Экономические права ребенка — в чем суть и как преследуется их нарушение
Что такое права ребенка
Права ребенка — это права человека, не достигшего совершеннолетия (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону, это лица, не достигшие 18 лет).
Способность иметь права (правоспособность) — возникает у человека с момента рождения, а способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности и ответственность (дееспособность):
- возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;
- а также в (предусмотренных законом) случаях вступления в брак до достижения 18 лет;
- при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.
Законными представителями несовершеннолетнего ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Список прав
- право на жизнь (ст.6 Конвенции о правах ребёнка, ч.1 ст.20 Конституции РФ);
- право на имя, отчество и фамилию – с момента регистрации (ст.7 Конвенции оправах ребёнка, ст.58 Конституции РФ);
- право на гражданство (ст.7 Конвенции о правах ребёнка); — право знать своих родителей, право жить и воспитываться в семье;
- право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27 Конвенции о правах ребёнка);
- право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст. 3 Конвенции о правах ребёнка, ст. 56, 57 Семейного Кодекса РФ);
- имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции о правах ребёнка, ст. 60 Семейного Кодекса (СК) РФ);
- право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции о правах ребёнка);
- право на отдых и досуг; на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции о правах ребёнка);
- право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребёнка);
- право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции о правах ребёнка);
- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции о правах ребёнка);
- право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 36 Конвенции о правах ребёнка).
С полутора лет ребёнок имеет право посещать ясли.
С трех лет — вправе посещать детский сад.
С шести лет ребёнок имеет право на поступление в школу (право на образование, ст.
43 Конституции РФ) и право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупка канцелярских принадлежностей или продуктов); сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды, не требующих ни нотариального удостоверения, ни государственной регистрации; сделок по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или, с их согласия, третьим лицом (ст. 28 ГК РФ). С восьми лет ребенок приобретает право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
С десяти лет — имеет право дать согласие на изменение своего имени и (или) фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ст. 132, 134, 154 СК РФ). Выразить свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.
С четырнадцатилетнего возраста правовой статус ребёнка значительно расширяется. У детей, достигших 14-летнего возраста, есть право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), право отмены усыновления (ст.
142 СК РФ), право требовать установления отцовства в отношении своего ребёнка в судебном порядке (ст.
62 СК РФ), право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами, право без согласия родителей осуществлять права автора результатов своей интеллектуальной деятельности, право самостоятельно совершать некоторые сделки, нести ответственность по заключенным сделкам (ст.
26 ГК РФ), а также за причиненный вред от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих), право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ), право быть принятым на работу в свободное от учёбы время для выполнения лёгкого труда (ст.63 ТК РФ), право работать не более 24 часов в неделю (ст.
92 ТК РФ), право на поощрение за труд (ст.191ТК РФ); право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для себя время (ст.267ТК РФ); право на объединение в профсоюзы (ст.21 ТК РФ); право и обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
С пятнадцатилетнего возраста у подростка появляется право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.
24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан); право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования, либо продолжение его освоения по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ).
С шестнадцатилетнего возраста молодой человек имеет право работать не более 35 часов в неделю (ст.92 ТК РФ); право на признание членом кооператива (ст.26 ГК РФ); право с разрешения органа местного самоуправления при наличии уважительной причины вступить в брак (ст.13 СК РФ); право самостоятельно осуществлять родительские права (ст.62 СК РФ).
Список обязанностей
С рождения
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, общественных местах, дома.
С 6 лет
- получить среднее образование;
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения и учебную дисциплину.
С 14 лет
- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав, правила молодёжного общественного объединения.
С 17 лет
- для юношей – встать на воинский учет (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство).
Международные акты
Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.
Принцип 1.
- Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2.
- Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3.
- Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4.
- Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5.
- Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6.
- Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7.
- Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8.
- Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9.
- Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10.
- Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Российское законодательство
Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Только не надо возмущаться раньше времени, основной Закон также защищает и отцов:
- обеспечивая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);
- устанавливая, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
Эти положения Основного Закона доказывают, что семья, брак, рождение и воспитание детей — это не только и не столько частные дела отдельно взятой семьи. Это то, что имеет жизненно важное значение, от чего зависит не только наше будущее, но и будущее всего человечества.
Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лишь 12 — 13% из них — настоящие сироты, т.е. родители которых скончались.
Остальные — это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, сбежавшие из дома, вынужденные шататься по улицам в сомнительных компаниях.
Причиной тому в большинстве случаев является насилие.
Согласно ст. 1 СК РФ семейное законодательство исходит из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;
- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
- обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что государства — участники этой Конвенции осознают и соглашаются с тем, что семье должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности по созданию условий для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства может выражаться по-разному, например, в выплате пособий, открытии и содержании родильных домов и детских садов.
На практике этот принцип реализуется через правовые акты, направленные на поддержку семьи.
Справочно:
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
https://www.youtube.com/watch?v=n8ThNypXo_A\u0026pp=ygWGAdCt0LrQvtC90L7QvNC40YfQtdGB0LrQuNC1INC_0YDQsNCy0LAg0YDQtdCx0LXQvdC60LAg4oCUINCyINGH0LXQvCDRgdGD0YLRjCDQuCDQutCw0Log0L_RgNC10YHQu9C10LTRg9C10YLRgdGPINC40YUg0L3QsNGA0YPRiNC10L3QuNC1
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Поделиться с друзьями
Имущественные права ребенка (Статья 60 СК РФ)
Ребенок в силу своего возраста не имеет возможности финансово себя обеспечивать. По этой причине родители до достижения ребенком возраста совершеннолетия обязаны содержать его, а в случае развода или лишения их родительских прав – платить алименты на его содержание.
Из настоящей статьи Вы узнаете, какими имущественными правами обладает несовершеннолетний ребенок.
Имущественные права ребенка: общие положения
Имущественные права ребенка закреплены в гражданском и семейном законодательстве Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что несовершеннолетний ребенок реализует следующие имущественные права:
- получение содержание от матери, отца и других членов семьи, в том числе получение алиментов;
- право собственности на собственные доходы и возможность совершения сделок;
- право собственности на имущество, полученное ребенком по договору дарения или в порядке наследования.
Обратите внимание: ребенок не имеет право собственности на имущество, которое находится в собственности его родителей. При этом дети имеют право пользоваться собственностью и имуществом его родителей по их взаимному согласию.
Однако приобретенные на денежные средства родителей вещи для личного использования (одежда, обувь, мягкие игрушки, книги и другое) остаются в собственности ребенка, а в случае развода родителей не подлежат разделу. Также не делятся при разводе денежные средства, положенные на банковский вклад или счет для нужд ребенка.
В свою очередь родители не вправе претендовать на собственность несовершеннолетнего ребенка.
Имущественное право ребенка на получение ребенком содержания
Содержание ребенка – это установленная в законном порядке обязанность родителей. В случае расторжения брака родитель, который будет проживать отдельно от ребенка, не избавляется от обязанности по содержанию ребенка.
Порядок и форма предоставления содержания ребенку родители устанавливают самостоятельно. Родители должны в равной степени участвовать в обеспечении права ребенка на получение содержания вне зависимости от материального состояния каждого из родителя.
Родители должны полностью обеспечивать потребности ребенка в питании (покупка еды), обучении (покупка канцелярии, учебников, оплата дополнительных секций), лечении (оплата лекарств или медицинских услуг), развлечениях и поддержании приличного внешнего вида (покупка одежды, обуви).
В случае отсутствия родителей обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка исполняют бабушки, дедушки, родные совершеннолетние братья и сестры ребенка.
Родитель после расторжения брака продолжает исполнять обязанность по содержанию своего ребенка в виде уплаты алиментов на ребенка. При этом ребенок имеет право на получение алиментов вне зависимости от того, нуждается ли он в них или нет.
