Жалобы

Как обжаловать отказ администрации на строительство дома

Содержание:

«В нашем доме поселился замечательный сосед …».Это слова знаменитой песни (автор Б. Потемкин), которые воплощают в себе дружеские отношения между соседями, характерные для жителей нашей большой страны! Однако, соседство не всегда бывает радостным. Разочарование может прийти с началом строительства нового дома (иного здания) рядом с Вашим домом.

Строительству нового дома в обязательном порядке должно предшествовать разрешение на его строительство, выдаваемое уполномоченными органами.

А можно ли обжаловать данное разрешение на строительство дома? Конечно можно.

Разрешение на строительство, это в своей сущности решение государственного органа (разрешительного характера), а как известно, любое такое решение можно обжаловать в судебном порядке.

Решить любые юридические проблемы можно легко с помощью юристов зарегистрированных на сайте — цену выполнения задания (проконсультировать, составить иск, подать жалобу и т.д) назначаете Вы сами, а юристы подают заявки на ваше задание, вам остается только выбрать лучшего. Оставить задание:
Как обжаловать отказ администрации на строительство дома

Основания для обжалования разрешения

Как обжаловать отказ администрации на строительство дома

Основанием, имеющим судебную перспективу, для обжалования разрешения на строительство, будут являться нарушения, допущенные соответствующим государственным органом при выдаче разрешения, то есть обстоятельства, при которых такое разрешение не могло быть выдано либо при его выдаче был нарушен установленный законом порядок (выдачи).

Такими нарушениями могут быть:

  1. нарушение требований пожарной безопасности в виде несоблюдения минимально допустимого расстояния между имеющимися зданиями и вновь возводимым (строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78);
  2. здание строится в заповедной (иной) зоне, где такое строительство запрещено;
  3. вновь возводимое здание может угрожать безопасности граждан;
  4. разрешение на строительство многоэтажного здания, находящегося в зоне взлётно-посадочного направления авиационного транспорта, не согласовано с ведомством, в чьём ведении находится аэродром.

Это только не большой перечень возможных нарушений. Любые нарушения, которые допущены при выдаче разрешения, будут являться и основаниями для его отмены.

На кого подавать в суд?

Указанное разрешение выдаёт администрация муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок, предназначенный для постройки.

В определённы случаях, упомянутых в Градостроительным кодексе РФ, разрешение может выдаваться министерством строительства или иными региональными органами:

  • если участок расположен на территории нескольких муниципальных районов;
  • если участок земли находится на территории нескольких субъектов России;
  • строительство осуществляется в зоне закрытого административно-территориального образования;
  • строительство осуществляется на особо охраняемых природных участках;
  • в случае строительства объектов, использующих недра;
  • в других случаях, которые предусмотрены Градостроительным кодексом РФ.

Таким образом, ответчиком (лицом, к которому будут предъявляться исковые требования) по делу будет являться администрация муниципального образования или другой орган, который выдал соответствующее разрешение на строительство. В качестве соответчика также необходимо привлекать физическое или юридическое лицо, которому выдано соответствующее разрешение, так как его права при рассмотрении дела также затрагиваются.

Как обратиться в суд для отмены разрешения

Обжалование разрешения на строительство, как и иное решение государственного органа или должностного лица, обжалуется в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ.

Для обращения в суд с указанными требованиями необходимо подготовить административное исковое заявление. Лицо, подающее заявление будет именоваться административный истец.

Административный иск может быть предъявлен в течение трёх месяцев, когда стало известно о выдаче уполномоченном органом разрешения на строительство.

Дата, когда административному истцу стало известно о начале строительства не может быть отправной точкой для истечения срока давности (ходя административный ответчик, наверняка, будет пытаться убедить в этом суд), так как зачастую, строительство начинается до получения разрешения на строительство.

Известны случаи, когда граждане, на принадлежащих им на праве собственности участках земли, возводят жилые дома«под ключ», без получения соответствующего разрешения.

Чтобы проверить, имеется ли разрешение на строительство и заодно, обозначить отправную точку для истечения срока исковой давности, рекомендуем подать в администрацию местного самоуправления (если это сельская местность – в администрацию сельского поселения, если город – городскуюи т.п.) заявление, с просьбой сообщить, выдавалось ли разрешение на строительство конкретного объекта.

