Как разместить план закупок и план-график по 44-ФЗ и в каком случае они составляются
Основные изменения, которые необходимо учитывать заказчику при работе с планом-графиком в ближайшие годы
Формирование и размещение плана-графика — одна из самых актуальных тем: ежедневно в сервис «Вопросы эксперту» поступают обращения слушателей с просьбой рассказать, как вести план-график и что в нем указывать. Основные положения раскрыты в статье.
Путеводитель по статье:
- В конце статьи есть шпаргалка, в которой вы найдете форму плана-графика, установленную Постановлением Правительства № 1279.
В конце статьи есть шпаргалка
Правила планирования закупок
Базовый принцип контрактной системы — планирование.
Государственная закупка может осуществляться только в том случае, если она запланирована и отражена в плане-графике (ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
Разместить в ЕИС извещение заказчик может только в том случае, если в плане-графике эта позиция проработана и отражена.
Порядок формирования, утверждения, внесения изменений и размещения в ЕИС планов-графиков закупок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.
В план-график включаются сведения обо всех закупках заказчика.
Исключение — закупки для обеспечения федеральных нужд, составляющих государственную тайну. Имеются в виду закрытые закупки. Информация о таких закупках включается в отдельное приложение к плану, которое не размещается в ЕИС (п. 21, 25 Порядка № 1279).
Какая закупка является обоснованной
Это та закупка, которая соответствует:
- правилам нормирования закупок (они работают с точки зрения затрат, которые может позволить себе заказчик, и с точки зрения качественных параметров закупки);
- правилам формирования НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (это жесткие положения самой контрактной системы).
На первое место вышла экономическая составляющая: обоснованной считается та закупка, по которой сформирована НМЦК, — для законодателей это условие важнее, чем прочие дополнительные факторы.
Проверка обоснованности закупок
Проверкой обоснованности закупок занимаются контрольные органы: ФАС, Счетная палата, контрольные финансовые органы различного уровня и др. Ее оценка проводится в ходе аудита и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Прежде всего речь здесь идет об обоснованности с точки зрения экономических нагрузок, которые несет заказчик и которые перекладывает на бюджет.
По результатам аудита закупку могут признать необоснованной. В этом случае органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе:
- список нарушений, рекомендаций о том, что можно сделать, чтобы их устранить.
После внесения исправлений закупку можно отражать в плане-графике.
За нарушение порядка предусмотрены меры административной ответственности для должностных лиц заказчика.
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Контур.Школе
Посмотреть расписание
Новый план-график
План-график — единственный документ планирования, который формирует каждый заказчик и размещает в ЕИС.
План-график формируют (п. 2 Порядка № 1279):
- государственные (муниципальные) заказчики, действующие соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования;
- бюджетные учреждения.
Они не включают в план-график закупки по ч. 2, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
Они не включают в план-график закупки по пп. 1, 2 ч. 2.1, 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ;
- автономные учреждения: такие учреждения включают в план-график закупки, проводимые за счет средств соответствующего бюджета РФ, выделенных на осуществление капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
- бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, иные юридические лица, которым государственный (муниципальный) заказчик в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ передал свои полномочия.
В этом случае план-график формируется от лица такого заказчика (п. 13 Порядка № 1279).
Как заказчику составить план-график, утвердить его, разместить в ЕИС и эффективно работать по нему без нарушений, рассказывает ведущий эксперт Контур.Школы Юлия Середина.
Формирование плана-графика
План-график необходимо формировать исключительно в форме электронного документа, утвержденного Приложением к Постановлению Правительства РФ № 1279. Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 25 Положения.
План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, которое имеет право действовать от имени заказчика, то есть руководителя, наделенного соответствующими полномочиями. Далее, после успешного прохождения контроля он автоматически размещается в ЕИС.
Форма плана-графика
Форма плана-графика едина для всех заказчиков.
Форма установлена в Приложении к Положению о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279 «О планах-графиках закупок…».
Чтобы сформировать план-график, необходимо изменить утвержденные ранее показатели плана-графика на очередной финансовый год и первый год планового периода, а также дополнить план-график показателями по второму плановому году (п. 6 ПП РФ № 1279).
Что включается в план-график
Помимо сведений о заказчике, которые формируются автоматически, в план-график включаются (ч. 2 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 16 Порядка № 1279):
- Идентификационный код закупки. Он формируется по общим правилам при помощи заполнения полей: в частности, год размещения извещения (заключения контракта с единственным поставщиком), ИКУ, номер закупки в пределах одного года, код объекта закупки по ОКПД2 и код вида расходов.
