Жалобы

Основные принципы декларации по правам ребенка и их применение в россии

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Преамбула

  • Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  • принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  • принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  • принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, 
  • принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
  • Генеральная Ассамблея
  • провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Ребенок и его права

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

  • Принцип 3
  • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  • Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  1. Принцип 5
  2. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  3. Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

  • Принцип 8
  • Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  • Принцип 9
Читайте также:  Вниманию трудоустроенных последствия на работе при нарушении больничного режима

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

  1. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
  2. право на жизнь и здоровое развитие;
  3. право на имя;
  4. право на гражданство;
  5. право знать своих родителей;
  6. право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
  7. права и обязанности родителей по отношению к детям.
  8. Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  9. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  10. Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

  • Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).
  • Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).
  • Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
  • ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  • ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
  • каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Что такое Декларация по правам ребенка? Содержание и 10 принципов по защите интересов детей

Главная / Семейное право / Права детей

Назад

Опубликовано: 15.08.2018

Время на чтение: 7 мин

0

  Как отправить алименты почтой?

548

Права каждого несовершеннолетнего записаны как в законодательствах разных стран, так и в официальных международных документах. Основными документами являются Конвенция и Декларация по правам ребенка. Также эти законы в странах не должны идти вразрез с международными.

  • История принятия Декларации и ее определение
  • Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия
  • Основные принципы
  • Нарушение основных принципов прав ребенка
  • Как применяются принципы Декларации в России

История принятия Декларации и ее определение

Международная Декларация по правам детей — это официальный документ, принятый международным сообществом, в котором прописаны обязанности взрослого перед ребенком.

https://www.youtube.com/watch?v=rrfNWrJBWYU\u0026pp=ygWEAdCe0YHQvdC-0LLQvdGL0LUg0L_RgNC40L3RhtC40L_RiyDQtNC10LrQu9Cw0YDQsNGG0LjQuCDQv9C-INC_0YDQsNCy0LDQvCDRgNC10LHQtdC90LrQsCDQuCDQuNGFINC_0YDQuNC80LXQvdC10L3QuNC1INCyINGA0L7RgdGB0LjQuA%3D%3D

Первый вариант Декларации приняли в 1924 году. Она состояла из пяти основных пунктов и предусматривала обеспечение защиты детей от проституции, торговли и рабства. Для ООН это было серьезное продвижение в преобразовании международных законов. Но все же несовершеннолетние нуждались в большей защите. Позднее в Декларацию были внесены некоторые доработки и изменения.

Отредактированная Декларация стала действовать с 1959 года. В новой версии основных пунктов, которые защищали права детей, стало больше, они затрагивали уже многие другие направления. Также была прописана и мера ответственности за нарушения.

Конвенция о правах ребёнка в россии на 2021 коментарий к статье

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша.

Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею.

Общество и органы публичной власти обязаны заботиться о соблюдении прав детей-сирот, у которых нет семьи и средств на существование.

Рекомендуем прочесть: Жалобы На Отказ Полиции Применить Акт Амнистии

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

  • Места, доступные для детей, — общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.
  • Так, на уровне субъектов РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, а также в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
  • Согласно общему правилу, если дети не достигли 14 лет, сделки и, соответственно, налоги от их имени платят родители, усыновители или опекуны, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки и платят налоги с письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителя, при этом размер налога стандартный — 13% от тех денег, что получил несовершеннолетний в результате продажи имущества.

Во-первых, расходы на покупку квартиры были произведены членом семьи — владельцем маткапитала и (или) его супругом (супругой), а дети были наделены долей в этой квартире. Во-вторых, величина расходов на приобретение этой долевой квартиры не учитывалась другими членами семьи при обращении за налоговыми льготами.

Читайте также:  Особенности ипотеки в запсибкомбанке условия программы и процентные ставки

Декларация и Конвенция по правам ребенка: отличия

Конвенция — это юридически-образующий документ, а Декларация таковым не является.

