Оформление сервитута на проезд к участку
Вопросы обременения земельного участка сервитутом решают собственник земли и тот, кто требует право ею пользоваться, а при спорах – суды. Узнайте, устанавливается ли сервитут автоматически при наличии общих пешеходных дорожек через двор МКД и может ли орган ГЖН или муниципалитет принимать решения по подобным вопросам.
Сервитут – ограниченное право пользования территорией МКД для прохода, проезда и проведения ремонта
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 274 ГК РФ). Оно передаётся другому лицу по праву обременения. Сервитут нужен, например, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими.
Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации, без которой он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется.
Сервитут может быть временным и постоянным; личным или публичным. Публичный сервитут призван обеспечивать интересы государства, местного самоуправления или местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Публичный сервитут может быть установлен для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
- проведения дренажных работ и других целей.
Разберём судебный спор об установлении сервитута на придомовой территории МКД, который дошёл до Верховного суда РФ (дело № А71 -4094/2020).
Может ли ОМС не формировать участок под МКД при отсутствии денег
Сервитут может быть установлен для прохода граждан через территорию МКД к общественным местам
Собственники помещений одного из многоквартирных домов в Ижевске на общем собрании приняли решение установить вокруг своего двора забор с воротами. Управляющая организация выполнила это решение, предварительно получив все необходимые согласования и разрешения в муниципалитете.
Но жители соседнего МКД пожаловались в орган ГЖН: забор перекрыл им пешеходную дорожку до остановки общественного транспорта. Ведомство провело проверку работы УО по содержанию общего имущества дома, вокруг которого установлен забор.
Орган Госжилнадзора пришёл к выводу, что территория, по которой проложена пешеходная дорожка для жителей окрестных МКД, обременена сервитутом. Собственники не могут запретить другим гражданам пользоваться пешеходной дорожкой, перегородив её. Следовательно, решение ОСС об установке забора принято с нарушением ч. 5 ст. 36 ЖК РФ.
УО получила предписание уведомить собственников помещений в спорном МКД о том, что забор нарушает законодательство, и обеспечить проход по придомовой территории МКД.
Компания обратилась в суд с иском, требуя признать предписание незаконным и неисполнимым.
Согласно ГК РФ и ЖК РФ, владельцы помещений в МКД вправе принять на ОСС решение по ограждению придомовой территории, которая входит в состав их общего имущества. Это исключительная компетенция общего собрания.
Решение принято с наличием необходимого кворума. При монтаже забора УО получила все необходимые разрешения. Согласовывать такие работы с жителями соседних домов компания не должна.
Орган Госжилнадзора настаивал на том, что ограждение создаёт препятствие для использования пешеходной дорожки. Лица, не являющиеся собственниками земельного участка, сохраняют право пользования объектами на нём, если они созданы до дня введения в действие ЖК РФ.
Земельный участок МКД: содержание и оценка его санитарного состояния
Собственники не могут оградить другим гражданам проход через свой двор при наличии публичного сервитута
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений в МКД имеют право принять на ОСС решение об установке ограждения на придомовой территории, входящей в состав их общего имущества (ч. 5 ст.
16 № 189-ФЗ, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
В том числе они вправе установить пределы использования земельного участка и ввести ограничения на его использование, заключить соглашение об установлении публичного сервитута.
В силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст.. 51 ГрК РФ, забор имеет вспомогательное назначение, не относится к объектам капитального строительства, поэтому специальных разрешений для его возведения не требуется.
https://www.youtube.com/watch?v=HLWLtTCzp1g\u0026pp=ygVL0J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0YHQtdGA0LLQuNGC0YPRgtCwINC90LAg0L_RgNC-0LXQt9C0INC6INGD0YfQsNGB0YLQutGD
Но при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременён правом ограниченного пользования.
Собственники не могут запретить другим лицам пользоваться таким правом и закрыть им доступ к объектам, существовавшим на участке до дня введения в действие ЖК РФ.
Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению сторон.