- Наименование объекта закупки: в плане-графике не указываются единицы измерения количества товара, объема работ (услуг).
- Код объекта закупки по ОКПД2 и наименование такого кода: в плане-графике следует указать минимум первые четыре цифры кода ОКПД2. Можно привести несколько кодов ОКПД2 (пп. «б» п. 16 Порядка № 1279).
- Общий объем финансового обеспечения для закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (при проведении закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный до объема финансового обеспечения по каждому КБК или КВР.
- Сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие).
- Информация об общественном обсуждении (проставить значение «да» или «нет»).
- Наименование уполномоченного органа (учреждения): для централизованной закупки.
- Наименование организатора закупки: для совместной закупки.
Обратите внимание, что в план-график в форме отдельной закупки включается информация:
- о закупке, по результатам которой заключается контракт, предметом которого являются приобретение объектов недвижимого имущества, подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, а также контракт жизненного цикла (если предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- о закупке, предусматривающей заключение энергосервисного контракта о каждом выделяемом лоте;
- о закупках:
- лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям;
- у единственного поставщика (п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 и ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).
В качестве наименования объекта закупки указывается положение Закона № 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления указанных закупок.
- о закупках, подлежащих общественному обсуждению;
- о закупках, предусмотренных п. 2–7 ч. 11 Закона № 44-ФЗ (например, закупках, связанных с государственной тайной, закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и др.);
- о закупках для обеспечения деятельности судей;
- о закупке на оказание услуг по предоставлению кредита.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с формой плана-графика, установленной Постановлением Правительства № 1279.
В конце статьи есть шпаргалка
Сроки размещения плана-графика на 2022 год
План-график закупки утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279):
- доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика;
- утверждения плана ФХД бюджетного, автономного учреждения, плана (программы) ФХД унитарного предприятия;
- доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юрлица, которому переданы полномочия заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
План-график утверждается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иного уполномоченного лица (п. 3 Порядка № 1279).
За нарушение срока утверждения плана-графика для ответственного должностного лица предусмотрен штраф от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).
Проверка планов-графиков
Не позднее одного рабочего дня с даты поступления плана-графика на контроль проводится его проверка. Если замечаний нет, орган контроля формирует и направляет заказчику уведомление. В течение одного часа с этого момента план-график размещается в ЕИС.
При наличии замечаний орган контроля направит заказчику соответствующий протокол, план-график в ЕИС при этом не размещается. После исправлений проверка проводится вновь.
Внесение изменений в план-график
Изменения в план-график вносятся посредством размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений — дата утверждения новой редакции (п. 24 Порядка, утв. ПП РФ № 1279).
Изменения в план-график вносятся, если:
- изменились в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе в части предельной цены/нормативных затрат: в случае если нормативные затраты сокращаются, заказчику необходимо пересмотреть закупочные условия и изменить план-график;
- изменились доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, показатели планов или программ финансово-хозяйственной деятельности, решение или соглашение о предоставлении субсидий: к сожалению, когда заказчик сталкивается с подобным, ему, как правило, приходится экономить, сокращать лимит затрат и, следовательно, исключать какие-то закупки из своего плана-графика;
- нужно реализовать решение, принятое по итогам обязательного общественного обсуждения закупки: например, отменить закупку, если общественность категорически возражает;
- необходимо использовать экономию, полученную при проведении закупки: такую экономию заказчик имеет право освоить до конца года, поэтому в плане-графике появляются новые позиции;
- нужно уточнить информацию об объекте закупки: к примеру, у заказчика появились новые потребности в модернизации производства, совершенствовании процессов работы — это все те обстоятельства, которые требуют уточнения информации об объекте закупки;
- нужно выполнить предписание органов контроля: к примеру, выдали предписание пересчитать НМЦК;
- контракт расторгнут: заказчику необходимо принять какое-то решение, чтобы довести закупку до конца: докупить непоставленный товар, например, выполнить несделанные работы или оказать услуги, которые не были оказаны ранее;
- возникли иные обстоятельства, которые было невозможно предвидеть при утверждении плана-графика.
Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов
Подробнее о курсе
Приказ об изменении плана-графика
Закон № 44-ФЗ не обязывает составлять приказ о внесении изменений в план-график, но многие заказчики практикуют издание таких приказов. По ним, как правило, прослеживается, как было принято решение, что легло в его основу, когда это произошло: то есть для документооборота и понимания ситуации такой приказ является полезным.
