Жалобы

Как осуществляется и чем регулируется банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг

  • Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на принципах некоммерческой организации, для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
  • СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг создаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг в зависимости от видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
  • Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
  • Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если она соответствует следующим требованиям:
  • Организация  учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Если же число членов СРО стало менее десяти, ЦБ приостанавливает деятельность СРО на срок до 3-х месяцев. Если по истечении указанного срока количество членов саморегулируемой организации не приведено в соответствие с требованиями закона, ЦБ прекращает деятельность данной СРО.
  • В представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится ни одно из следующих положений:
  • возможность дискриминации прав клиентов, которые пользуются услугами членов организации, а также дискриминация  членов организации;
  • необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
  • ограничения, которые препятствуют развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регулирование вопросов, которые не относятся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности СРО;
  • предоставление недостоверной или неполной информации.

Государственное регулирование деятельности СРО профессиональных участников рынка ценных бумагосуществляет Центральный банк России (ранее — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)). ЦБ ведет реестр СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ознакомиться с реестром СРО рцб, можно на нашем портале в разделе «Реестр Сро рынка ценных бумаг».

Целями деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг  являются:

  • Развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг.
  • Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, которые способствуют эффективной деятельности на рынке ценных бумаг.
  • Осуществление надзора и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
  • Защита законных прав и интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые являются членами саморегулируемой организации.
  • Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг;
  • Обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие основные направления деятельности саморегулируемых организаций рцб:

  • СРО устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами, а также осуществляет контроль за соблюдением своими членами принятых СРО правил и стандартов.
  • Создает и поддерживает эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявляет и пресекает нарушения требований законодательства РФ, а также внутренних документов саморегулируемой организации.
  • Осуществляет обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ), принимает квалификационные экзамены и выдает квалификационные аттестаты.
  • Организует информационное и методическое обеспечение своих членов.

СРО вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами — физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников — членов саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО профучастников РЦБ).

Преимущества СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов ее членов;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке ее членов;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников — членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования деятельности рынка ценных бумаг.
  1. Профессиональный участник рынка ценных бумаг может быть членом нескольких саморегулируемых организаций различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Вступление в Сро рынка ценных бумаг:
  3. Для того, чтобы быть принятым в члены Сро рынка ценных бумаг,
  4. Условиями членства в СРОявляются также внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО.

лицо, желающее вступить в СРО обязано подать  заявление, к которому прилагаются документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами и внутренними документами саморегулируемой организации. После получения заявления СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг обязана в течение срока, не превышающего двух месяцев, осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. По окончании проверки должностные лица и специалисты саморегулируемой организации, составляют письменное заключение. Это письменное заключение направляется на рассмотрение в коллегиальный орган управления СРО, который по итогам рассмотрения представленных документов должен в трехдневный срок с момента рассмотрения утвердить заявление или отказать в его утверждении.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумагдля реализации своих полномочий на территории субъектов РФ имеет право, с предварительным согласованием с ЦБ РФ, создавать свои филиалы и представительства. Она обязана осуществлять контроль за деятельностью своих филиалов и представительств, а также несет ответственность за их деятельность.

Как осуществляется и чем регулируется банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг 15.06.2023 Совет НОСТРОЙ принял решение о том, что сразу четыре СРО могут быть исключены из госреестра, т.е. Ростехнадзор может лишить их статуса саморегулируемых организаций. Информация об итогах совещания членов Совета появилась на сайте НОСТОЙ. Как осуществляется и чем регулируется банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг 15.06.2023 Глава НОСТРОЙ Антон Глушков на заседании Совета Нацобъединения рассказал о проекте, согласно которому СРО будут проводить контроль качества капремонта школ и детсадов. Отмечается, что отраслевым СРО следует обратить особое внимание на объекты, которые строятся с использованием бюджетных средств и должны быть сданы в эксплуатацию в 2023 году. Информация об итогах совещания появилась на сайте НОСТОЙ. Как осуществляется и чем регулируется банкротство профессиональных участников рынка ценных бумаг 15.06.2023 Глава НОСТРОЙ Антон Глушков на заседании Совета Нацобъединения призвал саморегулируемые организации активнее участвовать в работе по выявлению административных барьеров. Информация об итогах совещания появилась на сайте НОСТОЙ.