Дата получения ответа будет являться датой начала течения срока. Если администрация отказала в выдаче информации, данный отказ также можно обжаловать.

Административное исковое заявление подаётся по выбору административного истца: либо в районный суд по месту нахождения органа, чьё решение обжалуется, либо по месту регистрации административного истца.

Небольшой совет: если у административного истца имеется возможность выбора суда, в который можно подавать иск (территориальной подсудности), то есть если район(населенный пункт) его прописки отличается от района нахождения ответчика (уполномоченного органа) и в данных районах учреждены разные суды, целесообразно подавать в суд по своему месту регистрации. Почему так, объяснять не будем …. Просто совет.

Если стало известно, что разрешение на строительство уже выдано, при этом строительство объекта уже начинается, то при подаче административного искового заявления рекомендуем также подать в суд письменное заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления действия разрешения на строительство и непосредственно самого строительства объекта.

Заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску должно быть рассмотрено судом (без извещения участвующих в деле лиц) не позднее следующего дня (рабочего) после поступления заявления в суд или устранения недостатков, в случае их выявления. При удовлетворении заявления суд выносит определение.

Для его исполнения суд должен направить данное определение в уполномоченный орган.

После рассмотрения административного иска, в случае его удовлетворения, судом выносится соответствующее решение. Если оно никем не обжаловано в течение тридцати дней, то оно вступает в законную силу. В случае его обжалования, решение вступает в законную силу со дня рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы одной из участвующих сторон на решение суда.

Если Вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно представлять свои интересы в суде, рекомендуем обратиться к специалисту в этой области.

Как найти квалифицированного представителя для суда, мы рассказывали в статьях ранее. Отметим лишь то, что для участия в данной категории дел представитель должен иметь высшее юридическое образование.

На самого административного истца данное требование не распространяется.

Как оспорить запрет на строительство нового индивидуального жилого дома

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Оспорить запрет на строительство нового индивидуального жилого дома можно в административном или судебном порядке. Для этого нужно получить официальный отказ в выдаче разрешения на строительство. В этой статье рассмотрим, по каким основаниям может выноситься указанный отказ, и как оспорить его в максимально сжатые сроки.

Причины отказа

Как обжаловать отказ администрации на строительство дома

  • отсутствие права на получение земли или возведение дома;
  • несоответствие целевому назначению земельного надела – например, на землях сельхозназначения можно возводить только ограниченный перечень зданий и сооружений;
  • ненадлежащий или неполный комплект документов, представленный заявителем;
  • несоответствие градостроительному плану населенного пункта, который не предусматривает жилую застройку на определенных территориях;
  • иные основания, указанные в федеральных, региональных и местных актах.

По факту рассмотрения заявления должен быть выдан официальный ответ. В содержании документа должны быть указаны конкретные основания, по которым гражданам отказано в выдаче разрешения, а также разъяснены варианты обжалования.

Варианты обжалования

Обжаловать отказ в выдаче разрешения на строительство можно следующими способами:

  1. в административном порядке через вышестоящее должностное лицо – например, если решение вынес специалист жилищного или земельного отдела, жалобу можно подать главе муниципального образования;
  2. в прокуратуру – по любым фактам нарушения законных прав и интересов граждан проверку обязаны проводить органы прокуратуры;
  3. в судебном порядке – окончательное разрешение спора происходит через суды общей юрисдикции.

На практике, именно судебный порядок обжалования является наиболее эффективным вариантов отстаивания интересов. Если отказ вызван неполнотой документов, решить проблему можно путем представления недостающих бланков и форм – в этом случае может выноситься решение не об отказе, а о приостановке рассмотрения заявления.

Подать жалобу может сам заявитель, либо его представитель по доверенности. При осуществлении действий через представителя необходимо прикладывать копию доверенности к жалобе или иным документам.

Процедура обжалования

Вне зависимости от причин и оснований отказа, для оформления жалобы нужно получить официальный отказ местных властей.

На рассмотрение документов дается не более 30 дней – если должностные лица не уложились в указанный срок, их действия также могут быть обжалованы.