Сроки внесения изменений в план-график
То, о чем мечтали многие заказчики, свершилось. Внести изменения в план-график необходимо не позднее чем за один день:
- до размещения в ЕИС извещения о закупке;
- до направления приглашения принять участие в закупке, если она закрытая;
- до заключения контракта с единственным поставщиком.
Принятое правило одного дня позволяет заказчикам работать более оперативно. После внесения необходимых изменений в план-график уже через один календарный день можно размещать извещение или заключать контракт с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).
Ответственность за нарушение, связанное с изменениями плана-графика
- Не размещена новая редакция плана-графика в ЕИС:
- штраф 50 тыс. руб. для должностного лица;
- штраф 500 тыс. руб. для юридического лица. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ)
- Новая редакция утверждена с нарушением срока:
- штраф от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица. (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ)
- За невнесение изменений в план-график:
- штраф 30 тыс. руб. для должностного лица.
Запрет
Установлен категорический запрет на закупки, не включенные в план-график. За размещение извещения о такой закупке должностному лицу грозит штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Форма плана‑графика, установленная Постановлением Правительства № 1279 41.5 КБ
Скачать
План график закупок 44-ФЗ: как составить план график, сроки размещения и внесения изменений
Из нашей статьи вы узнаете:
44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует закупочную деятельность, где в роли заказчиков выступают государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
В 44-ФЗ описаны правила размещения закупки, выставления стоимости, установки требований, а также правила формирования плана-графика, о котором и пойдёт речь в этой статье. Мы расскажем об «обоснованных» закупках, содержании плана закупок, а также сроках его действия и размещения.
Правила планирования
План закупок — это документ в электронном или бумажном виде (для закупок со сведениями, составляющими гостайну), который содержит информацию о предстоящих закупках товаров, работ или услуг. Официально этот документ называется план-график.
Заказчики могут осуществлять только те закупки, которые заранее спланированы и отражены в специальном плане-графике. Законом установлены требования к форме таких планов-графиков, а также порядок их формирования и размещения. Заказчик может разместить извещения о проведении закупки и найти исполнителей, только если соответствующая закупка заранее была включена в план-график.
Масштабные изменения относительно планирования закупок по 44-ФЗ были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ.
В документе утвердили множество поправок: изменён способ обоснования закупок, отменён документ «план закупок» и проработаны другие элементы закупочной деятельности. Эти правила зафиксированы в ст.
16 44-ФЗ, которая является одним из основных ориентиров при составлении плана-графика.
С 2020 года заказчик должен составлять только один документ — план-график. Раньше нужно было составлять также план закупок, но его отменили, так как соответствующая статья утратила силу с 1 октября 2019 года.
Больше заказчику не нужно детализировать информацию об объекте закупки, приводить сведения о начальной максимальной цене контракта, этапах оплаты.
Были исключены и другие правила, которые правительство посчитало излишними.
Сейчас заказчик должен придерживаться правил, утверждённых в ст. 16 44-ФЗ. В ч. 2 этой статьи, например, даётся перечень того, что необходимо включать в план-график. В ч. 8 приведён обширный список случаев, при которых график можно изменить. Об этом мы поговорим в соответствующих разделах этой статьи.
Что такое «обоснованная» закупка
Статус «Обоснованная» даётся той закупке, которая соответствует правилам нормирования (ст. 19 44-ФЗ) и правилам выставления начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком и начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги (ст. 22 44-ФЗ).
До 1 октября 2019 года обоснование представлялось отдельным документом, который подтверждал, что закупка соответствует целям заказчика. Обоснованность подтверждалась в форме (1, 2). В 2022 году составлять специальный документ для обоснования закупки не требуется, однако сама процедура осталась.
Как проверяют обоснованность
Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, органы финансового контроля и Счётная палата. Обоснование направлено на достижение результативности и эффективности закупок.
Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Значительная экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.
При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению.
Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям.
Должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как обосновать закупку
Чтобы избежать нарушений, которые могут быть замечены в ходе аудита, при планировании закупок достаточно следовать простым правилам. Заказчик может самостоятельно проверять обоснованность закупки каждого товара из списка, опираясь на требования ст. 19 и ст. 22 44-ФЗ. Другими словами, планировать закупки и их объём нужно исходя из потребностей и обоснованных цен.
