Жалобы

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам фз-44

Закупочную деятельность заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, обеспечивают работники контрактной службы и контрактные управляющие. Данная деятельность стала востребованной именно благодаря принятию Закона № 44-ФЗ, которых ввел достаточно жесткие правила осуществления закупок, а также предусмотрел необходимость составления и размещения в ЕИС различных документов.

Нужно отметить, что работник контрактной службы и контрактный управляющий – это ни одно и тоже. При схожести функционала и предъявляемых к ним требований они отличаются друг от друга. Такие различия мы разберем в настоящей статье. Также в данной статье мы рассмотрим основные сложности, с которыми сталкиваются сотрудники заказчика, занятые в сфере закупок.

«КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК»

Надеемся, что материал, представленный в статье, окажется полезным как для лиц, только присматривающихся к данной сфере деятельности, так и для лиц, уже непосредственно работающих в сфере закупок. Если это окажется так, пожалуйста, не забудьте оценить материал после прочтения, оставив соответствующий комментарий.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам фз-44В каком случае заказчик создает контрактную службу, а когда определяет контрактного управляющего?

Для осуществления закупок по Закону № 44-ФЗ заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Ключевой момент здесь заключается в слове «или».

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что в одной организации не может быть создана контрактная служба и определены одновременно контрактные управляющие. Наличие одного исключает другое, в том числе в случае, когда заказчик имеет обширную сеть филиалов.

При необходимости организации закупочной деятельности в филиалах и при наличии контрактной службы в головном подразделении работников филиалов следует включить в контрактную службу головной организации с передачей им полного функционала по осуществлению закупок в филиалах.

Решение о создании контрактной службы в учреждении зависит от размера денежных средств, выделенных заказчику на закупки товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год (без учета денежных средств, полученных из бюджета на выплаты персоналу, социальные отчисления и прочие выплаты, не являющиеся закупками) – СГОЗ (совокупный годовой объем закупок).

Заказчик, СГОЗ которого превышает 100 млн руб., обязан создать контрактную службу. Остальные же заказчики вправе это сделать, но в отсутствие контрактной службы должны определить одного или нескольких контрактных управляющих.

Различия между контрактной службой и контрактным управляющим

Контрактная служба Контрактный управляющий
коллегиальный орган заказчика должностное лицо заказчика
в состав должно входить не менее 2 человек может быть один
только одна в организации может быть несколько
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.)

Сходства между контрактной службой и контрактным управляющим

Работниками контрактной службы и контрактными управляющими могут быть только штатные сотрудники заказчика, а не привлеченные лица. Такие лица должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

До настоящего времени не утихают споры о том, достаточно ли таким лицам иметь просто высшее образование либо такое высшее образование должно быть получено именно в сфере закупок. Центр закупок и продаж «Закон.

гуру» убежден, что словосочетание «в сфере закупок» относится не только к словам «дополнительное профессиональное образование», но и к словам «высшее образование», т.к.

в противном случае к выполнению соответствующей трудовой функции могли бы быть допущены лица, ничего не понимающие в закупках.

Наличие у должностного лица заказчика просто высшего образования, например, педагогического, не делает его еще специалистом в сфере закупок. К слову отметим, что даже наличие профильного образования (т.е. образования в сфере закупок) также, на наш взгляд, не делает его специалистом, т.к. потребуется не меньше года, чтобы освоить базовые положения законодательства. Однако, в силу Закона № 44-ФЗ наличие у должностного лица «корочки» является достаточным условием для включения его в состав контрактной службы или определения его контрактным управляющим.

К большому сожалению, наличие просто «корочки» в отсутствие реальных знаний, относительно невысокие зарплаты при достаточно высокой ответственности (в том числе административной, а иногда и уголовной), приводят к «текучке кадров»: приходит новый сотрудник, получает «корочку» за счет учреждения, а затем административные штрафы, несопоставимые с уровнем его заработной платы (прим.

