Формирование ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости
-
1. Основные
понятия в области ведения государственного
кадастра недвижимости -
Федеральный закон
«О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в
связи с ведением государственного
кадастра недвижимости, осуществлением
государственного кадастрового учета
недвижимого имущества и кадастровой
деятельности. -
Основные понятия,
применяемые при ведении
ФЗ
«О ГКН».
В соответствии
со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое
имущество, недвижимость)
относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то
есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние
насаждения, здания, сооружения.
-
Государственный
кадастр недвижимости
— систематизированный свод сведений об
учтенном недвижимом имуществе, а также
сведений о прохождении Государственной
границы Российской Федерации, о границах
между субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований,
границах населенных пунктов, о
территориальных зонах и зонах с особыми
условиями использования территорий и иных сведений. - Государственный
кадастр недвижимости является федеральным
государственным информационным ресурсом. -
Государственным
кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного
органа по внесению в государственный
кадастр недвижимости сведений о
недвижимом имуществе, которые подтверждают
существование такого недвижимого
имущества с характеристиками, позволяющими
определить такое недвижимое имущество
в качестве индивидуально-определенной
вещи (уникальные характеристики объекта
недвижимости), или подтверждают
прекращение существования такого
недвижимого имущества. - Осуществляется
кадастровый учет земельных участков,
зданий, сооружений, помещений, объектов
незавершенного строительства.
Земельный
участок
(п.2 ст.6 ЗК РФ) как объект земельных
отношений — часть земной поверхности,
границы, которой определены в соответствии
с федеральными законами.
Под
зданием (строением, сооружением)
следует понимать любой искусственно
возведенный на земельном участке или
под ним (под землей) самостоятельный
объект, который фундаментально связан
с земельным участком, используется (или
может быть использован) по целевому
назначению и перемещение которого без
несоразмерного ущерба его назначению
невозможно.
Определение объекта
капитального строительства
установлено п.10 ст.1 Градостроительного
кодекса РФ. Объектом капитального
строительства является здание, строение,
сооружение, объекты, строительство
которых не завершено, за исключением
временных построек, киосков, навесов и
других подобных построек.
Государственный
кадастр недвижимости
— систематизированный свод сведений об
учтенном недвижимом имуществе, а также
сведений о прохождении Государственной
границы Российской Федерации, о границах
между субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований,
границах населенных пунктов, о
территориальных зонах и зонах с особыми
условиями использования территорий и иных сведений.
Государственный кадастр недвижимости создается и
ведется в целях:
-
Обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;
-
государственного учета, контроля за их использованием и охраной земель и других объектов недвижимости;
-
планирования и регулирования использования земель и неразрывно связанных с ними объектов недвижимости;
-
оценки недвижимого имущества и установления обоснованной платы за его использование;
-
обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
-
защиты прав граждан и юридических лиц на объекты недвижимости;
-
информационного обеспечения гражданского оборота земли и других объектов недвижимости .
Задачей
государственного кадастра недвижимости
является обеспечение заинтересованных
лиц признанными государством достоверными
сведениями о характеристиках объектов
учета и их местоположении.
Ведение
государственного кадастра недвижимости
осуществляется на основе принципов:
1. единства
технологии его ведения на всей территории
Российской Федерации. Подразумевает
согласованность и единство методов и
технологий ведения кадастра, формирования
системы кадастровой информации и
документации как с точки зрения охвата
всех объектов недвижимости, так и с
точки зрения охвата всей территории.
2. Обеспечения
общедоступности и непрерывности
актуализации содержащихся в нем сведений
(далее — кадастровые сведения).
Кадастровые
сведения должны быть максимально
доступны для всех заинтересованных
юридических и физических лиц (за
исключением сведений, составляющих
государственную тайну).
Для обеспечения
непрерывности ведения кадастра необходимо
систематическое или периодическое,
сплошное или выборочное обновление
информации.