Как уже говорилось, предъявлять специальный документ контролирующим органам не нужно. Обоснованию также больше не подлежат объект и способ закупки. В документах по планированию НМЦК также не обосновывается, однако в закупочной документации обоснование начальной максимальной цены контракта всё равно обязательно. Обоснование закупки — один из элементов подготовки к закупочному мероприятию.
Форма плана-графика и порядок его формирования
После отмены обязательного составления плана закупок с 2020 года составлять нужно только план-график (ч. 1 ст. 16 44-ФЗ).
Формировать план и размещать его на портале закупок должен каждый заказчик, ориентируясь на установленные государством требования.
Основополагающим документом, на который нужно опираться всем заказчикам, является Постановление Правительства РФ № 1279 от 30 сентября 2019 года и ст. 16 44-ФЗ.
График нужно составлять исключительно в электронном формате и подписывать квалифицированной электронной подписью. В дальнейшем, после осуществления контроля он автоматически размещается в «ЕИС».
Заказчики, перечисленные в пп. а–д п. 2 ПП РФ № 1279, формируют график через систему «Электронный бюджет». Остальные заказчики составляют план на портале ЕИС или через региональные и муниципальные информационные системы.
План-график формируется на срок действия закона о федеральном бюджете или других законов о бюджете (например, региональных). Заполнять документ нужно и на ближайший финансовый год и на плановый период, то есть на три года. Заказчики в обязательном порядке включают в график:
- идентификационные коды закупок;
- наименования объектов закупок;
- объём финансового обеспечения;
- сроки осуществления;
- информацию об обязательном общественном обсуждении закупок;
- наименование организатора закупки или уполномоченного органа.
Заказчик должен составить график в течение 10 рабочих дней с момента, как стало известно о его финансовых возможностях на текущий год. За нарушение срока размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность.
Как проверяют план-график
После того как заказчик утвердил план-график, документ автоматически через ЕИС направляется в орган по контролю для проверки. Проверка проводится течение одного рабочего дня со дня, следующего за днём поступления плана-графика. Если проверяющие не находят нарушений, заказчику направляют соответствующее уведомление, а затем документ автоматически размещается в ЕИС.
Проверку осуществляют на соответствие положениям Постановления Правительства РФ № 1279 . При выявлении нарушений заказчик получает протокол, в соответствии с которым он должен внести изменения в план. Документ при этом не размещается на платформе до тех пор, пока не пройдёт проверку.
В каких случаях план-график можно изменять
В документ можно вносить правки, но не позднее чем за один рабочий день до размещения извещения о проведении закупки или направления приглашения на участие поставщику. То же касается и заключения контракта с единственным поставщиком: если до этого момента остаётся меньше одного рабочего дня, заказчик не вправе вносить изменения в график.
При закупках определённых товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании экстренной или неотложной медицинской помощи в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93, допускается внесение изменений не позднее дня заключения контракта, то есть в этот же день (п.23 Положения, утверждённого Постановлением №1279).
Причины для внесения изменений в график перечислены в ст. 16 44-ФЗ:
- изменились требования к закупаемым товарам, работам или услугам;
- изменился доступный бюджет заказчика, как следствие изменения показателей планов, соответствующих решений или соглашений о предоставлении субсидий;
- принято решение общественного обсуждения закупки, вследствие которого её нужно изменить;
- нужно использовать экономию, полученную при осуществлении закупки.
Вносить изменения в план-график нужно, если изменился порядок их формирования и утверждения. Можно менять информацию, которая относится к любому периоду, указанному в документе. Старая версия документа заменяется новой: заказчик размещает новую редакцию в ЕИС и указывает дату внесения изменений. При этом дата утверждения графика меняется на дату изменения документа.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем использовать комплексное решение Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Создание плана-графика на основании плана закупок по 44-ФЗ: как сформировать, какие сведения содержит, как разместить в ЕИС?
План-график по 44-ФЗ – это один из документов, без которого недопустимо проводить закупочные мероприятия. Теперь он совмещает в себе функционал плана-графика и плана закупок, который был отменен с 2020 года.
Начиная с 2020 года, в систему планирования государственных закупок были внесены существенные изменения. 17 октября 2019 года юридическую силу приобрело Постановление Правительства №1279 от 2019 года. Оно изменило прежний порядок формирования и утверждения плана-графика, внесения в него поправок и размещения в ЕИС.
Из-за отмены плана закупок с января 2020 утратит силу Постановление Правительства №1043 от 2013 года.