: штрафы по Закону № 44-ФЗ во всех случаях оплачиваются за счет самого сотрудника), после чего увольняется, а дальше начинается новый круг. Поэтому лицам, которые потенциально рассматривают данную сферу в качестве трудоустройства мы предлагаем предварительно взвесить все «за» и «против», а еще лучше обратиться за предварительной консультацией в Центр закупок и продаж «Закон.гуру».

«БИЗНЕС НА ГОСЗАКУПКАХ»

Отсутствие соответствующей «корочки» у должностного лица, включенного руководителем учреждения в состав контрактной службы или назначенного контрактным управляющим, может повлечь за собой привлечение руководителя организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах руководителя такие «корочки» данным лицам обеспечить.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам фз-44Какое образование требуется для работника контрактной службы и контрактного управляющего?

Выше мы уже отменили, что работники контрактной службы и контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Высшее образование в сфере закупок уже реализовывается отдельными учебными заведениями. Оно реализуется по классической схеме приема выпускников школ на базе результатов ЕГЭ. Об этом виде образования мы рассказывать не будем, т.к.

большая часть лиц, которые приходят в сферу закупок, делают это сознательно и уже имеют какое-либо образование.

Вторая причина того, что мы не будет описывать высшее образование в сфере закупок, заключается в постоянно меняющемся законодательстве.

Опытные специалисты хорошо знают, что если «выпасть» из сфере закупок на два-три месяца, то уже сложно отследить все произошедшие за это время изменения.

Что уж говорить про 6 месяцев и более? Поэтому выпускники ВУЗов, получающих высшее образование в течение 4-6 лет, будут обладать лишь поверхностными теоретическими знаниями, отдаленно имеющими отношение к реальной действительности (прим.: исключительно наше мнение).

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что существует два подхода к получению образования в сфере закупок:

  • для себя (чтобы не оштрафовали, не посадили);
  • для «галочки» (чтобы соответствовать формальным требованиям Закона № 44-ФЗ).

Большая часть выбирает или вынужденно выбирать (ввиду отсутствия средств) второй подход. Мы, конечно, рекомендуем следовать первому.

При этом нужно понимать, что обучение госзакупкам – это уже сложившееся направление бизнеса в России.

Поэтому не стоит возлагать особых надежд на то, что по результатам обучения конкретный человек сразу станет специалистом. «Корочку» человек получит, а вот знания – не факт.

Идеальная ситуация, когда первое время «новоиспеченного» контрактного управляющего, а тем более руководителя контрактной службы «ведут», т.е. подсказывают ответы на возникающие у него в ходе практической деятельности вопросы.

В частности, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» реализует «горячую линию» по возникающим вопросам посредством WhatsApp, помогая «не наломать дров» в первое время. Стоят такие консультации относительно недорого, особенно принимая во внимание размеры потенциальных штрафов, которые могут быть возложены за допущенные ошибки.

Вместе с тем, вернемся к вопросам получения контрактными управляющими, работниками контрактных служб образования в сфере закупок. Основным образованием для них будет выступать «дополнительное профессиональное образование», которое, согласно Закону об образовании, имеет две формы:

  • «повышение квалификации» (по результатам успешного освоения программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образовательной организацией (не государственного!!!) образца);
  • «профессиональная переподготовка» (по результатам прохождения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образовательной организацией (не государственного!!!) образца).

Две указанные формы являются равнозначными. Отличаются они только объемом образовательной программы: повышение квалификации реализуется объемом до 250 акад. часов, профессиональная переподготовка – от 250 акад. часов и выше.

Читайте также:  Как проверить юридическое лицо на банкротство основные бесплатные способы получения информации

Реализовывать две указанные формы дополнительного профессионального образования могут только организации, имеющие соответствующую лицензию (ИП не праве реализовывать программы по дополнительному профессиональному образованию).

Объем часов в образовательной программе значения (для знаний) не имеет. Важно столько из этого объема приходится на очные аудиторные или семинарские занятия.