Суд первой инстанции сделал заключение, что владельцы помещений в спорном доме не могут создавать препятствия для жителей других домов в пользовании пешеходной дорожкой. Орган ГЖН правильно установил, что на этой территории действует публичный сервитут. Предписание ведомства осталось в силе, а иск УО суд отклонил.
Компания подала жалобу в апелляционный суд, указав, что у жителей соседнего дома есть возможность пользоваться пешеходной зоной: в заборе есть ворота и калитка. Но судья признал этот довод несостоятельным и поддержал решение коллег.
Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД
Сервитут во дворе МКД устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению с обязательной госрегистрацией
Управляющая организация обратилась в кассационный суд, настаивая на том, что жители соседнего МКД имеют беспрепятственный проход по двору спорного дома через ворота. Установленный забор не нарушает их прав.
Кассационный суд, принимая решение, сосредоточил внимание на вопросе, а есть ли на ограждённой придомовой территории публичный сервитут. О его наличии сказано в документах, составленных органом ГЖН по результатам проверки деятельности управляющей домом организации.
Но, как отметил судья, сервитут появляется по соглашению сторон и подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 3 ст. 274 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.
23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органа власти или муниципалитета в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
В силу ч. 5 ст. 36 ЖК РФ споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования разрешаются в судебном порядке. Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 274 ГК РФ.
Согласно кадастровой выписке на спорный земельный участок, никаких обременений для организации прохода в его границах не установлено. Наличие публичного сервитута, установленного в предусмотренном законом порядке, ничем не подтверждено.
Кассационный суд сделал вывод, что предыдущие инстанции не исследовали вопросы о том:
- обременён ли участок публичным сервитутом на законных основаниях;
- есть ли соглашение сторон об этом или судебный спор по условиям обременения;
- признано ли решение ОСС недействительным в судебном порядке.
Судья указал, что орган Госжилнадзора не может подменять судебные органы: признавать решение ОСС недействительным или разрешать споры об установлении сервитута земельного участка. Решения первой и апелляционной инстанции были отменены, иск УО удовлетворён: суд признал предписание незаконным. Верховный суд РФ согласился с такой точкой зрения и не нашёл оснований для пересмотра дела.
Орган ГЖН не вправе в одностороннем порядке устанавливать сервитут на земельном участке МКД
Итог судебного дела, закреплённый Верховным судом России, в очередной раз показал, что органы Госжилнадзора не могут выходить за рамки своих полномочий.
В законодательстве указано, что сервитут устанавливается сторонами вопроса: собственником земли и тем, кто хочет получить ограничительные права, либо же судом.
Ни надзорное ведомство, ни муниципальная власть не вправе в одностороннем порядке решить, что на придомовой территории установлен сервитут.
Также не могут этого утверждать жители домов, которым собственники помещений соседнего МКД перекрыли привычную тропинку к остановке через свой двор.
https://www.youtube.com/watch?v=HLWLtTCzp1g\u0026pp=YAHIAQE%3D
Ранее мы писали о судебном деле, в котором апелляционная инстанция указала на то, что если установленный вокруг МКД забор находится на придомовой территории и его монтаж согласован на ОСС и муниципальными властями, то ограждение не является незаконным.
Препятствием для установки забора не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина или одностороннее решение органа ГЖН о том, что территория МКД обременена сервитутом.
Оформление сервитута на проезд к участку. Образец соглашения
Одним из видов обременений, которое устанавливается применительно к земельному участку, является сервитут. Сервитут может устанавливаться для решения разнообразных задач, в том числе для обеспечения проезда к соседнему участку.
Что такое сервитут на проезд к участку: понятие и законодательное регулирование
Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка для проведения инженерных коммуникаций, прокладки ЛЭП, складирования стройматериалов, установки межевых знаков и пр.
Сервитут на проезд – это право ограниченного пользования соседним участком земли в чужой собственности для обеспечения проезда.
Собственник участка не лишается права распоряжаться своей землей по своему усмотрению, но он не должен препятствовать в реализации права на проезд лицу, в пользу которого установлен сервитут.
В этом отличие сервитута от иных видов обременений (таких, как ипотека или арест), которые лишают владельца права на продажу земли.
