).

Таким
образом, прежним Лесным кодексом право
граждан свободно пребывать в лесах было
определено как публичный лесной сервитут,
а право ограниченного пользования чужим
участком лесного фонда на основании
договора или акта органа государственной
власти — как частный лесной сервитут.

https://www.youtube.com/watch?v=RxVAa64SQmc\u0026pp=ygVn0KfRgtC-INC90LDQt9GL0LLQsNGO0YIg0LvQtdGB0L3Ri9C8INGB0LXRgNCy0LjRgtGD0YLQvtC8INC4INC60LDQutC-0LLRiyDQtdCz0L4g0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Вместе с тем,
Земельный кодекс Российской Федерации
устанавливает несколько иное определение
публичного и частного сервитута. Согласно
ст. 23 ЗК частный сервитут устанавливается
в соответствии с гражданским
законодательством.

Публичный сервитут
устанавливается законом или иным
нормативным правовым актом Российской
Федерации, нормативным правовым актом
субъекта Российской Федерации, нормативным
правовым актом органа местного
самоуправления в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов
государства, местного самоуправления
или местного населения, без изъятия
земельных участков. Установление
публичного сервитута осуществляется
с учетом результатов общественных
слушаний.

Далее ЗК определяет
цели установления публичного сервитута.
Так, в п. 3 ст.

23 определено, что публичный
сервитут может устанавливаться для: 1)
прохода или проезда через земельный
участок; 2) использования земельного
участка в целях ремонта коммунальных,
инженерных, электрических и других
линий и сетей, а также объектов транспортной
инфраструктуры; 3) размещения на земельном
участке межевых и геодезических знаков
и подъездов к ним; 4) проведения дренажных
работ на земельном участке; 5) забора
(изъятия) водных ресурсов из водных
объектов и водопоя; 6) прогона
сельскохозяйственных животных через
земельный участок; 7) сенокошения, выпаса
сельскохозяйственных животных в
установленном порядке на земельных
участках в сроки, продолжительность
которых соответствует местным условиям
и обычаям; 8) использования земельного
участка в целях охоты и рыболовства; 9)
временного пользования земельным
участком в целях проведения изыскательских,
исследовательских и других работ; 10)
свободного доступа к прибрежной полосе.
ЗК установлен исчерпывающий перечень
случаев, когда может быть принят закон
или иной нормативный правовой акт
Российской Федерации, нормативный
правовой акт субъекта Российской
Федерации, нормативный правовой акт
органа местного самоуправления об
установлении публичного сервитута.

Обобщая изложенное,
можно сделать вывод, что в соответствии
с Земельным кодексом земельный участок
может быть обременен публичным сервитутом
только для целей, указанных в п. 3 ст.

23
ЗК, нормативным правовым актом органа
государственной власти или местного
самоуправления в случаях, если это
необходимо для обеспечения интересов
государства, местного самоуправления
или местного населения, без изъятия
земельных участков.

Как уже отмечалось
ранее, частный сервитут устанавливается
в соответствии с гражданским
законодательством. Так, в соответствии
с п. 1 ст.

274 Гражданского кодекса Российской
Федерации собственник недвижимого
имущества (земельного участка, другой
недвижимости) вправе требовать от
собственника соседнего земельного
участка, а в необходимых случаях и от
собственника другого земельного участка
(соседнего участка) предоставления
права ограниченного пользования соседним
участком (сервитута). Сервитут может
устанавливаться для обеспечения прохода
и проезда через соседний земельный
участок, прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов,
обеспечения водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника
недвижимого имущества, которые не могут
быть обеспечены без установления
сервитута.

Таким образом,
частный сервитут в соответствии с ГК
может обременять земельный участок в
интересах собственника соседнего или
другого земельного участка, для его
нужд, которые не могут быть обеспечены
без установления сервитута (причем
перечень таких нужд является открытым).

Порядок установления частного сервитута
определяется пунктом 3 указанной статьи
ГК: сервитут устанавливается по соглашению
между лицом, требующим установления
сервитута, и собственником соседнего
участка и подлежит регистрации в порядке,
установленном для регистрации прав на
недвижимое имущество.

В случае недостижения
соглашения об установлении или условиях
сервитута спор разрешается судом по
иску лица, требующего установления
сервитута.

Итак, рассмотрев
указанные правовые нормы, можно сделать
вывод, что Лесной кодекс Российской
Федерации от 29 января 1997 г.

N 22-ФЗ понимал
лесной сервитут гораздо шире определений,
установленных земельным и гражданским
законодательством: под публичным лесным
сервитутом Лесным кодексом понималось
право граждан свободно пребывать в
лесах, а частный лесной сервитут
представлял собой ограничение прав
пользования граждан и юридических лиц
участками лесного фонда и права
пользования участками, не входящими в
лесной фонд лесами в пользу иных
заинтересованных лиц на основании
договоров, актов государственных органов
и актов органов местного самоуправления,
а также судебных решений.

Читайте также:  Подать жалобу на бездействие судебного пристава

https://www.youtube.com/watch?v=1A0He_EzAz4\u0026pp=ygVn0KfRgtC-INC90LDQt9GL0LLQsNGO0YIg0LvQtdGB0L3Ri9C8INGB0LXRgNCy0LjRgtGD0YLQvtC8INC4INC60LDQutC-0LLRiyDQtdCz0L4g0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

В новом ЛК РФ
четкого понятия сервитутов не содержится.
В соответствии со ст.

9 ЛК РФ право
ограниченного пользования чужими
лесными участками (сервитут) возникает
и прекращается по основаниям и в порядке,
которые предусмотрены гражданским
законодательством и земельным
законодательством, а также законодательством
РФ о концессионных соглашениях, если
иное не предусмотрено ЛК РФ. В ст.

11 ЛК
РФ раскрывается понятие публичного
лесного сервитута, но он не именуется
в качестве такового в отличие от ЛК РФ
1997 г.

: граждане имеют право свободно и
бесплатно пребывать в лесах и для
собственных нужд осуществлять заготовку
и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов,
грибов, других пригодных для употребления
в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных
ресурсов), а также недревесных лесных
ресурсов. Понятие недревесных лесных
ресурсов расшифровывается в ст. 32 ЛК
РФ. К недревесным лесным ресурсам,
заготовка и сбор которых осуществляются
в соответствии с ЛК РФ, относятся пни,
береста, кора деревьев и кустарников,
хворост, веточный корм, еловая, пихтовая,
сосновая лапы, мох, лесная подстилка,
камыш, тростник и подобные лесные
ресурсы.

Нормы ст. 11 ЛК
РФ по своему смыслу рассчитаны на
пребывание не только в тех лесах, основная
часть которых (на землях лесного фонда)
остается федеральной собственностью,
но и на лесных участках в составе земель
иных категорий. В соответствии с п. 8 ст.

11 ЛК РФ лица, которым предоставлены
лесные участки, не вправе препятствовать
доступу граждан на эти лесные участки,
а также осуществлению заготовки и сбору
находящихся на них пищевых и недревесных
лесных ресурсов.

Предоставленные
гражданам и юридическим лицам лесные
участки могут быть огорожены только в
случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Между тем само
содержание публичного сервитута сужено
по сравнению с предыдущим ЛК РФ.

Например,
в новом ЛК РФ из формулировки прав
граждан исчезла возможность, закрепленная
законодателем, бесплатно участвовать
в культурно-оздоровительных, туристических
и спортивных мероприятиях. Представляется,
это совершенно необоснованно.

По поводу
сбора лекарственных растений гражданами
для своих нужд (выздоровления) можно
отметить следующее. В ст. 11 ЛК РФ
(пребывание граждан в лесах) такой нормы
теперь нет. Такая возможность присутствует
в ст.

35 ЛК РФ, регламентирующей заготовку
гражданами пищевых лесных ресурсов и
лекарственных растений для собственных
нужд. Порядок заготовки гражданами
пищевых лесных ресурсов и сбора ими
лекарственных растений для собственных
нужд устанавливается законом субъекта
Российской Федерации.

Специфической
особенностью публичного лесного
сервитута является состав сторон: он
строго определен законодателем.

С одной
стороны – это Российская Федерация, а
с другой стороны – неограниченный круг
лиц, не являющихся собственниками,
осуществляющими право общего
лесопользования (так называемое
общедоступное лесопользование). Участие юридических лиц в данном сервитутном
правоотношении не предусмотрено.

Сервитут является
одним из вещных прав. В качестве такового
он подлежит регистрации в том порядке,
который установлен для регистрации
прав на недвижимость. На практике ничего
подобного нет.

Поскольку лесом может
пользоваться неопределенное количество
людей, регистрация их прав становится
невыполнимой даже с чисто формальной
стороны.

Более того, как всякое
имущественное право сервитут в случае
его нарушения подлежит возмещению.

Следующей
особенностью публичного лесного
сервитута является отсутствие возможности
требовать платы за осуществление
публичного лесного сервитута. А по
отношению к частному лесному сервитуту
это возможно.

Для осуществления публичного
лесного сервитута не требуется получение
специальных разрешительных документов
на участки лесного фонда. Понятие
публичного сервитута в ЗК РФ частично
дублирует содержание лесного сервитута,
что является еще одним доводом в пользу
того, что в ЛК РФ установлен публичный
лесной сервитут.

В нормах обоих кодексов
допускается пользование земельным
(лесным) участком для прохода и пребывания
в нем, возможности сбора дикорастущих
растений.

https://www.youtube.com/watch?v=1A0He_EzAz4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Предыдущий ЛК
РФ 1997 г. устанавливал, как уже указывалось,
частный лесной сервитут в ст. 21.

В тех
случаях, когда речь идет о публичных
лесных сервитутах, то одной из сторон
является собственник лесов – Российская
Федерация, а другой – неограниченный
круг лиц, не являющихся собственниками,
осуществляющими право общего
лесопользования (касательно частного
лесного сервитута, то субъектами
правоотношения на этой стороне могут
быть только лесопользователи). Частный
сервитут имеет совсем другую природу:
ограничения права лесопользования
должны быть зарегистрированы в
установленном порядке.

В действующем
ЛК РФ понятия частного лесного сервитута,
как и публичного, не дается. В ст. 23 ЗК
РФ содержится отсылочная норма на ГК
РФ: частный сервитут устанавливается
в соответствии с гражданским
законодательством. Определение сервитута,
содержащееся в ГК РФ, как уже говорилось,
не годится для частного лесного сервитута.

Поэтому в качестве частного лесного
сервитута можно рассматривать п. 4 и п.
5 ст. 11 ЛК РФ.

Они устанавливают, что
пребывание граждан может быть ограничено:
1) в лесах, которые расположены на землях
обороны и безопасности, землях особо
охраняемых природных территорий, иных
землях, доступ граждан на которые
ограничен в соответствии с федеральными
законами; 2) в целях пожарной безопасности
и санитарной безопасности в лесах,
безопасности граждан при выполнении
работ. Такое ограничение может
устанавливаться на основании договоров,
актов государственных органов и актов
органов местного самоуправления, а
также судебных решений. Таким образом,
данные нормы по своему смыслу являются
схожими с нормой ст. 21 ЛК РФ 1997 г.,
устанавливавшей определение частного
лесного сервитута.

Примером частного
сервитута может служить возможность
использования лесного участка для
размещения пасеки.

В соответствии с
п.3.1 ст.38 ЛК РФ для использования лесов
гражданами в целях осуществления
сельскохозяйственной деятельности (в
том числе пчеловодства) для собственных
нужд лесные участки предоставляются в
безвозмездное срочное пользование или
устанавливается сервитут.

Сервитуты
полностью соответствуют возможности
использования леса на основе признания
многофункционального значения лесов
(одновременного использования разными
лицами и в разных целях), который был
закреплен в ст. 22 предыдущего ЛК РФ. Суть
этого принципа состояла в следующем.

При условии разумного ведения хозяйства
один и тот же участок леса можно
использовать одновременно в различных
целях: вести заготовку древесины,
осуществлять побочное лесопользование,
использовать его в культурно-оздоровительных
целях и т. п.

Уникальная способность
леса к восстановлению обусловливает
возможность постоянного и неистощительного
лесопользования на основе регулирования
особых приемов рубки леса и иных видов
пользования им.