3. Сопоставимости
кадастровых сведений со сведениями,
содержащимися в других государственных
информационных ресурсах. Выполнение
этого принципа обеспечивается сбором
информации по единой методике, единой
степени полноты и детализации.
https://www.youtube.com/watch?v=49Ps7_nc33k\u0026pp=ygWXAdCk0L7RgNC80LjRgNC-0LLQsNC90LjQtSDQstC10LTQtdC90LjQtSDQuCDQvtGB0L3QvtCy0L3Ri9C1INC_0YDQuNC90YbQuNC_0Ysg0LPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQtdC90L3QvtCz0L4g0LrQsNC00LDRgdGC0YDQsCDQvdC10LTQstC40LbQuNC80L7RgdGC0Lg%3D
Соблюдение
выше перечисленных принципов позволяет
обеспечить правильное ведение кадастра
недвижимости.
3. Назвать уровни ведения государственного кадастра недвижимости
Государственный
кадастр недвижимости
— систематизированный свод сведений об
учтенном недвижимом имуществе, а также
сведений о прохождении Государственной
границы Российской Федерации, о границах
между субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований,
границах населенных пунктов, о
территориальных зонах и зонах с особыми
условиями использования территорий и иных сведений.
Государственный
кадастр недвижимости ведется на трех
уровнях:
- Муниципальных образований
- Субъектов РФ,
- Федеральном.
- На уровне
муниципального образования
в государственном кадастре недвижимости
содержатся сведения обо всех объектах
кадастрового учета, расположенных на
территории муниципального образования и ведется реестр объектов недвижимости,
находящихся в собственности муниципального
образования. - На уровне
субъекта РФ
в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о границах, входящих
в него муниципальных образований, об
объектах недвижимости находящихся в
границах муниципальных образований в
объеме, необходимом для реализации
функций государственного контроля и
управления, о территориальных зонах,
учитываемых на уровне субъекта РФ и
также ведется реестр ОН, находящихся в
собственности субъекта РФ. - На федеральном
уровне в
кадастре недвижимости содержатся
сведения о государственной границе РФ,
границах между субъектами РФ, сведения
об ОН в границах субъектов РФ в объеме,
необходимом для реализации функций
государственного контроля и управления,
о территориальных зонах, учитываемых
на уровне РФ, а также ведется реестр
объектов недвижимости, находящихся в
собственности РФ. - 4.
Структура
(разделы) ГКН -
1. Государственный
кадастр недвижимости состоит из следующих
разделов: -
1) реестр объектов
недвижимости; -
2) кадастровые
дела; -
3) кадастровые
карты.
Реестр объектов
недвижимости
представляет собой документ, в котором
содержатся записи об объектах недвижимости
в текстовой форме путем описания
внесенных в государственный кадастр
недвижимости сведений о таких объектах.
Особенностью ведения реестра объектов
недвижимости является то, что его
ведение осуществляется только в
электронном виде.
-
Кадастровые
дела
представляют собой совокупность
скомплектованных и систематизированных
документов, на основании которых внесены
соответствующие сведения в государственный
кадастр недвижимости. Раздел ГКН —
Кадастровые дела — предусматривает
наличие в его составе кадастровых дел
следующих видов: -
— кадастровых
дел объектов недвижимости; -
— кадастровых
дел территориальных зон; -
— кадастровых
дел зон с особыми условиями использования
территорий; -
— кадастровых
дел кадастрового деления; -
— кадастровых
дел геодезической основы ГКН; -
— кадастровых
дел картографической основы ГКН; -
— кадастровых
дел участков Государственной границы
Российской Федерации; -
— кадастровых
дел границ между субъектами Российской
Федерации; -
— кадастровых
дел границ муниципальных образований; -
— кадастровых
дел границ населенных пунктов. - Кадастровые
карты
представляют собой составленные на
единой картографической основе
тематические карты, на которых в
графической и текстовой форме
воспроизводятся кадастровые сведения
о земельных участках, зданиях, сооружениях,
об объектах незавершенного строительства,
о прохождении Государственной границы
Российской Федерации, о границах между
субъектами Российской Федерации,
границах муниципальных образований,
границах населенных пунктов, о
территориальных зонах, зонах с особыми
условиями использования территорий,
кадастровом делении территории Российской
Федерации, а также указывается
местоположение пунктов опорных межевых
сетей.