Установка сервитута требуется в том случае, если к своему участку невозможно пройти другими способами, кроме как по территории соседнего участка. Право требования установки обременения прописано в 274 ст. Гражданского кодекса.
Правила оформления сервитута содержатся в Земельном кодексе, а также местных нормативно-правовых актах. Так, статья 23 Земельного кодекса указывает на то, что сервитуты могут устанавливаться в бессрочном и срочном порядке.
Различают две основные разновидности обременений: частное и публичное. Первое устанавливается в отношении конкретного физического или юрлица. Тогда как публичный сервитут вводится для обеспечения интересов группы лиц и местного населения по решению органов местного самоуправления. Наиболее распространённым является частный сервитут на участок.
Сервитут всегда привязан к конкретному участку земли, а не к собственнику. Это означает, что в случае продажи или наследования данного участка сервитут переходит в составе недвижимости к новому собственнику.
Сервитут может быть установлен при соблюдении двух основных условий:
- если проезд или проход невозможен без использования территории соседнего участка;
- если установка сервитута не препятствует использованию участка земли по своему целевому назначению.
За то, что владелец земельного участка терпит определенные неудобства из-за наличия обременения, ему полагается денежная компенсация. Ее размер рассчитывается в индивидуальном порядке, исходя из стоимости земельного участка, площади сервитута и прочих факторов. Плата может быть периодической или иметь вид единовременной компенсации.
Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, может пользоваться чужим участком исключительно для проезда к своему. Нецелевое использование строго запрещается и может служить основанием для преждевременного прекращения действия обременения.
Перечень необходимых документов
Сервитут на проезд может быть установлен в согласительном, судебном и нормативном порядке. В зависимости от способа будет варьироваться комплект документов, который потребуется в процессе установки обременения:
Дополнительно потребуется соглашение об установке сервитута при договорном порядке, исковое заявление об установке сервитута при судебном порядке, а также заявление об установке публичного сервитута и соответствующее постановление муниципальных властей при нормативном порядке.
Куда обратиться за оформлением сервитута
За оформлением сервитута на проезд к соседнему участку требуется обращаться:
- к собственнику соседнего земельного участка;
- в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок;
- в районный суд, если обе стороны являются физлицами;
- в арбитражный суд, если одна из сторон является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Сервитут на проезд подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Сведения об установке обременения подлежат внесению в ЕГРН. Только после этого оно приобретает юридическую силу. Порядок госрегистрации сервитута содержится в 218-ФЗ. Иноформация о наличии обременения в виде сервитута становится доступна всем желающим и находится в открытом доступе.
Обратиться за установкой обременения могут лица, которым участок принадлежит на правах собственности; которые распоряжаются им на праве бессрочного пользования, наследуемого владения или аренды.
Порядок оформления частного сервитута
Для оформления частного сервитута на проезд гражданину стоит пройти следующие этапы:
- Обратиться к собственнику земельного участка и обговорить условия установки сервитута.
- Подписать соглашение об установке сервитута на проезд в трех экземплярах.
- Зарегистрировать его в Росреестре. Для этого потребуется соглашение об установке сервитута, заявление на регистрацию обременения, кадастровый план сервитута (если обременение устанавливается на часть участка), квитанция с оплаченной госпошлиной.
- По результатам рассмотрения заявления в Росреестре выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая установку сервитута.
Если собственник участка не согласен на установку сервитута, то потребуется обратиться в суд. В суде потребуется доказать, что были приложены необходимые усилия для решения вопроса в согласительном порядке и что без сервитута невозможно проехать на свой участок.
Порядок оформления публичного сервитута
Когда сервитут требуется в интересах группы лиц и местного населения, то порядок установки обременения будет следующим:
- Инициативная группа обращается в администрацию муниципального образования с заявлением об установке публичного сервитута на проезд к участку.
Как оформить сервитут на земельный участок?
- Что такое земельный сервитут?
- Понятие «сервитут» означает право на ограниченное использование чужой собственности при условии, что без этого вы не можете полноценно использовать и содержать свое имущество.
- Термин servitus появился еще в римском праве, и уже тогда был связан именно с земельными отношениями, и обеспечивал беспрепятственное использование всеми гражданами водоемов, пастбищ и проч.