Если официальный отказ не выдан, либо не направлен по почте, гражданин может потребовать выдачи ответа в письменной форме, либо указать на этот факт в жалобе.

В содержании судебной жалобы нужно указать следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения (рассмотрение таких споров относится к компетенции районных или городских судов);
  • сведения о заявителе, а также об ответчике – должностном лице или муниципальном органе;
  • информация о поданном заявлении и комплекте документов для выдачи разрешения на строительство – дата и входящий регистрационный номер;
  • реквизиты документа, которым было отказано в выдаче разрешения на строительство;
  • доводы заявителя, подтверждающие незаконность отказа;
  • требование о признании отказа незаконным и обязании выдать разрешение на строительства частного дома;
  • дата и личная подпись.
Читайте также:  Развод как правильно и безболезненно оформить расторжение брака

Для подачи жалобы в суд по указанному вопросу госпошлину уплачивать не нужно.

При рассмотрении жалоб на неправомерные действия должностных лиц и органов обязанность доказывания возлагается на ответчика. Это означает, что муниципалитет должен доказать законность отказа. Тем не менее, положительный исход дела зависит и от состава доказательств, представленных подателей жалобы. В состав таких доказательств могут входить:

  • правоустанавливающие документы на землю – выписки ЕГРН, свидетельство о праве, наследственное свидетельство и т.д.;
  • документы, подтверждающие право на выделение земли под ИЖС – справка о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилья, справка о статусе многодетной семьи и т.д.;
  • опись представленных документов;
  • выписка из градостроительного плана населенного пункта;
  • письменная переписка по факту выдачи разрешения на строительство.

Если отказ был вынесен при продлении разрешения, нужно подтвердить, что фактическое строительство уже началось. Для этого можно представить технический план, составленный кадастровым инженером, либо акт об обследовании объекта незавершенного строительства.

Для рассмотрения дела суд истребует у муниципалитета копии документов, ранее представленных гражданами.

В обязательном порядке будут устанавливаться права заявителя на владение землей (собственность, аренда, пожизненное владение и т.д.), категория, целевое назначение и вид разрешенного использования участка.

В ряде случаев допускается изменение категории и целевого назначения земли, однако это происходит в рамках самостоятельной процедуры.

Если суд удовлетворит жалобы, решение об отказе будет признано недействительным. Ответчик будет обязан выдать разрешение на строительство на срок, указанный в судебном акте. Представление дополнительных документов от граждан не требуется. Принудительное исполнение судебного акта будет проходить через службу ФССП.

Если жалобы рассматривалась по линии прокуратуры, для отмены индивидуального правого акта будет вынесено представление прокурора. Такое требование является обязательным к исполнению, а нарушение со стороны должностных лиц может повлечь административные санкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Получение разрешения на строительство » Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

Содержание

Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения.

Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы.

Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта.

Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст.

51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства.

Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
  • — пояснительная записка;
  • — схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;
  • — схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;
  • — схема архитектурных решений;
  • — сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;
  • — проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.
  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.

Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

  1. Судебные процедуры
  2. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.
  3. Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

На земле ижс где вокруг уже построины дома, на нашем участке 10 соток, отказали строить, поскольку там скотомогильник. А вокруг дома стоят зарегистрированные… Как действовать?

Олеся 11.12.2020 13:30

Добрый день!

О правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома на месте старого ветхого

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Административное право » О правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома на месте старого ветхого

Распечатать

Гражданин Б.И., собственник земельного участка и находящегося на нем старого (40 лет) ветхого дома, решил построить на своем участке новый дом и обратился в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ижевска за разрешением на строительство.

Но ГУАиГ в выдаче разрешения на строительство ему отказало в связи с расположением земельного участка в зоне Ж1 — зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов Градостроительным регламентом, утвержденным Правилами землепользования  и застройки г. Ижевска от 27.11.2007 года, не предусмотрено. Б.И. считает, что такое решение нарушает его права как собственника, тем более, что по соседству, предположительно в этой же территориальной зоне, также  ведется строительство жилого дома.