Обязанности по формированию плана-графика возлагаются:
- на государственных и муниципальных заказчиков;
- на бюджетные учреждения (кроме закупок по нормам ч. 2, 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на МУПы и ГУП (кроме закупок по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на автономные учреждения при закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- на государственные бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, юрлица, которым переданы полномочия заказчика.
План-график с 2020 года составляется по новым правилам и в измененном формате. Новая форма потеряла 19 граф. Другим важным изменением стала отмена плана закупок: это значит, что закупки из плана теперь не будут автоматически поступать в план-график.
По сравнению с прошлым планом-графиком новый документ теперь имеет следующие особенности при его формировании:
- В п. 3 указанного Постановления №1279 подчеркивается, что план-график теперь имеет исключительно электронный формат. Исключение предусмотрено только для закрытых закупок: они прописываются в отдельном приложении в плане-графике с грифом «секретно» и не включаются в ЕИС. С учетом измененного порядка сведения в плане-графике во многих разделах указываются автоматически.
- Новое Постановление сохранило прежние сроки для утверждения плана-графика заказчиком: они по-прежнему составляют 10 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств (по п. 12 Постановления Правительства №1279), но сроки размещения документа в ЕИС в новом постановлении законодатель не предусмотрел. Раньше у заказчика было три дня на размещение сведений в ЕИС после утверждения плана-графика, теперь никаких лимитов в Постановлении Правительства не указано. Но с учетом того, что заказчик по 44-ФЗ не сможет провести ни одной закупки, не предусмотренной планом-графиком, то вполне логично, что этот документ должен появиться в ЕИС до начала нового календарного года. Если заказчик опубликует извещение о закупке, не предусмотренное планом-графиком либо направит приглашение раньше установленных сроков, то его оштрафуют на 30 тыс. р. на основании ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП. Десятидневные сроки отсчитываются также с даты утверждения плана финансовой деятельности бюджетного и автономного учреждения либо унитарного предприятия либо при доведении лимитов до юрлица, которому были переданы полномочия заказчика.
- В группу особых закупок (которые прописываются отдельной строкой) теперь входят закупки в части реконструкции и ремонта, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, лоты по конкурсам и аукционам, выделяемые по правилам 44-ФЗ.
- Указаны новые дополнительные основания для внесения изменений в план-график закупок. Появились такие новые позиции для корректировок, как признание определения поставщика несостоявшимся или расторжение госконтракта.
- Согласно последним изменениям в 44-ФЗ, с 2020 года в плане-графике не требуется приводить обоснование. Ранее заказчикам предстояло заниматься обоснованием НМЦК, объекта и способа закупки уже на этапе планирования. По новым правилам обоснование так же потребуется, но уже при разработке закупочной документации. В процессе аудита будет проверяться соответствие закупки правилам нормирования и обоснованность НМЦК с использованием одного из методов по ст. 22 44-ФЗ.
Вместо 33 столбцов в старом плане-графике в новом (который применяется с 2020 года) осталось 14. Теперь заказчикам по 44-ФЗ предстоит заполнять следующие графы в плане-графике:
- Номер закупки.
- Индивидуальный код (ИКЗ).
- Наименование объекта закупки.
- Год размещения извещения о закупке (если закупка закрытая, то год отправки приглашения поставщикам, неконкурентная – год подписания контракта с единственным поставщиком).
- Размер финансирования на текущий и последующие годы.
- Сведения о необходимости обязательного общественного обсуждения закупки.
- Наименование организатора совместных торгов.
- Наименование уполномоченного за проведение закупки органа.
Указанные столбцы не изменились по сравнению с предыдущей версией плана-графика. В новый документ теперь вносится два дополнительных столбца:
- Код по ОКПД-2 с детализацией не ниже группы товара, работы или услуги (тут допускается прописать один или несколько кодов).
- Наименование объекта закупки по ОКПД-2 с учетом указанного выше кода.
По особым закупкам (в частности, по тем, которые проводятся по нормам ч. 1 ст. 93, п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1) заполняются не все графы. Заполнять столбцы со сведениями по кодам, об общественном обсуждении и организаторе совместных торгов не нужно.
В новом плане-графике нет окна для указания справочного значения СГОЗ. Теперь указывается только общее финансирование закупочной деятельности, а также в разбивке его на код бюджетной классификации (КБК) и код вида расходов (КВР).
Предполагается, что нужные для указания в плане-графике объемы финансового обеспечения по КБК и КВР автоматически появятся в документе из системы «Электронный бюджет». Для федеральных учреждений предполагаемые сроки составляют: с апреля 2020 года, для региональных и муниципальных – с октября.