Еще в 2001 году
на 1 Всероссийском земельном конгрессе,
проходящем в Москве, было отмечено, что
Государственный земельный кадастр —
основа кадастра недвижимости.
Основная
земельно-кадастровая документация
включала в себя единый государственный
реестр земель (ЕГРЗ), кадастровые дела,
кадастровые карты, дежурные кадастровые
карты (ДКК) и журналы кадастровых номеров
(ЖКН).
Говоря о преемственности сведений государственного земельного
кадастра в государственном кадастре
недвижимости, то из такого документа
ГЗК, как государственный реестр земель
кадастрового района в КГН включены
сведения о земельных участках и их
частях.
https://www.youtube.com/watch?v=49Ps7_nc33k\u0026pp=YAHIAQE%3D
Из ДКК
(дежурная кадастровая карта, которая в
ГЗК велась только в электронном виде)
– сведения в графическом виде о
прохождении границ единиц кадастрового
деления, земельных участков и их частей.
Из ЖКН (журнала кадастровых номеров) – сведения о
кадастровых номерах, присвоенных
земельным участкам.
Кадастровые
дела, оформленные при ведении ГЗК,
включены в состав документов ГКН. Эти
сведения признаны юридически
действительными в ГКН.
- 5. Состав сведений ГКН
-
В государственный
кадастр недвижимости вносятся следующие
сведения
об уникальных характеристиках объекта
недвижимости: -
1) вид объекта
недвижимости (земельный участок, здание,
сооружение, помещение, объект незавершенного
строительства); -
2) кадастровый
номер и дата внесения данного кадастрового
номера в государственный кадастр
недвижимости; -
3) описание
местоположения границ земельного
участка; -
4) описание
местоположения здания, сооружения или
объекта незавершенного строительства; - 5) кадастровый
номер здания или сооружения, в которых
расположено помещение, описание
местоположения этого помещения в
пределах данного этажа, либо в пределах
здания или сооружения, либо соответствующей
части здания или сооружения, если
объектом недвижимости является помещение; -
6) площадь земельного
участка, здания или помещения. - В государственный
кадастр недвижимости вносятся также
следующие дополнительные
сведения
об объекте недвижимости: -
1) ранее присвоенный
государственный учетный номер
(кадастровый, инвентарный или условный
номер), -
2) кадастровый
номер земельного участка, в пределах
которого расположены здание, сооружение
или объект незавершенного строительства,
если объектом недвижимости является
здание, сооружение или объект незавершенного
строительства; -
5) кадастровые
номера расположенных в пределах
земельного участка зданий, сооружений,
объектов незавершенного строительства,
если объектом недвижимости является
земельный участок; -
6) адрес объекта
недвижимости; -
7) сведения о вещных
правах на объект недвижимости и об
обладателях этих прав в объеме сведений,
которые содержатся в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним; -
8) сведения об
ограничениях (обременениях) вещных прав
на объект недвижимости и о лицах, в
пользу которых установлены такие
ограничения (обременения), -
9) сведения о
кадастровой стоимости объекта
недвижимости; -
11) сведения о лесах,
водных объектах и об иных природных
объектах, расположенных в пределах
земельного участка, если объектом
недвижимости является земельный участок; -
12) категория земель,
к которой отнесен земельный участок,
если объектом недвижимости является
земельный участок; -
13) разрешенное
использование, если объектом недвижимости
является земельный участок; -
14) назначение
здания (нежилое здание, жилой дом или
многоквартирный дом), если объектом
недвижимости является здание; -
15) назначение
помещения (жилое помещение, нежилое
помещение), если объектом недвижимости
является помещение и другие сведения. -
Помимо сведений
об ОН, подлежащих ГКУ, в ГКН вносятся так же иные
сведения: -
— о прохождении
Государственной границы РФ; -
— о границах
между субъектами РФ; -
— о границах
муниципальных образований; -
— о границах
населенных пунктов; -
— о территориальных
зонах и зонах с особыми условиями
использования территорий; -
— о кадастровом
делении территории кадастрового округа; -
— о картографической
и геодезической основах кадастра; -
— о лесах,
водных и иных природных объектах. -
Перечисленные
выше иные сведения, кроме сведений
о кадастровом делении, картографической
и геодезической основах, вносятся в ГКН
в порядке информационного взаимодействия.