Сервитут в земельном праве предполагает разрешение пользоваться чужой территории (участка) для владения своим имуществом, если иных способов нет.
Например, нет другого подъезда к вашей даче, кроме как через соседский участок, нельзя «обойти» чужую территорию при прокладке электросетей.
В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству — «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов.
Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники.
Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.
Срок годности
Срок действия сервитута на земельный участок может варьироваться от года до 49 и более лет. Разрешения на ограниченное использование территории подразделяются на срочные и постоянные.
Время действия публичного сервитута регулируется законодательством и зависит от цели проведения работ.
«Для устройства линий электропередач, трансформаторных подстанций срок может составлять от 10 до 49 лет, для строительства или ремонта автомобильных дорог, эстакад, мостов, вокзалов разрешение выдается на время проведения таких мероприятий; для инженерных изысканий документ действует не более года, – поясняет Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы.
https://www.youtube.com/watch?v=1ujtMnF3cKA\u0026pp=ygVL0J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0YHQtdGA0LLQuNGC0YPRgtCwINC90LAg0L_RgNC-0LXQt9C0INC6INGD0YfQsNGB0YLQutGD
Частный сервитут на земельный участок выделяется на время, определенное соглашением сторон. Когда разрешение необходимо, например, для подъезда к частному дому, выдается постоянный сервитут. Нужно иметь в виду: если пользователь документа продаст свою недвижимость, право на ограниченное использование сохранится как для обремененного участка, так и для нового хозяина дома.
- Найти доказательства
- Установление сервитута на земельный участок – достаточно сложный процесс.
- Необходимо предоставить суду убедительные доказательства, что у вас действительно отсутствует иной способ обеспечения своих нужд: нет другого пути для проезда на свой участок, прокладывания коммуникаций и проч.
- Если вы не сможете привести убедительные доказательства, то положительно разрешить данный вопрос не удастся.
- Что и в каком порядке делать, рассказывает Элита Закиян:
- Для начала нужно обратиться в письменной форме к собственнику имущества, в отношении которого возникла необходимость в ограниченном пользовании.
- По правилам к обращению следует приложить определенный набор технических документов. Однако сделать это в большинстве случаев крайне сложно. Например, когда возникла необходимость использования соседнего участка, нужно подготовить схему с указанием части территории, которая требуется для проезда (прохода, проведения ремонтных работ) на праве сервитута. Но, поскольку нет открытого доступа к этому месту, и вы не вправе самовольно проникнуть на чужую территорию без разрешения, такую схему с определением всех характеристик подготовить невозможно.
- Если ответа на обращение не поступило или пришел отказ, следующий этап – суд. Будет проведена экспертиза для выяснения, действительно ли разрешение необходимо.
- При положительном решении происходит оформление сервитута на земельный участок, вы получите документ, который будет необходимо зарегистрировать в ЕГРН.
Платная услуга?
Так как сервитут – это право пользования чужой собственностью, он предоставляться и бесплатно, и за деньги. Владелец земельного участка за возможность проезда по территории, вправе требовать плату, говорит Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы. Размер и порядок внесения оплаты оговаривается сторонами при заключении соглашения.
Публичный сервитут на земельный участок также может иметь денежное содержание. Собственник территории, по которой разрешается, например, проезд строительной техники, также может назначить цену за возможность использования своей собственности от органов местного самоуправления, установивших сервитут. При наличии спора между сторонами стоимость может быть определена в судебном порядке.
- Земельный кодекс указывает, что сервитут может быть отменен в случае, если цель его установления уже не актуальна, и необходимости в его продолжении нет.
- Собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, имеет право оспаривать решение суда, либо распорядительного органа власти, доказывая наличие альтернативных способов доступа к указанной территории.
- Игорь Порхомовский
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
© Управа района Выхино-Жулебино
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;
· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
· для обеспечения других нужд землевладельца.
https://www.youtube.com/watch?v=1ujtMnF3cKA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Как заключить соглашение о сервитуте?
Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.
Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).
Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
· цели и основания установления сервитута;
· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре.
Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», – отметил заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.
Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения
Термин “сервитут” происходит от латинского слова “servitus”, которое переводится как “подчиненное положение”. Это понятийное определение зародилось еще в Древнем Риме.
https://www.youtube.com/watch?v=USHNthzcbDQ\u0026pp=ygVL0J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0YHQtdGA0LLQuNGC0YPRgtCwINC90LAg0L_RgNC-0LXQt9C0INC6INGD0YfQsNGB0YLQutGD
В современном правоведении сервитут земельного участка определяется в качестве обременительной особенности, которая присваивается владению с правом третьего лица на ограниченное его использование.
В статье расскажем о законодательной базе для оформления ограниченного права пользования, обоснованиях для его установления, а также предоставим подробную инструкцию по проведению такой процедуры.
Показать содержание
Что означает это понятие?
Итак, попробуем разобраться, что это такое – сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.
В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.
Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.
Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.
Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.
Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.
Хотите установить сервитут на соседний земельный участок? Не знаете, что выгоднее: сельское или городское ограниченное право пользования?
Ответы найдутся здесь!
Законодательные акты
Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Она гласит, что сервитут накладывается для реализации свободного прохождения или проезда через соседнюю территорию, но не должен препятствовать эксплуатации земли по разрешенному виду.
Сервитут, установленный между собственниками, регистрируется в законном порядке. Он не отрицает собственнических прав и предоставляет владельцу обремененного надела прерогативу установления оплаты за использование своей территории в разумных пределах.
Ст. 23 ЗК РФ уточняет терминологию публичного сервитута, который может регистрироваться на определенный период или бессрочно.
Если собственность располагается на федеральных или муниципальных площадях, то срок действия не может быть больше, чем период резервирования этих наделов.
Предусматривается обращение ущемленного в своих правах гражданина в юридическую инстанцию, если определенный публичный сервитут существенным образом затрудняет деятельностную активность на земельном наделе и мешает закрепленным законом интересам собственника.
Требуется обязательная регистрация ограниченного права в согласованности, согласно с ФЗ № 218 от 13.07.2015 “О государственной регистрации недвижимости”.
Важно! При процедуре купли-продажи участка передаются все обременения (не исключая сервитут), о чем будет указываться в выписке ЕГРП.
Обоснования для установления
Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.
Публичное обременение земли требуется для:
- прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
- проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
- размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
- прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
- установленного правил сенокоса и выпаса животных;
- временного использования земель для исследовательских работ и т.п.
Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?
Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:
- собственники соседствующих земельных площадей;
- физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
- физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
- землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.
У вас в собственности есть лесной участок? Необходимо установление сервитута на подобную категорию земель?
Не знаете нюансов процедуры?
Поможет другая статья нашего сайта!
Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?
Сервитут назначается либо по обоюдному соглашению, либо в судебном порядке при невозможности достигнуть компромиссной договоренности.
Куда обращаться?
Для оформления согласительного договора гражданину, заинтересованному в назначении права ограниченного пользования, необходимо:
- Обратиться к владельцу земли, на которую при аргументированном обосновании требуется утвердить сервитут, и рассмотреть её совместное использование во взаимовыгодном ракурсе.
- При достижении договоренности оформить документ-соглашение сторон по назначению сервитута в письменном виде. Соглашение оформляется адекватно требованиям законодательных актов:
- прописываются данные сторон заключаемого договора;
- указываются кадастровые и технические информационные данные о земельном наделе;
- дается подробная детализация вопросов, какая часть территории земли ограничивается, где она располагается, какие условия перемещения пешком или на транспортном средстве, предусматриваются сроки использования.
Важно! В соглашении должны быть изложены подробные обстоятельства договоренности по сервитуту во избежание в будущем разногласий.
- После подписания соглашения требуется госрегистрация сервитута в Росреестре.
- Если земельная площадь арендована у администрации, составляется не только соглашение, но и заявления сторон в адрес органа власти. Администрация рассматривает заявленное требование в период тридцати дней.
При положительном решении проводится процедура госрегистрации. В случае отрицательного ответа нуждающийся в установлении ограничения вправе направить исковое заявление в судебные инстанции.