Довольно часто можно встретить ситуации, когда образовательная программа включает в себя 500 акад. часов, но очно из них реализуется только, например, 16.

Соответственно знаний будет на 16 часов, а не на 500, при наличии у лица диплома о профессиональной переподготовке.

Для проверки реальных знаний специалистов в сфере закупок Центр закупок и продаж «Закон.гуру» запустил сервис тестирования. Вопросы в тестах подобраны таким образом, чтобы охватить максимально все возможные темы и проблемные точки госзакупок.

Лицам, прошедшим тестирование, выдается сертификат специалиста, который подтверждает наличие у них реальных знаний в сфере закупок, а не «корочки».

Надеемся, что данный сервис окажется полезным, в том числе для представителей работодателей, которые могут с его помощью проверить знания свой сотрудников.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам фз-44 Обязанности контрактной службы и контрактного управляющего

Функциональные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего примерно равны и определены в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Следует отметить, что Закон № 44-ФЗ устанавливает лишь базовые обязанности:

  • разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
  • осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  • обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  • организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Их расшифровка для контрактной службы содержится в приказе Минфина от 31.07.2020 № 158н, устанавливающего типовой регламент (положение) о контрактной службе. Для контрактного управляющего расшифровка должна быть приведена в должностной инструкции.

Важно отметить, что приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н не распространяется на деятельность контрактного управляющего, и, следовательно, функционал контрактного управляющего может отличаться от функционала контрактной службы (прим.: если это не входит в противоречие с ч.4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Например, приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н определено, что контрактная служба готовит техническое задание и обосновывать начальную (максимальны) цену контракта. Контрактный управляющий в организации может этого не делать, если соответствующий функционал не закреплен за ним его должностной инструкцией.

Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ использует различные формулировки при установлении функциональных обязанностей контрактной службы и контрактного управляющего: где-то используются слова «разрабатывают», «осуществляют», «участвуют» (т.е.

исполняют соответствующие обязанности самостоятельно, без возможности передачи такого функционала кому-либо, в том числе иным сотрудникам заказчика), а где-то «обеспечивают» (т.е. сами не осуществляют, а координируют работу по данному направлению).

Это важно учитывать при составлении положения о контрактной службе и разработке должностной инструкции контрактного управляющего.

Например, п. 3.2.2.1 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. Приказом Минфина от 31.07.2020 № 158н, закреплено, что контрактная служба заказчика «определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта».

Соответственно работники контрактной службы осуществляют данную функцию самостоятельно, без возможности ее возложения на сотрудника (ов) заказчика, не входящего в состав контрактной службы. Аналогичное требование установлено п. 3.2.2.

2 Типового положения: контрактная служба «осуществляет описание объекта закупки».

Ответственность работников контрактной службы и контрактного управляющего

Работники контрактной службы, контрактные управляющие несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. Такая ответственность может быть дисциплинарной, административной или уголовной в зависимости от состава совершенного данными лицами правонарушения. 

Если у Вас остались какие-либо вопросы, связанные с организацией работы контрактной службы, определением должностных обязанностей контрактного управляющего, мы с радостью ответим на них через WhatsApp или службу поддержки клиентов.

Удачных закупок и не забудьте оставить свой комментарий о прочитанном, а также предложить новую тему для разбора, о выходе которой можно узнать вступив в нашу группу ВКонтакте.

Кто является контрольным органом в сфере закупок

Проведение тендеров регламентируется достаточно большим пластом нормативно-правовых актов.

Самым информативным в части контроля процедуры торгов является закон «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Этот правовой источник раскрывает всю схему контрольных органов, их функции, полномочия, а также обозначает контролируемых субъектов и другие моменты данной проблемы.

Однако назначение конкретного органа в качестве курирующего звена производится в каждом случае соответствующими подзаконными актами. При этом закон № 44-ФЗ выделяет несколько ступеней контроля. Он определяет, что курирующую деятельность могут вести не только властные органы, но и общественные институты или даже обычные граждане. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам фз-44

Структура системы контроля – контроль финансовым органом, ФАС и другими

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его проведение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупок для муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля проводится заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта.

Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору.

При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

Кто может проверить именно вас

Если вы закупаете для федеральных нужд, то плановые внеплановые проверки может провести исключительно ФАС России её территориальные управления.

Если вы заказчик в регионе, то планово вас может проверить уполномоченный на контроль орган сфере закупок в регионе, но только в том случае, если ему были переданы такие полномочия. А вот внепланово вас могут проверять как контрольные органы субъекта, так и антимонопольная служба её территориальные подразделения.

Если вы закупаете продукты для муниципальных нужд, то вас могут проверять муниципальные контрольные органы, органы контроля регионов, если им переданы такие полномочия, а также ФАС РФ всех уровней — от федерального до муниципального. 

***

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю.

Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Госзакупки». 

Финансовый контроль по 44-ФЗ. Кто его осуществляет? По каким правилам проводит? Какие изменения существуют? — Пермская Торгово-Промышленная Палата

Финансовый контроль по 44-ФЗ. Кто его осуществляет? По каким правилам проводит? Какие изменения существуют?

Читайте также:  Что предпринять, чтобы заказчик оплатил выполненные работы?

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ?

Финансовый контроль по 44-ФЗ бывает внешним и внутренним.

Внешний осуществляет Счетная палата, региональные и местные контрольно-счетные органы (п. 2 ст. 265 БК).

Внутренний – Федеральное казначейство и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципалитетов. Объектами финансового контроля в сфере закупок по 44-ФЗ выступают:

  • распорядители бюджетных средств;
  • получатели бюджетных средств;
  • госучреждения;
  • ГУПы, МУПы;
  • госкорпорации;
  • юридические, физлица, получающие бюджетные средства по госконтрактам.

Федеральное казначейство контролирует непревышение финансового обеспечения, включенного в планы-графики над объемом финансового обеспечения, доведенного до заказчика. А также соответствие сведения об ИКЗ и непревышение финансового обеспечения в документах, которые не подлежат публикации в ЕИС (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Казначейство финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года посредством ЕИС. Оно следит за соответствием ИКЗ и непревышением финансового обеспечения данных:

  • извещений о проведении торгов данным, отраженным в планах-графиках;
  • итоговых протоколов данным извещений о торгах;
  • условий проектов госконтрактов данным итоговых проколов.

Внутренний финансовый контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

Органы внутреннего финансового контроля государственных закупок следят за:

  • соблюдением правил нормирования;
  • определением и обоснованиям начальной цены госконтракта;
  • соблюдением правил исполнения и изменения контракта;
  • соответствием использованием поставленной продукции, результата произведенной работы или оказанной услуги целям проведения закупки.

Финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ Казначейство в отношении закупок, проводимых для федеральных нужд за счет средств федерального бюджета. Региональные органы финансового контроля – в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. Муниципальный финансовый контроль в сфере закупок осуществляет орган или должностное лицо местной администрации.

Правила проведения финансового контроля госзакупок

Контрольные органы осуществляют финансовый контроль госзакупки путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки в отношении заказчика проводят не чаще 1 раза в полгода (ч. 13 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Внеплановую – если истек срок выданного ранее предписания об устранении нарушений или получена информация о нарушении законодательства.

При проведении проверок должностные лица могут запрашивать необходимую информацию, беспрепятственно посещать помещения и территорию государственного заказчика.

При выявлении нарушений органы финансового контроля могут составлять протоколы, выдавать предписания, обращаться в суд с исками о признании закупок недействительными. Информация о результатах проведенных проверок, о выданных предписаниях и представлениях подлежит публикации в ЕИС.

Изменения в финансовом контроле в 2020 году

Наблюдается тенденция на усиление финансового контроля, как для заказчиков, так и для поставщиков.

Поставщики, получающие бюджетные средства по контрактам стали объектами финансового контроля еще в 2019 году.