Из плана-графика убрали такие детали, как размер авансирования, НМЦК, вид закупки, размер обеспечения, закупки в рамках национального режима, наличие преимуществ для СМП и СОНКО.
С учетом последних законодательных изменений можно сделать вывод, что планирование закупок по 44-ФЗ было существенно упрощено.
Размещение в ЕИС с направлением на контроль
С подробной официальной инструкцией по размещению плана-графика в ЕИС можно ознакомиться здесь.
Федеральные заказчики формируют план-график с использованием программы «Электронный бюджет». Региональные и муниципальные заказчики формируют план-график в региональных информационных системах или напрямую в ЕИС. План-график с 2020 года формируется, как и бюджет, сроком на три года. Например, план-график в 2019 году утверждается на 2020, 2021, 2022 годы.
При размещении плана-графика на 2020 год заказчику следует придерживаться установленного порядка действий:
- Первый раздел плана-графика заказчиком не заполняется: он формируется автоматически. В этом разделе указываются сведения о заказчике: его наименование, форма работы, месторасположение, телефон и электронная почта, ИНН, КПП, ОКПО.
- В разделе 2 заполнение плана-графика стартует с графы 2. В ней нужно прописать ИКЗ. Порядок указания данного кода регулируется в ч. 3 ст. 23 44-ФЗ.
- В разделах 3-4 указываются коды ОКПД-2.
- Наименование объекта закупки прописывается в графе 5.
- Графа 6 содержит год размещения сведений о закупке, подписания контракта с единственным поставщиком или отправки приглашений участникам.
- Графы 7-11 содержат объемы финансового обеспечения на текущий год, в плановом периоде и последующих годах.
- В графе 12 указывается «да», если закупка проводится на условиях обязательного общественного обсуждения, или «нет» — во всех остальных случаях.
- Графа 13 должна содержать сведения об уполномоченных органах на проведение торгов при централизованных закупках по правилам ст. 26 44-ФЗ.
- Графа 14 содержит указание на организатора совместных закупок в виде конкурса или аукциона.
- Документ подписывается усиленной квалифицированной подписью и направляется на контроль. Контролирующие функции принадлежат Федеральному казначейству. На проверку ведомству отводится 1-3 рабочих дня.
- В случае если в результате контролирующих мероприятий будут выявлены недочеты и замечания к заказчику, то ему надлежит их исправить и направить скорректированную версию в Казначейство.
- В случае если контролирующая инстанция не выявила никаких нарушений, то план-график должен быть размещен в ЕИС в течение рабочего дня с момента отправки его на размещение.
В течение 2020 года изменится порядок проверки планов-графиков.
До 2020 года казначейство проверяет ограниченный объем информации: только соответствие информации из плана-графика объемам финансирования, предоставленных заказчику, и величине финансовых ресурсов на закупочную деятельность. С апреля 2020 года контролю со стороны ведомства будут подвергаться следующие значения (на основании ч. 5 ст. 99 44-ФЗ):
- непревышение финансирования госзакупок из плана-графика доведенными до заказчика ресурсами;
- соответствие информации об ИКЗ;
- соблюдение по лимитам в части госзаказов, которые не подлежат размещению в ЕИС по нормам 44-ФЗ.
В случае если заказчик по 44-ФЗ не относится к кругу контролируемых организаций, то проверка в отношении его плана-графика не проводится. Заказчику достаточно подписать документ квалифицированной электронной подписью в личном кабинете ЕИС и выбрать опцию «Разместить».
Хотя контроль по п. 5 ст. 99 44-ФЗ не нужен, формально-логическую проверку план-график пройти обязан. При успешной проверке план будет размещен в ЕИС.
Можно ли вносить изменения
Законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в план-график. Случаи, когда изменения будут обоснованными и допустимыми, перечислены в 44-ФЗ и Постановлении Правительства №1279. Это:
- Приведение плана-графика в соответствие из-за изменения нормирования закупаемых товаров, работ и услуг или изменения лимитов бюджетных обязательств.
- Изменение показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Необходимость изменения из-за решения по результатам общественного обсуждения закупки.
- Изменение решений или соглашений о субсидировании.
- Признание процедуры выбора поставщика несостоявшейся.
- Использование сэкономленных средств при осуществлении закупочной деятельности.
- Уточнение сведений об объекте закупки.
- Исполнение полученных предписаний от контролирующих инстанций.