Госрегистрация сервитута осуществляется на основании заявления, которое подается в местном отделении кадастра и картографии или в МФЦ. В заявлении прописываются сведения:
К заявлению прилагаются документальные материалы:
- копии подтверждающих личность документов;
- документы на участок;
- кадастровый план земельной территории с отметкой о сервитуте;
- соглашение или постановление судебной инстанции;
- разрешение администрации на ограниченную эксплуатацию земли;
- квитанция об оплате госпошлины.
При регистрации сервитута важны следующие моменты:
- если требуется обременение на участок в целом, то кадастровый план не предоставляется;
- если земельная площадь, на которую в будущем будет действовать сервитут, признана общей собственностью, то требуется согласие всех владельцев.
В расписке о принятии заявления и приложений к нему фиксируется дата выдачи регистрации.
Сроки регистрационных мероприятий составляют двадцать один день. Обращение в местный орган самоуправления не требует финансовых затрат. На обращение для написания соглашения в юридическую службу затрачивается от пяти до десяти тысяч рублей.
При подаче заявления на регистрацию сервитута, согласно ст.333.33 НК РФ, оплачивается госпошлина:
- для физлица – две тысячи рублей;
- для юрлица – двадцать две тысячи рублей.
- Начало функционирования сервитута соответствует дате его регистрации в ЕГРП.
- Собственник земельной территории приобретает обременение на её использование.
- Во временной период функционирования ограниченного пользования не допускается:
- Использовать надел не в согласованности с его целеполагающим предназначением.
- Наносить вред экологической обстановке.
- Влиять на участки земли, не вошедшие в договор ограниченного пользования.
Порядок установления оплаты
На определение размера платы влияют определенные факты:
- соразмерность материальной выгоде, возможной, если бы площадь не была обременена сервитутом;
- показатели интенсивности эксплуатации;
- вероятные финансовые издержки собственника, направленные на создание условий для реализации сервитута, например, содержание покрытия дорожного полотна в требуемом состоянии.
Плата за частный вид ограниченного использования указывается в тексте соглашения или определяется в судебном постановлении.
При расчете складываются показатели:
- Размер реального ущерба.
- Упущенная прибыль.
- Убытки и издержки.
Размер оплаты за публичный вид ограниченной эксплуатации земли прописывается в нормативном акте органа власти при условии существенного затруднения землепользования.
Плата подразделяется на:
- единовременную, то есть оплачивается один раз полностью;
- периодическую, то есть оплачивается регулярно на протяжении всего периода в указанном размере.
Способ выплаты определяется:
- договором о сервитуте,
- судебным постановлением;
- нормативно-правовым актом.
Причинами корректив в оплате считаются:
- существенная трансформация обстоятельств, изначально учитываемых при подписании договора;
- изменения ограничения собственнических прав в большую или меньшую сторону;
- вынесение судебной резолюции о коррекции платы.
Что делать при получении отказа?
Проблемой в вопросе об утверждении сервитута считается отказ со стороны собственника участка. Часто не имеет своего мотивационного воздействия факт оплаты по договору.
Собственник земли не желает соглашаться на подписание соглашения или подвергает сомнению отдельный абзац или предложение. В подобных ситуациях спор находит разрешение в суде. Разрешенная возможность пересечения участка будет регистрироваться в ЕГРП на основании судебного постановления.
При обращении в суд рекомендуется юридическое сопровождение для грамотного составления прошения, поскольку серьезная аргументация, исключающая другую возможность добраться до своей территории, приведет к удовлетворению иска.
Второй проблемой, приводящей к отказу, признаются технические ошибки в предоставлении документации. В этом варианте требуется внести верные сведения и повторить процессуальные мероприятия.
Обоснования отмены и прекращение действия соглашения
Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:
- Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
- Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
- Физическая ликвидация надела.
- Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.
Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.
Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений. Решить трудности реально достижимо на взаимовыгодных условиях, а знание законодательной базы лишит надобности обращения за помощью в судебные инстанции.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.
В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.
Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.
Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование.
После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст.
23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.
Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.
Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.
- Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.
- По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.
- Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.