Основные принципы и проблемы ведения государственного кадастра недвижимости
Каждый человек в нашей стране, который становился собственником той или иной категории недвижимого имущества, наверняка знаком с понятием государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Некоторые хорошо знакомы с системой работы данных органов, а другие, напротив, даже не предполагают, чем занимается данный государственный аппарат, но обращаются в него по мере необходимости, когда этого требует закон.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно!
Показать содержание
Но все же, любой образованный гражданин нашей страны обязан знать, что осуществляет государственный кадастр недвижимости, потому что хотя бы раз в жизни, вам придется столкнуться со спецификой работы данного органа.
https://www.youtube.com/watch?v=E-MWJkrqts4\u0026pp=ygWXAdCk0L7RgNC80LjRgNC-0LLQsNC90LjQtSDQstC10LTQtdC90LjQtSDQuCDQvtGB0L3QvtCy0L3Ri9C1INC_0YDQuNC90YbQuNC_0Ysg0LPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQtdC90L3QvtCz0L4g0LrQsNC00LDRgdGC0YDQsCDQvdC10LTQstC40LbQuNC80L7RgdGC0Lg%3D
О понятии кадастра и содержании его разделов вы можете узнать на нашем сайт. о порядке предоставления сведений из ГКН.
Понятийный аппарат
- Что такое — ведение ГКН?
- Прежде чем говорить об основных положениях, и о том, как именно осуществляется данное действие, вам необходимо ознакомиться с определением.
- Итак, под ГКН понимают узаконенный, четко сформированный и систематизированный перечень или свод сведений, которые были предоставлены гражданами и характеризуют состояние их имущества, принадлежащего им на праве собственности.
- Также эти сведения включают в себя то, как проходят границы территории нашей страны, деление по субъектному принципу, а также деление на муниципальные образования.
- У этого органа есть свое основное назначение, которое хорошо известно его сотрудникам и многим гражданам, прибегающим к его услугам.
Как правило, назначение кроется в том, что организация собирает информацию о правах людей на недвижимое имущество и составляет своеобразный реестр.
Кроме того, важная роль данного органа заключается еще и в том, что он контролирует и проверяет сделки, осуществляемые с недвижимостью.
А ведение кадастра, в свою очередь – это деятельность, которая связана с осуществлением подобного действия.
О том, как пользоваться публичной кадастровой картой, а также о том, как найти сведения об объекте недвижимости и его владельце по регистрационному номеру, читайте на нашем сайте.
Основные положения
Существуют специально сформулированные положения, которые строят основу работы рассматриваемого органа. С ними необходимо знакомиться не только сотрудникам данной организации, но и обычным гражданам, чтобы точно понимать специфику работы.
Первое, но очень важное правило заключается в том, что осуществлять его должно специальное управомоченное на это лицо. Это требование – не только прихоть руководителей государственной службы.
- Это изложено в законодательстве, а именно, в федеральном законе 221 от 24 июля 2007 года.
- Использование труда только квалифицированных сотрудников дает возможность вести реестр правильно и грамотно, а также формировать систематизированные и упорядоченные сведения и базы из них.
- Следующее положение заключается в том, что деятельность кадастровой палаты основывается на следующих нормативных актах:
- Конституция;
- Земельный кодекс;
- Гражданский;
- Водный;
- Лесной;
- Жилищный;
- Градостроительный.
Также стоит отметить, что осуществляет ведение реестра определенный орган – федеральная служба кадастра и картографии.
Узнайте из нашей статьи, как определить, стоит ли объект недвижимости на кадастровом учете.