  • Вопрос: можно ли оспорить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома?
  • Ответ юриста.
  • Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.
  • В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Читайте также:  Коммунальные платежи после смерти собственника

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Следовательно, Б. И. имеет возможность в течение оставшегося месяца обратиться в суд с административным исковым заявлением для обжалования принятого ГУАиГ Администрации г. Ижевска решения.

  1. В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
  2. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
  3. Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
  4. В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 года № 121, является структурным подразделением Администрации г.

Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.

Согласно пункту 2.7 Положением о ГУАиГ, к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, в связи с чем, оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

  • Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ) и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
  • Из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ следует, что ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.
  • В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 — 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации.

При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Из свидетельства о праве собственности и кадастровой выписки на земельный участок следует, что каких-либо ограничений прав не существует. В свидетельстве о государственной регистрации права собственности обозначено разрешенное использование – «эксплуатация и обслуживание жилого дома».

Согласно кадастровой выписке земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание жилого дома.

Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, утвержденный Администрацией города Ижевска.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно — делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27.11.2007 года № 344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 данных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.

В связи с указанным, намерение гражданина Б. И. осуществить строительство на данном участке нового дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка и должно подлежать судебной защите.

Для этого Б. И. было предложено обратиться с административным исковым заявлением в суд не позднее трех месяцев со дня вынесения спорного решения об отказе. Следует отметить, что судебная практика Октябрьского районного суда г. Ижевска (по месту нахождения ответчика) по делам с аналогичными обстоятельствами в подавляющем большинстве стоит на стороне истца.

Консультация дана в ноябре 2016 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2016».

Консультант — Соболев Алексей Владимирович, юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: [email protected]

Обжалуем отказ в разрешении на строительство — краткая инструкция

В случае если правообладателю (собственнику, арендатору и др.) земельного участка отказали в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (выдали уведомление о недопустимости строительства объекта капитального строительства и др.) необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.

  1. Получить заверенную копию решения об отказе в выдаче разрешения на строительство (уведомления о недопустимости строительства объекта капитального строительства и др.). Указанная копия может быть заверена как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
  1. Подготовить и подать в суд заявление/административное исковое заявление (в зависимости от того, кем является заявитель: юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом и от цели использования планируемого к строительству объекта (предпринимательская деятельность, несвязанные с осуществлением предпринимательской деятельности).
  • В случае если выдать разрешение на строительство отказали юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю (выдали уведомление о недопустимости строительства объекта капитального строительства) и предполагаемый к строительству объект предназначается для использования в предпринимательских целях, заявление необходимо подавать в арбитражный суд в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  • В том случае, если выдать разрешение на строительство отказали физическому лицу (выдали уведомление о недопустимости строительства объекта капитального строительства), административное исковое заявление необходимо подавать в суд общей юрисдикции в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ.
  • Заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно (или должно было стать известным) содержание оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство (уведомления о недопустимости строительства объекта капитального строительства) и когда соответствующему лицу стало известно (или должно было стать известным) о нарушении своих прав и законных интересов.
  • В ходе судебного процесса необходимо будет доказать суду, что вынесенное решение (уведомление), во-первых, не соответствует закону и, во-вторых, нарушает соответствующие права заявителя (необходимо указать конкретные права, которые нарушены).
Читайте также:  Основные принципы декларации по правам ребенка и их применение в россии

Перечень оснований, по которым соответствующий государственный/муниципальный орган принимает решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (уведомление о недопустимости строительства объекта капитального строительства) довольно широк. Поэтому ниже приведём один из многочисленных примеров.

В качестве оснований принятого решения/уведомления государственный/муниципальный орган может сослаться на наличие пересечений соответствующего земельного участка (на котором планируется строительство объекта) с землями лесного фонда.

В таком случае, при оспаривании принятого решения/уведомления – необходимо запрашивать/предоставлять суду сведения единого государственного реестра недвижимости об отсутствии каких-либо пересечений земельного участка с землями лесного фонда (применяется в отношении земельных участков, права на которые возникли до 2016 года), а также предоставлять правоустанавливающие документы на земельный участок, в которых бы отсутствовала какая-либо информация о наличии пересечений с землями лесного фонда. Дополнительно, при рассмотрении судебных дел, при указанных фактических обстоятельствах, суд привлекает к участию в деле соответствующий Комитет лесного хозяйства, от которого запрашиваются выписки из лесных планшетов, таксационные описания и иные документы.