ООО Информационный портал «Все о саморегулировании» (ООО «Все о СРО»)

195027, Россия, г. Санкт-Петербург, Свердловская наб, д. 60, лит. А, пом. 4Н, оф.6

Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг

При рассмотрении дела о банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг арбитражный суд вправе привлечь к участию в деле федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг и соответствующую саморегулируемую организацию на рынке ценных бумаг.

В случае введения в отношении должника, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, процедур банкротства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан в течение десяти дней с даты введения процедур банкротства направить соответствующее уведомление в федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, саморегулируемую организацию, членом которой является профессиональный участник, и клиентам профессионального участника. В извещении, направляемом клиентам профессионального участника, предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Особенности внешнего управления и конкурсного производства профессионального участника рынка ценных бумаг

В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов должника вправе передать ценные бумаги, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг, на хранении и (или) учете у него, другой организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, в том числе денежные средства, принадлежащие им и находящиеся на специальном брокерском счете профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, не включаются в конкурсную массу.

Также не подлежат включению в конкурсную массу денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

С момента введения внешнего управления или конкурсного производства ценные бумаги клиентов, находящиеся в управлении, во владении профессионального участника рынка ценных бумаг или учитываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением собственника указанного имущества с должником или арбитражным управляющим. Размер принадлежащих каждому клиенту и подлежащих возврату денежных средств, находящихся на специальном брокерском счете, устанавливается на основе бухгалтерского учета профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность.

В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего хранение и (или) учет прав на ценные бумаги, принадлежащих его клиентам, профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан передать эти ценные бумаги другому указанному клиентом профессиональному участнику рынка ценных бумаг.

В случае введения конкурсного производства в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, реестра владельцев паев паевого инвестиционного фонда, реестра участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов, такой профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в течение месяца с даты введения конкурсного производства передать информацию и документы, входящие в состав таких реестров, другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, указанному клиентом или арбитражным управляющим.

Читайте также:  Защита прав ребенка термины помощь действия

Энциклопедия права. БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Приглашаем посетить сайт

По первой буквеА Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

БАНКРОТСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (англ.

bankruptcy of professional participator of paper market) -в РФ банкротство организации или индивидуального предпринимателя, имеющих статус профессионального участника рынка ценных бумаг, не способного в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве организации или гражданина, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, лицом, участвующим в арбитражном процессе, признается гос-ный орган РФ по регулированию рынка ценных бумаг.

https://www.youtube.com/watch?v=634rrWx4rXg\u0026pp=ygW2AdCa0LDQuiDQvtGB0YPRidC10YHRgtCy0LvRj9C10YLRgdGPINC4INGH0LXQvCDRgNC10LPRg9C70LjRgNGD0LXRgtGB0Y8g0LHQsNC90LrRgNC-0YLRgdGC0LLQviDQv9GA0L7RhNC10YHRgdC40L7QvdCw0LvRjNC90YvRhSDRg9GH0LDRgdGC0L3QuNC60L7QsiDRgNGL0L3QutCwINGG0LXQvdC90YvRhSDQsdGD0LzQsNCz

В РФ Б.п.у.р.ц.б. осуществляется по правилам, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»** и др. федеральными законами. Специальные нормы, определяющие особенности процедур Б.п.у.р.ц.б., установлены в § 6 гл. VIII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Отношения, не урегулированные этими нормами, а также меры по защите прав и интересов клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть предусмотрены федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Порядок предупреждения банкротства и проведения досудебных процедур восстановления платежеспособности профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливается федеральными законами и иными правовыми актами РФ.

Арбитражный управляющий, участвующий в деле о Б.п.у.р.ц.б., должен иметь лицензию арбитражного управляющего, а также аттестат, выдаваемый гос-ным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Временный управляющий обязан в 10-дневный срок с момента его назначения направить клиентам, передавшим должнику — профессиональному участнику рынка ценных бумаг в управление принадлежащие им ценные бумаги, извещение о возбуждении дела о банкротстве и вступлении в права временного управляющего.