Принципы работы
Для того, чтобы понять, как именно функционирует эта служба, необходимо ознакомиться с принципами ее работы. Не стоит думать, что их сложно обнаружить или обозначить.
Федеральный закон номер 221 в одной из первых статей знакомит читателя с основными принципами работы этой организации. Ознакомимся с ними и мы, так как они имеют основополагающее значение.
Ознакомимся с содержанием статьи четвертой рассматриваемого федерального закона.
Первый принцип на единстве технологии осуществления. Каждый год реестр обновляется, и каждый раз он ведется единообразно, соблюдая все ранее установленные правила.
- Еще один принцип гласит, что процесс ведения реестра должен осуществляться только на бумажных носителях.
- В последние годы также допускается ведение на носителях электронных.
- Любые другие варианты запечатления не допускаются.
Следующий принцип связан со сроками хранения документации из реестров. Сроки хранения документации устанавливаются Правительством.
Изымать документы позволено только правоохранительным органам нашей страны. Иные организации не имеют на это никаких полномочий.
https://www.youtube.com/watch?v=E-MWJkrqts4\u0026t=400s
Следующий принцип гласит, что все сведения, которые получены от граждан по факту обладания ими недвижимого имущества или произведения с ним сделок, и надлежащим образом подкрепленные документами, должны быть занесены в реестр.
Еще один принцип касается внесения изменений. Как правило, сведения и изменения в реестр вносятся в видоизмененном виде только в случае, если был изменен вид объекта или же собственник.
Еще один принцип из статьи четвертой гласит о том, что все информация должна находиться в общем доступе и любой гражданин, знающий хотя бы что-то об объекте, мог бы получить к ним доступ.
Также важным принципом является тот факт, что даже временные сведения должны находить свое отражение в реестре.
- Так как рассматриваемая нами служба осуществляет помощь гражданам, а также, по сути, осуществляет процедуры, подвластные государственные органам, следовательно, его можно отнести к федеральным информационным ресурсам.
- Основное его назначение – это осуществлять посредничество в оказании услуг гражданам, а также предоставлять им информацию обо всем, что происходит в отношении оформления недвижимого имущества.
- Что относится к информационному обеспечению?
- Ознакомится с принципами формирования реестра можно в федеральном законе под номером 24.
- А мы тем временем рассмотрим основные и самые распространенные доводы об обеспечении.
Для начала разберемся в терминологии. Под кадастровым обеспечением понимают процедуру, которая складывается из сбора определенных данных, и которая содержит сведения об объектах недвижимости.
Это информационное обеспечение имеет свои установленные законом задачи. К ним относят:
- слежение за функционированием;
- обеспечение осуществления;
- ведение реестра;
- предоставление необходимых данных;
- анализ;
- прогноз функционирования рынка недвижимости;
- защита предоставленной личной информации.
Кадастр формируется из полученных сведений от граждан, а также из государственных органов.
Поэтому вполне логично, что к информационному обеспечению в первую очередь относят защиту полученных данных, их правильную, верную обработку и грамотное и законное внесение в имеющиеся бланки реестра в письменном и электронном виде.
Это большой, постоянно функционирующий свод правил, которые направлены на установление порядка в вопросах изменения сведений.
Регулируется процедура специально созданным для этого нормативным актом, который именуется приказом Министерства экономического развития и имеет присвоенный порядковый номер 42.
Этот нормативный акт включает в себя свод положений, начиная от общих и заканчивая конкретными вопросами. С основными положениями мы и ознакомимся в рамках статьи.
- Как осуществляется информационное взаимодействие?
- Не многих волнует вопрос внутреннего взаимодействия.
- А, между прочим, это очень важный вопрос, который раскрывает всю суть взаимодействия этого органа и граждан.
- Ранее сотрудники, осуществляющие свою деятельность, самостоятельно искали информацию об объектах недвижимости и вносили их в реестр, тем самым устраняя пробелы.