Декларация предусматривает одинаковые для всех несовершеннолетних права при воспитании, образовании, обеспечении, физическом и духовном развитии, при этом неважно, какая раса у ребенка, на каком языке он говорит, какую религию исповедует и т. д.

Все, что записано в данной декларации, несет призыв к родителям, правительствам, общественным организациям, чтобы те соблюдали и признавали права детей, а так же оказывали содействие в их реализации.

Конвенция определяет волю несовершеннолетних на получение образования, на проведение отдыха и досуга, на пользование другими услугами государств, входящих в ООН и подписавших этот документ. Данная Конвенция — это первый и основной международно-правовой документ, определяющий права несовершеннолетних. Конвенцию подписали все страны, входящие в ООН, кроме США и Сомали.

Из конвенции оон о правах ребёнка в россии на 2021 год

Необходимо поддерживать семью как главную составляющую общества. Она дает ребенку все необходимое для становления его как человека в физическом, психическом и личностном плане. Ребенок имеет право расти в атмосфере взаимопонимания, любви, счастья и благополучия. Ему надлежит получать от своих родителей помощь и поддержку, заботу и внимание.

https://www.youtube.com/watch?v=rrfNWrJBWYU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Материальная и моральная обеспеченность, атмосфера любви в семейном кругу, ответственность родителей – всё это обеспечивает счастливое детство каждого малыша. Самое важное право несовершеннолетних детей – всегда оставаться с матерью и только в исключительных случаях допускается разлука с нею.

В 2001 году была принята Концепция первоочередных мер по защите прав ребёнка, согласно которой огромную долю по защите прав малолетних на себя взяли некоммерческие организации, оказывающие помощь и выступающие партнёрами для государства в развитии механизмов защиты.

  1. Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
  2. Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
  3. Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
  4. Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
  5. Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
  6. Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
  7. Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
  8. Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
  9. Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
  10. Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
  11. Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
  12. До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
  13. Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
  14. Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.

Рекомендуем прочесть: Пенсия Для Чернобыльцев В Подмосковье

Основные принципы

Декларация по правам несовершеннолетних содержит в себе десять основных принципов:

  1. У всех несовершеннолетних должно быть равноправие независимо от любых обстоятельств, например: пол, раса, вероисповедание и др. Такое равенство должно быть поддержано и защищено законодательствами всех стран.
  2. Все дети имеют право на моральное и физическое саморазвитие. Никто не вправе стеснять их достоинство.
  3. Дети вправе получать гражданство той страны, в которой они родились, и имя, данное родителями. Родители или опекуны должны принять меры к оформлению и получению документов на родившегося ребенка.
  4. Все дети начиная с самого рождения имеют право на медицинские и социальные услуги. В медицинские услуги также входит и контроль за психическим состоянием ребенка.
  5. Неполноценному в физическом или психическом плане ребенку, неважно, рожден он таким или стал при жизни, должна оказываться как психологическая, так и материальная помощь.
  6. Ребенок должен быть окружен любовью и заботой родителей независимо от своего гражданства. А также забота должна проявляться и со стороны государства, в котором проживает несовершеннолетний.
  7. У детей есть право развиваться и обучаться. По этой причине любое правительство должно обеспечить их вероятностью приобрести безвозмездное получение образования. Со стороны родителей требуется организация обучения.
  8. Ребенок на первом месте. Оказание помощи несовершеннолетнему при любой ситуации в приоритете.
  9. Право несовершеннолетних на неприкосновенность со стороны старших. Дети должны быть защищены от жестокости в различных ее проявлениях. Воспитательный процесс должен проходить методами убеждений и пояснений.
  10. У каждого ребенка должно быть право на мирную жизнь. Детям не должно прививаться чувство неприязни к другим расам или людям другой социальной группы. Все должно основываться на гуманности и взаимопонимании к окружающим людям.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Нарушение основных принципов прав ребенка

Чаще всего нарушения происходят внутри семьи. Многие родители при воспитании ругают детей, применяют физические меры, причем не только скрытно, но и на виду у людей.