В подаваемом в суд заявлении необходимо в обязательном порядке отразить требование о возложении на соответствующий государственный/муниципальный орган обязанностей по выдаче разрешения на строительство (уведомления о соответствии планируемого к строительству объекта и др.).

Также необходимо отразить конкретный срок, в течение которого соответствующий государственный/муниципальный орган должен будет исполнить судебный акт и выдать разрешение на строительство (уведомление о соответствии планируемого к строительству объекта и др.).

  1. При удовлетворении заявленных требований и после вступления в законную силу судебного акта, государственный/муниципальный орган обязан выдать разрешение на строительство (уведомление о соответствии планируемого к строительству объекта) в срок, указанный в судебном акте.

В случае, если разрешение/уведомление не было выдано необходимо получить в суде исполнительный лист и направить его в службу судебных приставов для исполнения.

Андрей Рыбай, юрисконсульт Московской коллегии адвокатов «Легис Групп».

Обжаловать решения чиновников станет сложнее

Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Но ведомственная солидарность может добавить проблем

1 июля 2021 г. вступит в силу Закон о государственном и муниципальном контроле1, который изменит порядок обжалования решений контрольных органов и действий или бездействия должностных лиц. Их обжалование в суде будет возможно только после досудебного обжалования.

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти.

Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.

Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г.

С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган.

Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.

Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора.

Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663.

В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.

Закон устанавливает срок подачи жалобы на решение органа власти или действия его должностного лица – 30 дней. Этот срок исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав. Более короткий срок установлен для обжалования предписаний контролирующих органов – 10 рабочих дней с момента получения предписания.

Пропуск срока подачи досудебной жалобы не дает права на обращение в суд. Все равно ее прежде придется направить и получить решение об отказе в рассмотрении жалобы из-за несвоевременной подачи. При этом для суда не будет иметь значения, по какой причине истец опоздал. Он может оценивать уважительность причин пропуска срока обращения в суд, но не в какие-либо другие органы.

Поэтому главное – подтвердить соблюдение досудебного порядка.

Жалобы вышестоящему должностному лицу отныне должны подаваться только в электронном виде – еще одно существенное нововведение. Это можно сделать через федеральный или региональный портал госуслуг.

Жалобу обязательно нужно подписать электронной подписью, причем юридические лица должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Сейчас почти у всех коммерческих организаций такая подпись оформлена.

У индивидуальных предпринимателей проблем также не возникнет, поскольку они могут обращаться с жалобами на решения контролирующих органов со своих аккаунтов физических лиц на портале госуслуг.

Жалоба всегда подается в адрес вышестоящего органа или должностного лица. Например, при оспаривании действий пожарного инспектора жалоба будет рассматриваться руководителем территориального органа МЧС России, в котором этот инспектор работает.

Чтобы жалоба была принята, в ней необходимо указать:

  • наименование органа власти или должностного лица, чьи действия обжалуются;
  • Ф.И.О. или наименование заявителя, его место жительства или юридический адрес;
  • если жалоба подается представителем – сведения о нем и доверенности;
  • какие именно решения или действия обжалуются;
  • доводы заявителя;
  • его требования.

Заявитель не должен доказывать незаконность обжалуемых решений или действий. Бремя доказывания возлагается на орган или должностное лицо, на которых жалуется заявитель.

К жалобе можно прикладывать документы. Во время ее рассмотрения у заявителя могут запросить дополнительные материалы. При этом установлен запрет на истребование у заявителей документов, которые имеются в распоряжении органов власти.

Правила рассмотрения жалобы могут различаться в зависимости от сферы контроля, так как они должны предусматриваться в положениях о порядке контрольной деятельности уполномоченных органов, а в каждой сфере имеется свое такое положение. Именно в этих положениях будут установлены сроки рассмотрения жалоб – они не могут быть больше 20 рабочих дней.

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом.

Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится.

В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных.

В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд.

И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Adblock
detector