В указанном извещении указываются реквизиты лицензии арбитражного управляющего, вид и реквизиты аттестата, выданного гос-ным органом РФ по регулированию рынка ценных бумаг, а также предлагается дать распоряжение о действиях, которые необходимо совершить с ценными бумагами, принадлежащими клиенту.

Ценные бумаги и иное имущество клиентов, находящиеся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, не включаются в конкурсную массу. С момента введения внешнего управления или конкурсного производства оставшиеся ценные бумаги клиентов подлежат возврату клиентам, если иное не предусмотрено соглашением внешнего управляющего или конкурсного управляющего с клиентами.

Если требования клиентов в отношении возврата принадлежащих им ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии) превышают количество указанных ценных бумаг, находящихся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг, то возврат указанных ценных бумаг клиентам осуществляется пропорционально их требованиям. Требования клиентов в неудовлетворенной их части признаются денежными обязательствами и удовлетворяются (погашаются) в порядке, предусмотренном гл. VI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В ходе внешнего управления организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, внешний управляющий вправе передать ценные бумаги, переданные этой организации в управление клиентами, иной организации, имеющей соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, с согласия и от имени клиентов.

Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О рынке ценных бумаг

Принят Государственной Думой                               20 марта 1996 года

Одобрен Советом Федерации                                    11 апреля 1996 года

(В редакции федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 28.07.2004 № 89-ФЗ, от 07.03.2005 № 16-ФЗ, от 18.06.2005 № 61-ФЗ, от 27.12.2005 № 194-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ, от 15.04.2006 № 51-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 30.12.2006 № 282-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 06.12.2007 № 336-ФЗ, от 27.10.2008 № 176-ФЗ, от 22.12.2008 № 266-ФЗ, от 30.12.2008 № 320-ФЗ, от 09.02.2009 № 9-ФЗ, от 28.04.2009 № 74-ФЗ, от 03.06.2009 № 115-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 224-ФЗ, от 04.10.2010 № 264-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.06.2011 № 122-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 14.06.2012 № 79-ФЗ, от 28.07.2012 № 145-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 23.07.2013 № 249-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 420-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 460-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 222-ФЗ, от 13.07.2015 № 231-ФЗ, от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 30.12.2015 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 18.06.2017 № 123-ФЗ, от 30.06.2017 № 128-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 20.12.2017 № 397-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 18.04.2018 № 75-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 17.06.2019 № 149-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 454-ФЗ, от 27.12.2019 № 484-ФЗ, от 27.12.2019 № 495-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ, от 11.06.2021 № 192-ФЗ, от 01.07.2021 № 250-ФЗ, от 02.07.2021 № 325-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ, от 16.04.2022 № 114-ФЗ, от 14.07.2022 № 292-ФЗ, от 14.07.2022 № 331-ФЗ, от 20.10.2022 № 409-ФЗ)

(С учетом федеральных законов от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 13.07.2015 № 223-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 19.12.2022 № 519-ФЗ)

Раздел i. общие положения

Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Федеральным законом

https://www.youtube.com/watch?v=634rrWx4rXg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. (В редакции Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ)

  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • 1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
  • 1) эмиссионные ценные бумаги — любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
  • закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
  • размещаются выпусками или дополнительными выпусками;
  • имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценных бумаг;
  • 2) выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих равные объем и сроки осуществления прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска;
  • 3) дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг — совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях;
  • 4) регистрационный номер — цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг;
  • 5) владелец — лицо, указанное в учетных записях (записях по лицевому счету или счету депо) в качестве правообладателя бездокументарных ценных бумаг, либо лицо, которому документарные ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве;
  • 6) лица, осуществляющие права по ценным бумагам, — владельцы ценных бумаг и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами или их личным законом от своего имени осуществляют права по ценным бумагам;
  • 7) эмитент — юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами;
  • 8) специализированное общество — хозяйственное общество, которое соответствует установленным главой 31 настоящего Федерального закона требованиям;
  • 9) эмиссия ценных бумаг — установленная настоящим Федеральным законом последовательность связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг действий эмитента и иных лиц;
  • 10) акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации;

11) облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Облигация при соблюдении условий, установленных настоящим Федеральным законом, может не предусматривать право ее владельца на получение номинальной стоимости облигации в зависимости от наступления одного или нескольких указанных в ней обстоятельств.