Сегодня ситуация несколько изменилась. Информацию предоставляют сами люди, которые должны необходимым образом узаконить осуществление новой сделки, приобретение или отчуждение недвижимости. Это основополагающий компонент информационного взаимодействия.
Но, кроме того, кадастр прекрасно взаимодействует и с другими организациями. Сейчас мы имеем ввиду Росреестр и Росимущество. Именно к работе двух этих организаций относят необходимость оповещать кадастр о получении государством новых объектов недвижимости.
Несмотря на то, что имущество находится не в частной, а в государственной собственности, оно также должно быть должным образом оформлено, а сведения для надлежащего оформления в кадастр превозносятся одним из государственных органов.
Кадастр взаимодействует и с правоохранительными органами. Так, при расследовании преступлений и других нарушений закона, не редко сотрудникам этих служб требуется достоверная информация о том, в чьей собственности находится конкретная недвижимость, какие сделки с ней были произведены и любые манипуляции, происходившие с ее внешним и внутренним обликом.
Кадастр обязан предоставить сотрудникам правоохранительных органов полный доступ в базы и всю необходимую информацию, но только при условии, что те надлежащим образом оформят факт обращения.
Автоматизированная система
- Сегодня кадастру присуща автоматизированная система, которая была введена сравнительно недавно, но уже успела зарекомендовать себя только с лучшей стороны.
- С какой целью система была введена?
- Государство преследует цель повышения эффективности работы всей системы.
- Кроме того, только компьютерная программа может гарантировать сто процентное качество выполнения всех технологических процессов, а также может стать инструментом прямого стимулирования инвестиционной деятельности.
- Вся полученная информация благодаря используемой системе поступает в кадастр недвижимости не только в письменно виде посредством работы сотрудников, но и в электронном.
На этапе электронного введения вся информация проходит тщательный контроль и сверку.
Этим процедурам подвергается не только символьная, но и картографическая информация.
Не редко система сама связывает имеющиеся сведения об объектах недвижимого имущества, а именно построек с земельными участками. Это очень удобно ввиду того, что сотрудникам не нужно самостоятельно искать необходимую информацию для привязки.
Вся система загружается на компьютеры сотрудников, и иметь к ней доступ можно через определенный портал. Вход возможен только при подключении системы к сети интернет.
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что использование подобной автоматизированной информационной системы помогает добиваться следующих целей:
- Организации электронных систем хранения данных, разделенных по региональному, муниципальному, и иному принципу.
- Система способствует накоплению данных, которые обновляются систематически и всегда содержат актуальные сведения.
- Возможность доступа не только сотрудников органа, но и иных лиц, например, граждан, желающих получить ту или иную информацию.
- Вся кадастровая информация публикуется на специальных ресурсах, что позволяет увеличить число копий введенных данных.
О проблемах
Но, несмотря на отлаженность функционирования данной системы, есть в ней и свои проблемы. Об этом говорит анализ ведения реестра.
Основной из проблем является не самое успешное и беспроблемное функционирование автоматизированной системы.
Не редко в программе случаются сбои, и последние занесенные значения попросту исчезают. Сотрудникам приходится самостоятельно и вручную заносить утерянное.
Проблема ведения также раскрывается в том, что далеко не все, что вносится, соответствуют действительности. Не редко это является устаревшим, но отследить, когда информацию по конкретным объектам нужно обновлять – не возможно.
Кадастровые замеры производит не компьютер, а кадастровые инженеры. А там, где есть человеческий фактор – непременно будут присутствовать кадастровые ошибки в исчислениях. Это становится предпосылкой для занесения в реестр неправильных сведений.
Все перечисленные проблемы – ни что иное, как кадастровые ошибки, которые необходимо устранять по факту их появления.
Система внесения данных в кадастр не совершенна. Но это не значит, что она не будет выходить на новые уровни. Целый штат специалистов трудится над тем, чтобы сделать процедуру внесения и хранение данных идеальной. А нам остается ждать результатов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8 (800) 302-76-94
Это быстро и бесплатно!