Это может быть для кого-то нормой в воспитательном процессе, но на самом деле такие действия — это нарушение закона и прав ребенка. Такие наказания, которые выглядят не только как физическая мера воздействия, но и как моральное подавление, могут применяться воспитателями в детских дошкольных учреждениях и учителями в школах в целях воспитания.

От таких методов ребенок страдает и должен получать защиту со стороны закона.

Конвенция о правах ребёнка в россии на 2021 год

Все изменилось в 1989 году, когда была принята конвенция о правах ребенка. Юристы и дипломаты работали над нею десять лет. Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1990 году.

Через несколько лет России пришлось переписывать весь свод национального законодательства, но это открыло и дополнительные возможности.

Так, конвенция о правах ребенка в России сразу легла в основу различных законов о детях, а Семейный кодекс повторяет некоторые ее статьи почти дословно.

Рекомендуем прочесть: Умер муж чернобылец как жене оформить пенсию

Широкие дверные проемы, подъемники необходимо планировать в проектах всех новых зданий, предусматривать их как часть капстроительства. Если зафиксируется их отсутствие, то такой проект не сможет быть одобрен. Этого требует закон «О защите прав инвалидов» № 181-ФЗ (действующий в ред. от 2021 г.), ст. 15:

Декларации прав ребенка: основная цель и принципы

Если обратиться к истории, то речь о защите детей от произвола взрослых зашла еще в XIX веке благодаря демократическим движениям за реформы.

Многие государства в то время начали принимать меры по искоренению детского рабства, труда, проституции и торговли детьми. В конце XIX века в Австралии прошел первый официальный процесс относительно прав ребенка.

Позже аналогичные процессы начались в США и Канаде, возникла необходимость в специальном юридическом документе, опираясь на который можно было бы выносить судебные решения.

Поскольку несовершеннолетний ввиду своих недостаточно зрелых физических и умственных характеристик нуждается в особой заботе и охране, а также защите своих прав, мировая общественность на законодательном уровне решила принять Декларацию прав ребенка.

Впервые необходимость правовой защиты и специальной охраны детей была юридически закреплена в Женевской декларации прав ребенка, принятой 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В дальнейшем положение о защите детских прав было подтверждено во Всеобщей Декларации прав человека.

Женевская Декларация включала в себя пять основных принципов:

  1. Предоставить ребенку средства, необходимыми для его полноценного физического и духовного развития.
  2. Накормить голодного, оказать медицинскую помощь болеющему, поправить ошибающегося, дать приют и поддержку в сложной жизненной ситуации сироте или бездомному ребенку.
  3. В тяжелые времена оказывать помощь детям в первоочередном порядке.
  4. Растить ребенка в атмосфере любви и защищать от всех форм эксплуатации.
  5. Воспитывать детей в осознанном стремлении поставить на службу человечеству свои лучшие качества.

На основании этого документа, и принимая во внимание основной тезис «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила новый, доработанный вариант Декларации прав ребенка.

Читайте также:  Третья группа инвалидности определение статус льготы

Обновленная декларация была принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН. Дата ее подписания — 20 ноября 1959 года

Основная цель Декларации

К основным целям Декларации относятся:

  • забота о счастливом детстве каждого ребенка;
  • обеспечение беспрепятственного пользования ими правами и свободами, перечисленными в Декларации, как на собственное благо, так и на благо общества;
  • призыв к родителям, отдельно к каждому мужчине и женщине, к добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам признать и полностью соблюдать эти права;
  • постепенное принятие на законодательном и других уровнях прав несовершеннолетних, исходя из основных постулатов Декларации. 

Основные принципы

Декларация содержит десять принципов. 

У несовершеннолетних должно быть равноправие

Все дети являются равноправными между собой. Это означает, что указанные права принадлежат каждому из них без исключения, независимо от его половой и расовой принадлежности, цвета кожи, языка, исповедуемой религии. Не должно быть никакой дискриминации прав из-за его национального или социального происхождения, из-за политических или каких-либо других убеждений.