Читайте также:  Отличная возможность решить квартирный вопрос льготная ипотека для работников ржд

Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт;

12) опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента.

Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции.

При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента определяется в соответствии с ценой, определенной в таком опционе;

13) российская депозитарная расписка — эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций или облигаций иностранного эмитента) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцем российской депозитарной расписки, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей;

14) размещение эмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;

15) публичное размещение ценных бумаг (размещение ценных бумаг путем открытой подписки) — размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы.

 Не является публичным размещение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

16) обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав на ценные бумаги;

17) публичное обращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.

Не является публичным обращение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также совершение сделок с ценными бумагами с использованием инвестиционных платформ; (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

  1. 18) профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 — 5, 7 и 8 настоящего Федерального закона, а также лица, которые осуществляют деятельность, указанную в статье 61 настоящего Федерального закона;
  2. 19) финансовый консультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг;
  3. 20) листинг ценных бумаг — включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список;
  4. 21) делистинг ценных бумаг — исключение ценных бумаг организатором торговли из списка ценных бумаг, допущенных к организованным торгам для заключения договоров купли-продажи, в том числе исключение ценных бумаг биржей из котировального списка;
  5. 22) финансовый инструмент — ценная бумага или производный финансовый инструмент;

23) производный финансовый инструмент — договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько из следующих обязанностей: (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

  • обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства или иных показателей, которые предусмотрены федеральным законом или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) и относительно которых неизвестно, наступят они или нет, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  • обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом;
  • обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом;

231) номинал обязательства производного финансового инструмента — размер денежной суммы, исходя из которой определяются денежные требования сторон (стороны) договора, являющегося производным финансовым инструментом. При этом номинал обязательства может определяться в твердой денежной сумме или в порядке, установленном указанным договором; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 31.07.2020 № 306-ФЗ)

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

  • Профессиональный участник — профессиональный участник рынка ценных бумаг.
  • ЕРИС — единый реестр инвестиционных советников.
  • Управляющая компания — управляющая компания по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Уведомительный порядок допуска — порядок допуска субъектов на финансовый рынок, указанных в пункте 1.2 и в абзаце втором пункта 1.6 Положения Банка России от 29.06.2022 № 798-П.

Разрешительный порядок допуска — порядок допуска субъектов на финансовый рынок, указанных в пункте 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 и в абзаце первом пункта 1.6 Положения Банка России от 29.06.2022 № 798-П.

Соискатель лицензии — юридическое лицо, намеревающееся получить лицензию профессионального участника.

Лицензиат-соискатель лицензии профессионального участника — юридические лица, указанные в пункте 1.2 Положения Банка России от 29.06.2022 № 798-П.

Квалификационный аттестат — квалификационный аттестат специалиста финансового рынка или соответствующий ему квалификационный аттестат.

Бизнес—план — бизнес-план, составленный на ближайшие три календарных года, предусмотренный подпунктом 2.1.8 пункта 2.1 Положения Банка России от 27.07.

2015 № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг».

Социальный фонд Российской Федерации — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Реестр профессиональных участников — реестр лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ — Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ — Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Положение Банка России от 27.07.2015 № 481-П — Положение Банка России от 27.07.

2015 № 481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг».

Положение о специалистах финансового рынка — Положение о специалистах финансового рынка, утвержденное приказом ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н.

Положение Банка России от 29.06.2022 № 798-П  — Положение Банка России от 29.06.

2022 № 798-П «О порядке лицензирования Банком России видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанных в статьях 3 — 5, 7 и 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ „О рынке ценных бумаг“, и порядке ведения Банком России реестра профессиональных участников рынка ценных бумаг, о порядке принятия Банком России решения о внесении (об отказе во внесении) сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников и порядке ведения Банком России указанного реестра, а также о порядке предоставления Банком России лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда, лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и порядке ведения Банком России реестров указанных лицензий».