В 2020 они должны по запросам контролеров предоставлять необходимую информацию и доступ на свою территорию. За нарушение этого правила поставщикам грозит штраф до 5 тысяч рублей (ст. 19.7 КоАП).

С 01.01.2020 органы финансового контроля публикуют в ЕИС по результатам проверки новый документ – представление об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения (см. ст. 29.13КоАП).

Возможно, уже в 2020 заработает электронное обжалование. Минфин вынес на обсуждение законопроект еще в декабре 2019. Он предлагает сделать подачу жалобы при проведении электронных торгов исключительно электронной.

Подать ее можно будет только через ЕИС.

Аудит в сфере закупок по 44-ФЗ: как и кем осуществляется, что оценивает

Аудит в закупках — это мера контроля заказчиков со стороны государства. В статье рассказываем, как проходят аудиторские проверки, кто и по каким принципам их проводит, на какие моменты обратить внимание, чтобы избежать нарушений

Главная цель закона о контрактной системе — обеспечить эффективность закупок и государственных трат, и аудит — один из методов ее достижения. Независимые проверки контрольных ведомств позволяют выявить не только нарушения заказчиков, но и недостатки системы, частые ошибки участников закупок и причины таких ошибок.

Критерии аудита в сфере закупок указаны в п. 3 ст. 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Это законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность и результативность расходов.

Аудит касается всех этапов закупочного процесса: эксперты изучают планы-графики, систему ценообразования, объемы и качество закупаемых товаров, работ и услуг (ТРУ), анализируют эффективность исполнения контрактов, проверяют документы и информацию, которую заказчики обязаны размещать в Единой информационной системе (ЕИС). 

Кто может проводить аудит

Счетная палата — высший орган госконтроля, который организует проверки закупочной деятельности организаций-заказчиков. Аудит также могут проводить контрольно-счетные структуры регионов (УФК) и муниципальных образований (п. 1 ст. 98 44-ФЗ). 

Каждый контрольный орган проверяет только определенных заказчиков: Счетная палата — на государственном уровне, УФК — на региональном, муниципальные контрольно-счетные структуры — на муниципальном. 

Кого подвергают аудиторским проверкам

Аудиторы могут проверять следующих заказчиков:

Профессиональное управление закупками

Получите диплом и квалификацию специалиста в сфере закупок по 44—ФЗ и 223-ФЗ

Посмотреть программы

  • органы госвласти,
  • госкорпорации,
  • публично-правовую компанию «Единый заказчик в сфере строительства»,
  • казенные учреждения,
  • автономные и бюджетные учреждения,
  • органы управления государственным внебюджетным фондом,
  • унитарные предприятия,
  • юрлиц, инвестирующих в капстроительство за счет привлечения денег из федерального бюджета.

Как проходит аудит в закупках

Аудит может быть частью комплексной проверки заказчика или самостоятельной проверкой его закупочной деятельности. Процесс можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовка и методология

Сначала эксперты изучают предмет и объект проверки и их специфику. Это нужно, чтобы сформировать методику анализа и выявить потенциальные риски. Аудиторы определяют список закупочных законов и норм, составляют чек-лист для анализа, определяют источники получения информации. 

Далее определяют перечень основных действий и устанавливают сроки их выполнения, на каждый такой подэтап назначают ответственного аудитора. По итогам подготовки разрабатывают программу аудита. 

2. Анализ и основные проверочные мероприятия

Аудиторы анализируют все закупки заказчика за определенный период и обычно систематизируют их так:

  • по контрактам,
  • по количественным и стоимостным показателям,
  • по числу поданных заявок и проценту их отклонения.

Специалисты оценивают законность и целесообразность закупки: определяют государственные нужды, для которых ее проводили, соотносят затраты с нормами и ограничениями, плановыми показателями. Проверяют и обоснованность — изучают объемы и качество закупленных ТРУ. 