Основные положения государственного кадастра недвижимости
2.1.1 Структура Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
- Закон состоит из трех основных частей, освещающих:
- — ведение государственного кадастра недвижимости;
- — осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
- — осуществление кадастровой деятельности.
- Закон регулирует кадастровые отношения.
- Кадастровые отношения – отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
- Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений:
- — о недвижимом имуществе;
- — прохождении Государственной границы Российской Федерации;
- — границах между субъектами Российской Федерации;
- — границах муниципальных образований;
- — границах населенных пунктов;
- — территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;
- — о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- По сути ГКН – это просто свод документов, который отвечает на четыре основных вопроса: что это, чье это, сколько это стоит и где это располагается?
- Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
- Государственный кадастровый учет недвижимого имущества –действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
- В соответствии с законом о кадастре объектами кадастрового учета (объектами недвижимости) являются:
- — земельные участки;
- — здания;
- — сооружения;
- — помещения;
- — объекты незавершенного строительства;
- — подземные сооружения (если иное не предусмотрено федеральным законом).
- Положения Закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
- Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных Федеральным законом о Кадастре случаях.
- Кадастровый инженер – лицо, наделенное специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.
- Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В случаях, установленных Федеральным законом о Кадастре, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном Федеральным законом о Кадастре, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
- К сведениям о недвижимом имуществе относятся уникальные характеристики объекта недвижимости, а также дополнительные сведения о нем. Назначение сбора подобных сведений – подтверждение:
- — существования объекта недвижимого имущества с индивидуальными характеристиками;
- — прекращения существования объекта недвижимости.
2.1.2 Цель и задачи создания, функции государственного кадастра недвижимости
- Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.
- Задачамисоздания ГКН служат:
- — обеспечение гарантий прав собственников;
- — обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;
- — эффективное и рациональное использование недвижимости.
- Основные функции ГКН:
- — учетная (государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них);
- — фискальная (формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения);
- — информационная (информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости).
- Основные положения ГКН
1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации как объекта права и налогообложения.
2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.
2.1.3 Место ГКН в системе регулирования недвижимости
- ГКН связан с регистрацией прав на объекты недвижимости:
- — единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН;
- — ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничена;
- — в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы;
- — для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется, в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.
- ГКН связан с налогообложением:
- — ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;
- — кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;
- — кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки, фиксируется в кадастре недвижимости;
Учет объектов недвижимости Налогообложение недвижимости Государственное прогнозирование и планирование Управление природными ресурсами Регистрация прав на объекты недвижимости - Рисунок 2.1 – Место ГКН в системе регулирования недвижимости
- — публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;
- — на основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода в перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.
- ГКН связан с отраслевыми учетами природных ресурсов:
- — кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;
- — иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, кадастровым кварталам;
- — информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;
- — в перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.
- ГКН связан с государственным прогнозированием и планированием:
- — информационное обеспечение органов власти;
- — оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;
- — кадастр недвижимости позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны (энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс) и защищать их в правовом отношении.
2.1.4 Процедура учета и регистрации земельных участков и объектов капитального строительства до ввода в действие Закона о ГКН
Все неудобство недавно существовавшей системы в том, что с 1991 года учет недвижимости вели два ведомства: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Бюро технической инвентаризации в лице органов технической инвентаризации.
Собственники и претенденты на собственность тратили массу времени на сбор разнообразных справок и немалые очереди, а потом могли получить отказ в регистрации прав на недвижимость.
Причиной этому служила противоречивость и несоответствие сведений двух вышеупомянутых учетных ведомств.
Решение о необходимости создания единого кадастра недвижимости было принято в 1998 году. Именно тогда вступил в действие Закон о государственной регистрации прав на недвижимость. И сразу же возникла проблема: нужно было провести учет и зарегистрировать сами объекты недвижимости, а потом уже приступить к оформлению прав на них.
До принятия закона о кадастре земля и расположенные на ней объекты учитывались разрозненно. Земельные участки описывались в земельном кадастре, а здания, сооружения – в реестрах ОТИ.