Читайте также:  Для чего нужно свидетельство о праве на наследство и как его правильно оформить

Положение Банка России от 27.12.2017 № 625-П

Основания для аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг

В данной статье рассмотрим основания, предусмотренные законодательством РФ, для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. 

По состоянию на 25.11.2016 в России действовало 471 брокер, 495 дилеров, 378 доверительных управляющих, 411 депозитариев, 35 регистраторов, 5 форекс-дилеров. Все перечисленные организации являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Однако, в ближайшее время количество профессиональных участников рынка ценных бумаг резко уменьшиться.

Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации участников рынка ценных бумаг, повышению их качества и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее — профдеятельность на РЦБ).

Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг и надзору за деятельность его участников, то Банк России вправе как выдавать, так и аннулировать лицензии профучастника РЦБ.

Основания для аннулирования Банком России лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — профучастник РЦБ) установлены ст. 39.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — ФЗ № 39). В частности, к таким основаниям относятся:

  1. Добровольное заявление профучастника РЦБ в письменной форме об аннулировании лицензии.
  2. Неоднократное в течение 1 (одного) года неисполнение профучастником РЦБ предписания Банка России.
  3. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ бумаг более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
  4. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение профучастником РЦБ требований к раскрытию (предоставлению) информации и документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами, при осуществлении профдеятельности на РЦБ.
  5. Отсутствие лица, имеющего лицензию на осуществление профдеятельности на РЦБ, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (адресу юридического лица).
  6. Прекращение руководства текущей деятельностью профучастника РЦБ (принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа (далее — ЕИО) без одновременного принятия решения об образовании временного ЕИО или нового ЕИО либо отсутствия лица, осуществляющего функции ЕИО, свыше 1 (одного) месяца без возложения его полномочий на иное лицо, соответствующее требованиям к лицу, осуществляющему функции ЕИО).
  7. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований законодательства РФ о ценных бумагах и (или) об исполнительном производстве.
  8. Неоднократное нарушение в течение 1 (одного) года профучастником РЦБ требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7), ст. 7.3 и 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115), и (или) в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с ФЗ № 115;

Правовое регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (ст. 1).

Для ФЗ «О рынке ценных бумаг» характерны:

  • преемственность (учитывается практика российского рынка ценных бумаг);
  • непротиворечивость закона другим законодательным актам;
  • признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг)
  • сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» — комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты. Например, можно выделить следующие его достоинства:

  • четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки;
  • определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;
  • запрещены сделки с использованием служебной информации.

Разграничение сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами:

  1. Федеральная служба по финансовым рынкам регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка;
  2. важнейшую роль играет саморегулирование организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В Разделе II определены профессиональные участники РЦБ, ведущие следующие виды деятельности:

  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • деятельность по управлению ценными бумагами и по определению взаимных обязательств (клиринг);
  • депозитарная деятельность;
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • деятельность по организации торговли.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий:

  1. лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг;
  2. лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра;
  3. лицензией фондовой биржи (ст. 39).

Деятельность депозитарная — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных.

Реестр — список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг.

Организатор торговли обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

  1. правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  2. правила заключения и сверки сделок;
  3. порядок исполнения сделок;
  4. список ценных бумаг, допущенных к торгам и пр.

Фондовая биржа — организатор торговли на РЦБ в форме некоммерческого партнерства или АО; организует торговлю только между членами биржи (ст. 12).

Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники РЦБ.

Она обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению, и результатах торговой сессии (ст. 13).

Регулирование рынка ценных бумаг (раздел V закона):

  • установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников;
  • регистрация выпусков и проспектов эмиссии, контроль за соблюдением условий;
  • лицензирование деятельности профучастников;
  • создание системы защиты прав владельцев и контроль за соблюдением их прав эмитентами и профучастниками рынка ценных бумаг;
  • запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке без лицензии (ст. 38).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Adblock
detector