Дополнительно могут проверить своевременность расчетов между участниками закупки: смотрят условия сделки, порядок ее исполнения, адекватность сроков, изучают способы оптимизации расходов бюджета. Аудиторы должны учитывать разные факторы, в частности:

  • сезонность, 
  • продолжительность производственного цикла, 
  • необходимость обеспечить непрерывный технологический цикл по отдельным предметам закупки.

Чтобы проанализировать эффективность расходов, сравнивают плановую и контрактную документацию. Специалисты проверяют добросовестность поставщиков, которых выбрал заказчик, обоснованность предложенных ими условий и соотносят с ценами потенциальных контрагентов. 

Результативность трат определяют исходя из того, насколько удовлетворены нужды организации — в экономическом и социальном плане.

Где часто выявляют нарушения

Кратко обозначим стадии закупочного процесса, где наиболее часто выявляют нарушения. На эти моменты стоит обратить особое внимание, чтобы успешно пройти проверку:

  • составление плана-графика закупок;
  • организация закупок — контрактные службы, состав комиссий, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы; 
  • документы закупки — состав извещения, проект контракта, требования к объекту закупки и участникам, преференции для отдельных групп участников, размеры авансирования; 
  • проведение процедур — требования к обеспечению заявок, применение антидемпинговых мер, правомерность допуска или недопуска участников, правильность порядка рассмотрения и оценки заявок и оформления протоколов; 
  • заключение контракта — соответствие договора документации и предложению поставщика, сроки, обеспечение исполнения; 
  • исполнение контракта — легитимность внесения изменений, порядок расторжения, отчет о результатах и их оценка, своевременность действий.

Как используются результаты аудита

Всю полученную в ходе проверки информацию обобщают и отражают в специальном акте. Руководство проверяемой организации знакомят с результатами аудита, а отчет публикуют в ЕИС. 

В отчетном документе эксперты указывают не только выявленные нарушения, проблемы и риски — в нем также должны быть предложения по оптимизации и улучшению работы с закупками. 

Отметим, что с выводами аудита руководство организации может не согласиться. Заказчик вправе составить официальное письмо, где пояснит и обоснует свою точку зрения на выявленные недочеты. Результаты проверки можно также опротестовать в суде.

Профессиональное управление закупками

Получите диплом и квалификацию специалиста в сфере закупок по 44—ФЗ и 223-ФЗ

Посмотреть программы

  • Количество проверочных процедур. 
  • Количество и сумма сделок, включая те, где обнаружены нарушения закупочных законов и нерезультативные траты. Например, неправильный расчет НМЦК, оплата невыполненных работ, изменение существенных условий контракта. 
  • Количество выданных предписаний и обращений, которые направлены в правоохранительные и контрольные органы. 

Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила

Прокуратура проверяет заказчиков для выявления нарушений в закупочной деятельности. В ходе проверки по 44-ФЗ или 223-ФЗ проверяют все действия заказчиков — от планирования закупки до исполнения контракта. За нарушения, выявленные на любом из этапов, заказчика могут привлечь к ответственности.

В Федеральном законе № 2202-1 указано, кто расследует преступления по факту нарушения законодательства в сфере закупок товара, работы или услуги — прокуратура (ст. 1 закона № 2202-1 от 17.01.1992).

Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России.

В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.

Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.

Читайте также:  Накопительная часть пенсии алгоритм получения

6 того же закона отвечает на вопрос, что значит прокурорская проверка в отделе закупок — контрольные мероприятия в рамках собственного контроля прокуратуры за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков.

Задача проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.

Источниками информации для прокурорских органов выступают:

  • единая информационная система — ЕИС;
  • данные федеральных, региональных и местных органов власти;
  • публикации в СМИ и интернете;
  • обращения граждан и юридических лиц, жалобы в прокуратуру на госзакупку;
  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.

Проводимый мониторинг позволяет своевременно выявлять правонарушения в закупочной деятельности и реагировать на них.

Проверки бывают:

  • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
  • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

  • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
  • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.

Подготовка к контрольным мероприятиям

Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.

Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

Казначейский контроль в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

  • Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
  • Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Adblock
detector