Родители вправе самостоятельно определить порядок уплаты алиментов на ребенка путем заключения соглашения об алиментах. Такое соглашение обязательно заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
При заключении алиментного соглашения обязательно должны присутствовать плательщик и получатель алиментов, а в случае, если на момент составления соглашения несовершеннолетнему ребенку исполнилось 14 лет, то его присутствие также является необходимым.
Родитель освобождается от обязанности платить алименты в следующих случаях:
- достижение ребенком возраста совершеннолетия и обретение гражданской дееспособности в полном объеме;
- вступление в брак или осуществление трудовой деятельности (эмансипации) до достижения возраста 18 лет;
- усыновление ребенка.
- В соглашении родители указывают информацию о порядке, способах и размере выплат, сроках и периодичности платежей, а также иные условия на усмотрение родителей.
- Если родители не могут договориться о порядке выплаты алиментов, то они вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора.
- Размер алиментов рассчитывается судом исходя из количества детей, которых необходимо содержать родителю.
- Так, сумма алиментов рассчитывается следующим образом:
- 1/4 часть от всех видов заработка родителя, если один ребенок;
- 1/3 часть от всех видов заработка родителей, если два ребенка;
- 1/2 часть от всех видов заработка родителей, если три и более детей.
Размер суммы может уменьшиться, если родитель находится в тяжелом материальном состоянии (потеря работы, тяжелая болезнь, стечение тяжелых жизненных обстоятельств).
Алименты на ребенка выплачиваются из определенного перечня доходов:
- заработная плата по основному месту работы;
- премии к заработной плате;
- доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду третьим лицам;
- гонорары за произведения науки, литературы и искусства;
- социальные выплаты (премии, стипендии, пособия), а также иные виды доходов.
Алименты не могут быть удержаны из следующих видов доходов:
- единовременная материальная помощь, выплаченная в связи с произошедшими чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, террористический акт, потеря члена семьи);
- денежные средства, выплачиваемые в связи с рождением ребенка;
- компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой или с переводом на работу в другую местность.
Родитель может уплачивать алименты на детей следующими способами:
- в процентном соотношении к его заработку и иному доходу;
- в твердой денежной сумме, уплачиваемой ежемесячно или единовременно;
- предоставление ребенку имущества;
- в смешанной форме (процент от дохода и твердая денежная сумма).
Способ уплаты алиментов определяется сторонами в соглашении или его устанавливает суд.
Имущественное право ребенка на собственные доходы и на совершение сделок
- Еще одним имущественным правом ребенка является право на собственные доходы и на совершение сделок.
- Возможность ребенка совершать сделки зависит от возраста ребенка.
- Ребенок, не достигший возраста 14 лет, в редких случаях обладает собственными доходами, а также не имеет возможности совершать сделки от своего имени.
От имени детей, не достигших возраста 14 лет, сделки заключают его родители или лица, их заменяющие.
Родители обязаны совершать сделки исключительно в интересах несовершеннолетнего и с предварительного согласия органа опеки и попечительства.
Дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать:
- мелкие бытовые сделки. К таким сделкам можно отнести сделки, направленные на удовлетворение ежедневных потребностей ребенка (например, покупка книги);
- сделки на безвозмездной основе, не требующие обязательного нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Сюда можно отнести получение в дар игрушек или одежды;
- сделки по распоряжению денежными средствами, предоставленными родителем или иным законным представителем для определенной цели. К таким сделкам следует отнести получение ребенком денег от родителей для определенных целей или без таковых.
- Имущественную ответственность по сделкам ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляют его родители или лица, их заменяющие.
- Если ребенку исполнилось 14 лет, то он вправе совершать сделки только с предварительного согласия его родителей или лиц, их заменяющих (или с последующего письменного согласия вышеуказанных лиц).
- Без предварительного согласия родителей ребенок вправе:
- распоряжаться своими доходами. К таким доходам следует отнести заработок по основному месту работы, стипендию, выигрыш в лотереи или в денежном конкурсе, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от аренды недвижимого имущества, которое принадлежит несовершеннолетнему, и иные доходы;
- осуществлять права на результаты интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и иные кредитные организации и распоряжаться ими;
- совершать мелкие бытовые сделки, а также сделки, не требующие обязательного нотариального удостоверения либо государственной регистрации.