Право на моральное и физическое саморазвитие

Государство обязано закрепить на законодательном или ином уровне равные для всех детей возможности физического, умственного, нравственного и духовного развития.

Необходимо обеспечить на государственном уровне специальную защиту ребенка и условия, которые позволяли бы развиваться ему здоровым и нормальным в социальном отношении путем, а также в условиях соблюдения его достоинства и свободы.

Право на гражданство и право на имя, данное родителями

Этот принцип означает, что каждый человек с момента рождения имеет право на собственное имя, данное ему родителями, а также на получение гражданства. Последнее дает ребенку возможность иметь определенные и закрепленные законодательством страны проживания права и пользоваться ими. Вопрос о том, гражданином какого государства он станет, решается в разных странах по-разному.

Так, дети, родившиеся в США, имеют право получить американское гражданство. При этом не имеет значения, кто его мать и отец. Ребенок, родившийся у родителей с российским гражданством, автоматически получает его же, независимо от того, в какой стране произошло это событие.

Если отец и мать являются гражданами разных государств, то чаще всего они сами решают, какое гражданство будет у их детей.

Право на медицинские и социальные услуги

Ребенок имеет право расти и развиваться в здоровых условиях. Государство обязано обеспечить ему и его матери (включая дородовый и послеродовый период) надлежащие уход и охрану здоровья. Он имеет право на полноценное питание, соответствующее его возрасту и потребностям, качественное медицинское обслуживание, на надлежащие жилищные условия и на развлечения.

Право на помощь неполноценному ребенку

В случае, если ребенок родился физически, умственно, психически или социально неполноценным, ему должно быть обеспечены со стороны государства, родителей, социальных и медицинских органов необходимые уход, забота, воспитание, а также специальный режим и обучение в связи с его особым состоянием.

Право на любовь и заботу родителей

Ребенок должен расти и воспитываться в семье, быть на попечении своих родителей и под их ответственностью (за исключением тех случаев, когда это невозможно). Малолетнего ребенка нельзя разлучать с матерью (при отсутствии исключительных обстоятельств).

Во всяком случае, все без исключения дети имеют право расти в атмосфере любви и понимания, заботы и соблюдения морально-этических норм, а также материальной обеспеченности.

Общество и органы власти обязаны особым образом заботиться о тех из них, кто не имеет семьи, а также о детях из малоимущих семей с уровнем дохода, недостаточным для нормального существования.

Право развиваться и обучаться

Ребенок имеет право на обязательное и бесплатное образование, хотя бы на начальных стадиях, которое будет содействовать его общему культурному развитию.

Образование должно обеспечивать равные возможности всем детям для раскрытия и развития их способностей, для формирования личных суждений.

Оно также должно выполнять функцию воспитания моральной и социальной ответственности человека, чтобы он мог стать полезным членом общества.

Согласно декларации, на родителях в первую очередь лежит ответственность за образование и обучение детей в соответствии с принципом соблюдения их интересов.

Со стороны общества и государственных органов ребенку необходимо обеспечить полноценную возможность для игр и развлечений, направленных на образовательные цели.

Право на неприкосновенность со стороны старших

  • Декларация призывает защитить несовершеннолетних от любых форм жестокости, насилия, эксплуатации и других форм небрежного с ним обращения со стороны старших, в том числе от превращения в объект торговли.
  • Для этого на законодательном уровне ограничивается возраст детей, принимаемых на работу, а также не разрешаются занятия, вредные для их образования или здоровья, являющиеся помехой для физического, умственного или нравственного развития.
  • Помимо этого декларация закрепляет право несовершеннолетних детей на первоочередное получение защиты и помощи.

Право на мирную жизнь

Ребенок имеет право на мирную жизнь и защиту от информационного насилия со стороны общества. Он не должен подвергаться пропаганде дискриминации любого вида и разжигания расовой или религиозной нетерпимости.

Детям необходимо обеспечить воспитание в духе терпимости, толерантности, взаимопонимания, поощрения международной дружбы и всеобщего братства, мира во всем мире.