В действующем
ЛК РФ этот принцип не закреплен. Но
близким к нему является принцип
многоцелевого использования лесов для
удовлетворения потребностей общества
в лесах и лесных ресурсах, предусмотренный
в п. 4 ст. 1 ЛК РФ.

Вместе с тем,
одной из важнейших проблем использования
лесных участков является отсутствие
работающего механизма разрешения
конфликтов различных лесопользователей
при столкновении их интересов. Как
следует из ст.

274 ГК, сервитут представляет
собой чрезвычайный метод разрешения
конфликта интересов собственника
земельного участка с лицами, нуждающимися
в использовании этого участка, когда
другие варианты решения проблемы
невозможны.

В случае с лесными участками,
находящимися на землях лесного фонда,
конфликт интересов возникает, как
правило, между пользователями лесными
участками либо между пользователями
лесными участками и третьими лицами, и
в данной ситуации право ограниченного
пользования чужим земельным участком
(сервитут) в том виде, в котором оно
установлено в земельном и гражданском
законодательстве, не способно стать
инструментом решения указанной проблемы.

Частный сервитут на земельный участок: что это такое, виды (включая публичный), установление и снятие по ЗК и ГК РФ

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком / Сервитут / Виды сервитутов

Назад

Опубликовано: 11.02.2017

  • Время на чтение: 11 мин
  • 0
  • 589
  • Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.
  • Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.
  • Понятие лесного сервитута
  • Виды лесного сервитута
  • Соглашение об обременении
  • Особенности лесного сервитута

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Задать вопрос

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

https://www.youtube.com/watch?v=Axm3p2VdcNk\u0026pp=ygVn0KfRgtC-INC90LDQt9GL0LLQsNGO0YIg0LvQtdGB0L3Ri9C8INGB0LXRgNCy0LjRgtGD0YLQvtC8INC4INC60LDQutC-0LLRiyDQtdCz0L4g0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Необходимо помнить, что соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в реестре прав (ЕГРП) и регулируется ст. 274 Гражданского кодекса РФ.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Для пчелиного хозяйства лесной участок может быть обременён сервитутом в пользу физических и юридических лиц на определённый срок за плату, согласно п. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.
Читайте также:  Особенности заполнения приказа и заявления о приеме на работу на полставки образцы документов

Право свободного прохода через лесные участки, а также сбора дикорастущих плодов предоставляется гражданам бесплатно, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Сервитут на земельный участок, что это такое?

Исходя из законодательного определения, данного в ст. 274 ГК России, сервитут — есть право ограниченного пользования чужим (соседским) земельным участком.

Воспользоваться им можно, уплатив соразмерную сумму или без таковой оплаты (плата за сервитут на земельный участок устанавливается на усмотрение соседа-землевладельца), лишь при наличии объективных нужд, удовлетворить которые без установления сервитута не представляется возможным. Установление сервитута на земельный участок совсем не означает лишение владельца прав на него.

В случае если изменится владелец обременённого надела, то он примет также и сервитут земельного участка, и его прежние условия.

Время действия сервитута может быть определено при его первичном установлении сторонами. Это может быть временный или постоянный сервитут. Что касается публичного сервитута, то его срок должен учитывать ограничения, указанные в ст. 39.24 ЗК.

  1. Договор об установлении сервитута представляет собой письменное соглашение на право пользования территорией соседнего участка, которое обязательно должно выражать добровольное намерение владельца земельного надела на установление данного обременения.
  2. Особенно важно именно условие добровольности: никакой представитель госвласти не имеет права по своему желанию установить сервитут.
  3. Также закон о сервитуте указывает на запрет на односторонность соглашения о сервитуте: это означает, что, например, нельзя завещать своим наследникам обязательное заключение договора о сервитуте.
  4. Основания прекращения сервитута изложены в отдельной статье.
  5. Возникла проблема? Позвоните юристу:
  6. Москва и Московская область (звонок бесплатен) Санкт-Петербург и Лен.область

Что означает определение слова «сервитут»?

Определение слова «сервитут» впервые было дано ещё римскими юристами. Под ним понималось правоотношение, в котором одна сторона обладала наделом, использование которого могло удовлетворить нужды второй стороны, имеющей надел по соседству. Понятие позволяет устанавливать сервитут помимо земли на какое-либо строение или иную недвижимость.

Особенностями земельного сервитута являются:

  В Гражданском кодексе пропишут правила для соседей по даче

  1. Его сущность состоит не в полном лишении прав землевладельца, а в чётко определённом обременении;
  2. Для владельца обременённой земли не устанавливаются ограничения на её использование в соответствии с назначением и на право распоряжения ею;
  3. Землевладелец может потребовать от заинтересованного в установлении сервитута лица уплаты определённой денежной суммы в качестве возмещения (величина выплаты должна быть соразмерной);
  4. Его установление должно носить добровольный (по соглашению между сторонами) характер, но в исключительных случаях (согласно решению судебного органа) соглашение может быть заключено принудительно. Судебная практика на установление сервитута на земельный участок вот здесь.

Понятие и виды сервитутов на землю

В зависимости от субъектов правоотношений сервитуты на земельные наделы можно подразделить на (ст. 23 ЗК России):

  • Частный сервитут;
  • Публичный сервитут.

Целью частного сервитута будет удовлетворение потребностей отдельно взятого гражданина или некоторой группы граждан.

Это может быть:

  • предоставление беспрепятственного прохода/проезда через земельный надел соседа;
  • постройка, реконструкционные работы линейных объектов (ЛЭП, газо- и водопровод, авто- и железные дороги и т.п.), их прямая эксплуатация;
  • иные возможности пользования, предусмотренные соглашением о сервитуте.

Публичный же сервитут будет иметь стороной-инициатором какой-либо госорган или муниципалитет, заботящиеся о нуждах государственного или местного порядка.

Может устанавливаться для обеспечения:

  • доступа населению к колодцам, озёрам, рекам, водохранилищам и т.п.;
  • возможности проведения дренажных работ на земельном наделе при возникновении необходимости;
  • забора воды или водопоя для сельхоз животных;
  • работ по сенокошению;
  • использования надела в качестве места для охоты, рыболовства, рыбоводства и т.д.

По времени, на которое устанавливается обременение, можно выделить следующие виды:

  • Срочный — т.е. имеющий определённый срок действия (например, до окончания монтажа коммуникаций, окончания рытья собственного колодца и т.п.);
  • Постоянный (максимальный срок действия — 49 лет).

Ещё одной разновидностью является постоянно-временной сервитут: он действует только в определённые периоды. Например, если во время весенних паводков при разливе реки можно добраться к своему наделу можно только по соседской земле.

В соответствии с целями установления обременения, сервитуты подразделяются на:

  • Городские (применяются к уже застроенным наделам). К такому виду можно отнести, к примеру, ввод запрета на возведение построек выше определённой этажности на наделе соседа, что важно для сохранения хорошего вида, предотвращения затенённости и т.п.;
  • Сельские (для незастроенных или полевых наделов). Это может быть право на прогон стада через соседнюю землю, установление сервитута для проезда и т.п.

Ещё одним фактором для классификации сервитутов является качество объекта:

  • Водный — использование каких-либо водных объектов, расположенных на земле соседа;
  • Лесной — пользование лесными ресурсами: сбор ягод и грибов, древесины для личных нужд и т.п.

Это так называемые предиальные сервитуты.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.
  • Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.
  • Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.
  • Сельскохозяйственные леса могут принадлежать как органам власти, так и частному лицу.
  • Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:
  • Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.
  • Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:
  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Право аренды земельного участка может переходить по наследству. Максимальный срок аренды земли составляет 49 лет. Подробнее об условиях данного вида аренды читайте здесь. Хотите взять ипотеку в “Абсолют банке”? Описание условий и ипотечных программ вы найдете в нашей статье.

Отрывок, характеризующий Лесной сервитут

Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. – Eh bien, si vous ne m’aviez pas dit que vous etes Russe, j’aurai parie que vous etes Parisien.

Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел. – J’ai ete a Paris, j’y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер. – Oh ca se voit bien. Paris!..

Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s’est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n’y a qu’un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse.

Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.

] Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком. – Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d’aller s’enterrer dans les steppes, quand l’armee francaise est a Moscou.

Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c’est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre.

Et puis l’Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого.

Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его. – L’Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l’Empereur?.. [Император… Что император?..]

Adblock
detector