- Возникновение прочих обстоятельств, которые нельзя было предусмотреть при формировании и утверждении плана-графика.
Если закупка имеет формат запроса котировок и направлена на оказание гуманитарной помощи пострадавшим или на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации (закупка по нормам ст.
82 44-ФЗ), то изменения в план-график вносятся не позднее дня отправки запроса о предоставлении котировок участниками. Если закупка товаров, работ и услуг проводится по п. 9 ч. 1 ст.
93 44-ФЗ, то поправки вносят не позднее дня подписания контракта.
Изменения в план-график допускается вносить, но с соблюдением установленных сроков. При внесении изменений в план-график поправки должны быть размещены в течение 3 рабочих дней после их утверждения. За нарушение сроков публикации плана-графика заказчику грозит административная ответственность. Она предусмотрена в ст. 7.29.3. За нарушения заказчика оштрафуют на сумму 5000-30000 р.
Таким образом, планы-графики по 44-ФЗ на 2020 год и последующие годы будут готовиться заказчиками в упрощенном формате. По новым правилам планы-графики теперь не привязаны к плану закупок, а сам план закупок был упразднен.
Важными нововведениями стали дополнительные основания для внесения изменений в план-график, отсутствие необходимости приводить обоснование закупки на этапе планирования, упразднение требований о размещении плана-графика в течение 3 дней после его утверждения.
Изменилась и форма плана-графика: теперь она содержит 14 столбцов вместо 33. В 2020 году изменится порядок контроля плана-графика со стороны Федерального казначейства.
Вам также может понравиться
Памятка – Планирование закупок
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК – это формирование, утверждение и ведение планов-графиков
СИСТЕМА НПА ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАКУПОК
- Статья 16 Закона 44-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок…» – порядок касается всех заказчиков, субъекты РФ и муниципалитеты не могут дополнять предусмотренные постановлением правила и требования к форме плана-графика.
КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА-ГРАФИКА[1]
Контрактная служба, контрактный управляющий заказчика. Функции по подготовке и размещению плана нельзя вывести на аутсорсинг.
При «полной» централизации закупок за процесс планирования закупок отвечает уполномоченный орган или уполномоченное учреждение.
ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА[2]
План-график формируется в форме электронного документа по форме согласно приложению и утверждается посредством подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. На бумаге» план делать не надо!
Заказчики федерального уровня | Через систему «Электронный бюджет» |
Заказчики регионального или муниципального уровня | Через региональные или муниципальные информационные системы (при наличии, при отсутствии – через ЕИС) |
Размещение плана-графика в ЕИС осуществляется автоматически после осуществления контроля в случае соответствия контролируемой информации требованиям, а также форматно-логической проверки информации, содержащейся в плане-графике | |
Информация о закупках (гос.тайна) включается в отдельное приложение к плану-графику, которое не размещается в ЕИС. На форме указывается гриф секретности и ФИО должностного лица, утвердившего план-график |
СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА-ГРАФИКА[3]
Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете / муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (бюджет на 3 года → план-график на 3 года).
СРОКИ УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНА-ГРАФИКА[4]
Государственный заказчик / Муниципальный заказчик | в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств | ПРИМЕР: 27.12.2019 г. – дата доведения лимитов (утверждения ПФХД) |
План-график: типичные ситуации и сложные вопросы | Контур.Закупки
План-график является необходимым документом для закупочной деятельности заказчика. Сроки его принятия, публикации, изменения строго регламентированы, а их нарушение карается санкциями.
Производить закупки, не включенные в план-график, заказчики не могут. И в связи с этим традиционно возникает немало затруднений.
В статье рассмотрим типичные ситуации и вопросы, связанные с планом-графиком, и дадим на них ответы.
Закупка происходит в текущем году, а поставка — в следующем
Довольно распространена на практике ситуация, когда контракт на год заключается не в самом его начале.
Например, услуги отопления приобретаются на период с марта по декабрь 2017 года, а также с января по февраль 2018 года. Как такую закупку отразить в плане графике? Нужно ли в этом случае заключать 2 договора?
При формировании плана-графика важно помнить следующее: отражению в нем подлежат закупки, которые проводятся в плановом периоде. При этом неважно, когда будет происходить исполнение контракта. Поэтому отражать закупку услуг отопления в приведенном примере нужно в плане-графике на 2017 год. Заключать отдельный контракт на период с января по февраль 2018 года не нужно.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Еще одно популярное заблуждение на эту тему — в плане-графике необходимо отражать контракты, платежи по которым будут осуществляться в плановом периоде, тогда как сами эти контракты были заключены, например, годом ранее. На самом деле отражать такие закупки в плане-графике не нужно.