Чтобы оформить право собственности на объект недвижимости гражданам приходилось ходить кругами по многочисленным инстанциям и в каждой выкладывать немалые суммы. Средний срок регистрации недвижимости мог составлять четыре месяца и более.
2.1.5 Учетно-регистрационная система объектов недвижимости после вступления в силу Закона о ГКН
Условно учетно-регистрационные процедуры в отношении объектов недвижимости можно подразделить на две составные части: негосударственные услуги и государственные услуги (рисунок 2.3).
С 1 марта 2008 года вступил в силу закон «О государственном кадастре недвижимости», объединивший землю и объекты капитального строительства в единый кадастр.
Теперь, для унификации учета, при регистрации прав собраны воедино сведения о земельном участке и зданиях или сооружениях, которые на нем находятся.
Самое главное изменение – именно в объединении систем учета сведений о земле и недвижимости.
При правильной реализации закона, сведения будут учитываться в едином реестре, случаи противоречивости данных об объектах недвижимости должны сойти «на нет».
Также благодаря новому реестру должно в ближайшие годы сократиться количество и время судебных споров правообладателей земли и объектов капитального строительства – известно, что многие из них длятся по несколько лет.
Негосударственная часть Формирование объектов недвижимости Осуществляется хозяйствующими субъектами, действующими на рынке в условиях конкуренции |
Государственная часть Государственный кадастровый учет Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Государственная регистрация прав Осуществляется органами Росреестра, как обязательная государственная функция |
Рисунок 2.3 – Разделение процедур в сфере формирования, учета и оценки объектов недвижимости
Теперь формированием объектов недвижимости занимаются кадастровые инженеры, а их описанием идентификацией, привязкой к местности будет ведать только орган кадастрового учета.
Процедура оформления прав на недвижимость как на единый объект, включающий в себя не только строения, но и землю существенно упростилась.
При образовании или, наоборот, прекращении существования участка или здания, а также при изменении его уникальных характеристик сведения вносятся в один всеобъемлющий кадастр. Кроме прочего, кадастр недвижимости является основой для формирования политики по налогообложению зданий и земельных участков.
Завершение создания государственного кадастра объектов недвижимости планируется к 2014 году.
Предполагается, что введение единого кадастра недвижимости упростит и удешевит процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и увеличит поступление в бюджет соответствующих налогов.
Новые правила учета земельных участков действуют с 1 января 2008 года, в отношении зданий и сооружений – с 1 января 2013 г. (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Схема учетно-регистрационной системы в ГКН (после 01.01.2013 г.)
С 2012 года система кадастра должна работать на принципе самоокупаемости, т.е. приносить доход государству. Окупаемость кадастрового учета будет осуществляться за счет платности, причем платности доступной.
Это вполне реально, можно привести пример Швеции, где доходы от эксплуатации кадастровой системы примерно в 10 раз превышают расходы на ее содержание. Причем деньги за предоставление информации граждане платят небольшие – 1, 5-2 доллара.
Прибыль получается за счет большого количества предоставляемых сведений и малой затратности процесса.
Виды предоставляемых сведений государственного кадастра недвижимости с указанием размера платы за них, установленной в 2011 году приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы», приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Размеры платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости
Форма предста-вления | Плательщик | Вид документа | |
Копия документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, руб. за 1 экз. | Кадаст-ровая выпис-ка об объекте недвижимости, (КВ) руб. за 1экз. | Кадаст-ровый паспорт объекта недви-жимости, (КП) руб. за 1экз. | Кадаст-ровый план террито-рии, (КПТ) руб. за 1экз. |
межевой план, технический план | прочие докумен-ты | ||
В виде бумажного документа | для органов государственной власти и местного самоуправления | ||
для физических лиц | |||
для юридических лиц | |||
В виде электрон-ного документа | для органов государственной власти и местного самоуправления | ||
для физических лиц | |||
для юридических лиц |
Основные положения Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и других законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области кадастровых отношений
2.2.1 Вступление в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
В отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства:
— до 01.01.2013 г