Педагогический процесс должен способствовать осознанию воспитанником необходимости направлять свою энергию и способности на служение ради блага других людей.

Нарушение основных прав ребенка

Чаще всего права несовершеннолетних нарушается именно в семье. К сожалению, взрослые не всегда задумываются и понимают, что ущемляют личность ребенка и его права.

Список некоторых таких нарушений:

  • лишение или ограничение свободы передвижения;
  • оставление маленьких детей дома одних или не под надлежащим присмотром;
  • лишение возможности общаться с одним из родителей, бабушкой или дедушкой;
  • применение физического насилия;
  • унижение достоинства ребенка;
  • запугивание и угрозы, психологическое давление, шантаж;
  • отсутствие надлежащей заботы о детях;
  • оставление в опасности;
  • отсутствие необходимых для жизни питания, одежды, жилья, медицинской помощи, а также нормального образования;
  • уход из дома одного или обоих родителей;
  • невыполнение взрослыми своих обещаний, обман;
  • порча или уничтожение имущества ребенка;
  • неправомерное использование «материнского капитала».

Отдельно стоит рассмотреть случаи нарушения права несовершеннолетних детей на жилье.

В случае вины со стороны родителей это происходит, когда они приватизируют квартиру без участия ребенка; при продаже квартиры выписываются вместе с ним в «никуда»; накладывают ограничения на пользование детьми принадлежащих им помещений; совершают сделки с недвижимостью без учета интересов несовершеннолетнего ребенка; подвергают риску общее с ним имущество. 

В связи с этим теперь права и интересы детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в отношении сделок с недвижимым имуществом, охраняются законом. Все сделки проходят проверку в органах опеки и попечительства.

Что делать, если права ребенка нарушаются? 

В этом случае подать жалобу в специальный орган может как сам пострадавший, так и его родитель, другой родственник, сосед, учитель или любое другое неравнодушное лицо.

Закон призывает граждан Российской Федерации проявлять неравнодушие и оказывать посильную помощь в выявлении неблагополучных семей.

Если гражданину стали известны факты нарушения прав детей, ему следует сообщить об этом либо в местную администрацию (отдел опеки), либо участковому уполномоченному полиции (или в само отделение).

При бездействии органов власти и администрации гражданин вправе обратиться в прокуратуру.

Если нарушение прав ребенка происходило вне семьи, то виновный может быть привлечен к административной или уголовной ответственности. Если права нарушались отцом или матерью, то они могут быть вначале ограничены в своих родительских правах, а потом и вовсе их лишены. В случае лишения прав единственного родителя, ребенок будет передан под опеку государства.

Принципы Декларации в Законодательстве России

Поскольку для России детство расценивается, как важнейший этап жизни человека, законодательная защита прав ребенка считается в нашей стране одной из наиболее актуальных проблем.

Права детей в России регулируются несколькими основными законами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Семейным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом об образовании;
  • Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • Законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации;
  • Законом о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который является основным актом о защите прав детей в России.  

Последний закон полностью основан на принципах Декларации о соблюдении прав и законных интересов ребенка, а также на конституции РФ. Он провозглашает в качестве приоритета подготовку детей к полноценной жизни в социуме, развитие их творческой активности и участия в общественно значимой деятельности, воспитание в них высоконравственных качеств, духа патриотизма. 

Закон гласит, что государство и общество должны обеспечить гарантию прав несовершеннолетних на всестороннее и полноценное развитие личности: 

  • государство устанавливает и законодательно закрепляет основные гарантии их прав и законных интересов;
  • определяет меры по защите прав детей во всех жизненно важных областях;
  • устанавливает запрет на ущемление их прав в различных социальных институтах;
  • накладывает запрет на информацию и пропаганду, несущие вред здоровью несовершеннолетних, их психическому и нравственному развитию;
  • подробно описывает механизм реализации защиты прав ребенка.

Таким образом, закон определяет и закрепляет возможность использования всех существующих мер и способов для обеспечения физического и духовного развития ребенка.

Adblock
detector