Дети по достижении 14 лет самостоятельно несут имущественную ответственность за последствия совершенных сделок.
Имущественное право ребенка на распоряжение своим имуществом
Ребенок вправе получать в дар или в порядке наследования любое движимое или недвижимое имущество. До достижения детьми возраста совершеннолетия родители осуществляют права по управлению их имуществом.
Важно знать: родители или лица, их заменяющие, не вправе без предварительного согласия органа опеки и попечительства осуществлять сделки по отчуждению, обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, а также иные виды сделок. Кроме того, без согласия вышеуказанного органа родители не имеют право изменить жилищные условия ребенка.
Также в целях защиты имущественных прав несовершеннолетних гражданское законодательство устанавливает запрет на совершение сделок родителям с их детьми. Единственным исключением может быть совершение сделки по передаче имущества ребенку в дар или в безвозмездное пользование.
Родители и их дети могут быть собственниками одного жилого помещения. При этом такое имущество может быть в общей совместной собственности (если недвижимость приобретена в результате приватизации) или в общей долевой собственности (имущество принадлежит родителям и несовершеннолетним детям в долях).
Профессиональная юридическая помощь
Если родители не исполняют свои обязанности по содержанию ребенка или кто-либо посягает на имущество ребенка, то законодательство предусматривает возможность защитить имущественные права ребенка в судебном порядке.
В такой ситуации родитель ребенка или его законный представитель вправе подать иск и представлять интересы ребенка в судебном заседании. Однако при отсутствии соответствующего опыта и знаний судебный процесс может затянуться.
В целях экономии времени и сил родитель для защиты имущественных прав ребенка может обратиться к профессионалам, которые в силу своего практического опыта разрешат дело в пользу несовершеннолетнего.
Обращение в компанию «Юридическое агентство» поможет родителю в ускоренный срок разрешить возникший вопрос с нарушением имущественных прав ребенка благодаря многолетнему опыту, теоретическим знаниям и практическим навыкам юристов по семейным спорам.
Ребенок и его права
В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.
Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.
———————————————————————————————-
Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.
Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
- Принцип 3
- Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
- Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
- Принцип 5
- Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
- Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.
Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
- Принцип 8
- Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
- Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.
Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.
Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).
Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.
- Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
- право на жизнь и здоровое развитие;
- право на имя;
- право на гражданство;
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
- права и обязанности родителей по отношению к детям.
- Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
- Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
- Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).
На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.
Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).
- Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).
- Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).
- Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
- ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
- ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
- каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.
Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Социальные права ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Социальные права ребенка – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку, который не достиг совершеннолетия. Социальные права касаются отношений общества и детей и помогают отстаивать свои интересы, которые связаны с жизнью в обществе других детей.
Социальные права охватывают самую широкую сферу жизни, включая образование, доступность информации, медицинского обслуживания, обеспечения достойного уровня жизни и условий для здорового роста и развития личности.
В современное время сложно представить, что еще сто лет назад не было никаких документов, фиксирующих права детей, так как дети целиком и полностью принадлежали своим родителям, и именно они решали, что им делать и как поступать, как жить, где учиться и т.п.
- Конвенция о правах ребенка В 1989 году Генеральной Ассамблеей была принята Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция является международным правовым документом, в котором прописаны права детей, документ состоит из 54 статей, где детально прописаны права детей.
- Статья 28 Конвенции, гарантирует каждому ребенку бесплатное начальное образование и требует от всех членов ООН поощрять развитие разных форм среднего образования и обеспечение его доступности для всех детей.
- Важную часть системы образования занимает воспитание детей, так Конвенция требует, чтобы были предприняты меры для признания полной ответственности обоих родителей за развитие и воспитание ребенка.
- Родители каждого ребенка или его опекуны должны нести ответственность за его воспитание, интересы ребенка должны быть главным предметом их основной заботы.
- В 20 статье определены задачи воспитания и ухода за детьми, которые лишились родителей, так при рассмотрении вариантов замены родителям, необходимо учесть желательность преемственности воспитания ребёнка и его этнического происхождения, а также его религиозную и культурную принадлежность, его родной язык.
- Статьёй 21 определяются права детей, которые могут быть усыновлены в других странах.
- Важной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 Конвенции по правам ребенка.
- В ней представлены приоритетные для всех стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания детей: развивать таланты, умственные и физические способности ребенка в полном объеме; воспитывать уважение к родной культуре и родителям ребенка, к его языку и ценностям его народа, стране, где он родился; воспитывать уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; готовить ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости и равноправия между всеми гражданами государства; воспитывать уважения к окружающей природе.
В Российской Федерации главным актом о правах детей является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», помимо этого права детей в стране регламентированы Семейным кодексом РФ.
- Семейный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, который регулирует отношения внутри семей на территории страны, семейный кодекс включает в себя 8 разделов.
- В XXI веке социальные права ребенка не на много отличаются от социальных прав взрослых, дети должны получать образование, необходимую медицинскую помощь и уход.
- Социальные права дают возможность каждому ребенку расти гармоничной личностью.
- Каждый ребенок, который появился на свет, становится гражданином, каждый ребенок имеет право: на жизнь и свободу, никто, включая родителей, не может лишать его свободы; на имя, у каждого ребенка должно быть имя и паспорт, если ребенок достиг 14 лет; на доступное образование и бесплатную медицинскую помощь; на свое собственное мнение и свободу выбора религии; родители должны заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка; на уход и материальное обеспечение со стороны своих родителей; каждый ребенок имеет право на семью, на их заботу и внимание; при достижении 16 лет, ребенок с согласия родителей имеет право на не полный рабочий день и самостоятельную трудовую деятельность; на защиту от насилия и право на жизнь в безопасных условиях; на досуг и отдых; на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
- Государство гарантирует каждому ребенку свободу мысли и слова, право иметь свои взгляды и интересы, право выбирать свой жизненный путь, государство должно защищать личность ребенка, его честь и достоинство, ребенок имеет право обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних и органы попечительства в случае нарушения его прав и личной неприкосновенности.
- Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Российской Федерации, дети обязаны уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предполагает также несколько мер по защите детей: защита от информации, которая может нанести вред ребенку и его нравственному развитию – пропаганда насилия, нетрадиционных отношений, порнографии, алкоголя и курения; пресечение эксплуатации детского труда, поддержка жертв и их семей; защита детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей, беженцев.
- Социальные права ребенка, являются совокупностью конкретных правил, зафиксированных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.
- Таким образом, каждый ребенок имеет право на образование и обеспечение доступной информации для учебы, право на социальное обеспечение и охрану здоровья, на достойный уровень жизни, который необходим для физического и нравственного развития человека, если ребенок и его семья попала в сложную жизненную ситуацию, то такой ребенок имеет право на защиту и помощь со стороны государства.
- Старший помощник прокурора края
- по надзору за исполнением законов
- о несовершеннолетних и молодежи
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Социальные права ребенка – это комплекс социальных благ, предоставляемых человеку, который не достиг совершеннолетия. Социальные права касаются отношений общества и детей и помогают отстаивать свои интересы, которые связаны с жизнью в обществе других детей.
Социальные права охватывают самую широкую сферу жизни, включая образование, доступность информации, медицинского обслуживания, обеспечения достойного уровня жизни и условий для здорового роста и развития личности.
В современное время сложно представить, что еще сто лет назад не было никаких документов, фиксирующих права детей, так как дети целиком и полностью принадлежали своим родителям, и именно они решали, что им делать и как поступать, как жить, где учиться и т.п.
- Конвенция о правах ребенка В 1989 году Генеральной Ассамблеей была принята Конвенция о правах ребенка.
- Конвенция является международным правовым документом, в котором прописаны права детей, документ состоит из 54 статей, где детально прописаны права детей.
- Статья 28 Конвенции, гарантирует каждому ребенку бесплатное начальное образование и требует от всех членов ООН поощрять развитие разных форм среднего образования и обеспечение его доступности для всех детей.
- Важную часть системы образования занимает воспитание детей, так Конвенция требует, чтобы были предприняты меры для признания полной ответственности обоих родителей за развитие и воспитание ребенка.
- Родители каждого ребенка или его опекуны должны нести ответственность за его воспитание, интересы ребенка должны быть главным предметом их основной заботы.
- В 20 статье определены задачи воспитания и ухода за детьми, которые лишились родителей, так при рассмотрении вариантов замены родителям, необходимо учесть желательность преемственности воспитания ребёнка и его этнического происхождения, а также его религиозную и культурную принадлежность, его родной язык.
- Статьёй 21 определяются права детей, которые могут быть усыновлены в других странах.
- Важной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 Конвенции по правам ребенка.
- В ней представлены приоритетные для всех стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания детей: развивать таланты, умственные и физические способности ребенка в полном объеме; воспитывать уважение к родной культуре и родителям ребенка, к его языку и ценностям его народа, стране, где он родился; воспитывать уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; готовить ребенка к сознательной жизни в обществе в духе терпимости и равноправия между всеми гражданами государства; воспитывать уважения к окружающей природе.
В Российской Федерации главным актом о правах детей является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», помимо этого права детей в стране регламентированы Семейным кодексом РФ.
- Семейный кодекс РФ – это нормативный правовой акт, который регулирует отношения внутри семей на территории страны, семейный кодекс включает в себя 8 разделов.
- В XXI веке социальные права ребенка не на много отличаются от социальных прав взрослых, дети должны получать образование, необходимую медицинскую помощь и уход.
- Социальные права дают возможность каждому ребенку расти гармоничной личностью.
- Каждый ребенок, который появился на свет, становится гражданином, каждый ребенок имеет право: на жизнь и свободу, никто, включая родителей, не может лишать его свободы; на имя, у каждого ребенка должно быть имя и паспорт, если ребенок достиг 14 лет; на доступное образование и бесплатную медицинскую помощь; на свое собственное мнение и свободу выбора религии; родители должны заботиться о физическом и психическом здоровье ребенка; на уход и материальное обеспечение со стороны своих родителей; каждый ребенок имеет право на семью, на их заботу и внимание; при достижении 16 лет, ребенок с согласия родителей имеет право на не полный рабочий день и самостоятельную трудовую деятельность; на защиту от насилия и право на жизнь в безопасных условиях; на досуг и отдых; на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
- Государство гарантирует каждому ребенку свободу мысли и слова, право иметь свои взгляды и интересы, право выбирать свой жизненный путь, государство должно защищать личность ребенка, его честь и достоинство, ребенок имеет право обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних и органы попечительства в случае нарушения его прав и личной неприкосновенности.
- Ребенок обязан уважать историко-культурное наследие, самобытность, язык и иные ценности, являющиеся достоянием Российской Федерации, дети обязаны уважать права и достоинства других людей, проявлять к ним гуманное отношение.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» предполагает также несколько мер по защите детей: защита от информации, которая может нанести вред ребенку и его нравственному развитию – пропаганда насилия, нетрадиционных отношений, порнографии, алкоголя и курения; пресечение эксплуатации детского труда, поддержка жертв и их семей; защита детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и малоимущих семей, беженцев.
- Социальные права ребенка, являются совокупностью конкретных правил, зафиксированных в Конституции и позволяющих гарантированно получить от государства определённые блага.
- Таким образом, каждый ребенок имеет право на образование и обеспечение доступной информации для учебы, право на социальное обеспечение и охрану здоровья, на достойный уровень жизни, который необходим для физического и нравственного развития человека, если ребенок и его семья попала в сложную жизненную ситуацию, то такой ребенок имеет право на защиту и помощь со стороны государства.
- Старший помощник прокурора края
- по надзору за исполнением законов
- о несовершеннолетних и молодежи