Например, контракт на приобретение услуг по отоплению был заключен в 2016 году, но охватил и несколько месяцев 2017 года. Соответственно, платежи по этому контракту поступают в 2017 году. Так вот, такой контракт следовало отразить лишь в плане-графике на 2016 год.
Договоры, заключенные до применения 44-ФЗ
Действие закона 44-ФЗ не сразу распространилось на всех заказчиков. В частности, унитарные предприятия попали под него лишь с 2017 года. Поэтому ситуации, когда организация работает по договорам, заключенным «до» 44-ФЗ, на практике до сих пор встречаются. Важно помнить, что требования закона, в том числе и отражение закупки в плане-графике, на такие правоотношения не распространяется.
Ситуации из практики. Унитарное предприятие располагается в здании администрации. Помещение ему предоставлено безвозмездно на основании договора, заключенного в 2015 году и действующего до 2025 года. На основе этого же договора предприятие компенсирует администрации затраты на коммунальные услуги. Нужно ли эти расходы отражать в планах-графиках?
Ответ простой — такие платежи в плане-графике никак не отражаются. Договор, в соответствии с которым предприятие компенсирует затраты администрации, был заключен до действия 44-ФЗ. Следовательно, указанные правоотношения этим законом не регулируются.
Если запланированного объема не хватило
Как известно, заранее продумать все невозможно. Поэтому на практике нередко случается, что запланированного объема того или иного товара/услуги недостаточно. Иногда это выясняется после того, как контракт заключен. Можно ли в этом случае после внесения изменения в план-график заключить дополнительное соглашение к действующему контракту?
В соответствии с требованиями 44-ФЗ, менять цену заключенного контракта нельзя. Но из этого правила есть исключения. В частности, если объем поставки по контракту изменился пропорционально, но не более чем на 10%. Поэтому если возникла необходимость приобрести объект сверх запланированного объема, после внесения изменений в план-график нужно объявлять новую закупку.
В связи с этим хочется рассмотреть еще одну ситуацию, которая нередко имеет место при закупке услуг по электроэнергии или водоснабжению.
Заказчик заранее может запланировать лишь примерный их объем и стоимость. Окончательная же сумма затрат зависит от фактически потребленного ресурса и часто получается немного больше. Например, вместо запланированных 200 тыс. рублей исполнитель выставил счет на 205 тыс. рублей. Нужно ли менять план-график? И как вообще это отражать?
На самом деле никаких изменений никуда в такой ситуации вносить не нужно. Цена контракта изменилась пропорционально в пределах 10%-ного увеличения объема поставленного объекта закупки, что не считается нарушением закона 44-ФЗ.
Отражение закупок у единственного поставщика
Как отражать закупки у единственного поставщика в плане-графике? Нужно ли указывать подробности, например, индификационный код закупки?
Ответ на эти вопросы зависит от того, на каком основании производится закупка у единственного поставщика.
Есть ли это пункты 4, 5 26 или 33 части 1 статьи 93 закона, то никаких подробностей указывать не нужно.
Информация отражается в размере годового финансового обеспечения по этому основанию. При этом в плане-графике закупки отражаются в столбце 1, 9 и 13 отдельной строкой.
Если закупка у единственного поставщика производится по иным основаниям, например, закупка у субъектов естественной монополии, то нужно отражать в том числе и идентификационный код закупки.
О публикации плана-графика
Составляя план-график, заказчик зависит от учредителя, поскольку документ должен быть утвержден в течение 10 рабочих дней после принятия решения о бюджете или плана финансово-хозяйственной деятельности на плановый год. 3 рабочих дня после этого дается на его публикацию.
Зачастую данные о бюджете доводятся до заказчика в последние дни года, а с учетом длинных новогодних каникул крайний срок публикации плана-график приходится уже чуть ли не на конец января. В связи с этим у заказчиков встает вопрос — как быть с январским закупками? Можно ли извещение о закупке разместить до публикации плана-графика?
Нет, делать этого нельзя. Извещение можно размещать в ЕИС только после того, как был опубликован план-график. Если объявлять закупки планируется в самом начале года, то единственный выход — как можно раньше утвердить план-график, не дожидаясь окончательного срока, и сразу же разместить его в ЕИС.
Запись вебинара о планировании закупок: