Жалобы

Временная регистрация и трудовое право

Временная регистрация и трудовое право Временная регистрация и трудовое право

Кто подлежит учету

Федеральный закон № 109-ФЗ ввел миграционный учет в 2007 г.

Одна из главных задач этого учета — сформировать полную, достоверную, оперативную информацию о перемещениях всех иностранных граждан (ИГ) по территории России.

Именно всех, в том числе лиц без гражданства, граждан стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕЭС), высококвалифицированных специалистов, различных послов, консулов и дипломатов.

То есть любой человек, у которого нет паспорта гражданина Российской Федерации, подлежит миграционному учету.

Что такое миграционный учет

  • Миграционный учет включает три направления:
  • 1) регистрацию ИГ по месту жительства или/и по месту пребывания, фиксацию иных необходимых сведений о них;
  • 2) обработку и анализ этих сведений;
  • 3) ведение государственной информационной системы миграционного учета.
  • Работодателей касается только первый пункт. И нам важно знать, что:
  • • постоянно проживающие, то есть получившие вид на жительство (ВНЖ), и временно проживающие, то есть имеющие разрешение на временное проживание (РВП), иностранцы регистрируются по месту жительства, а в случае нахождения вне места жительства — по месту пребывания;
  • • временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане регистрируются только по месту пребывания.

Миграционный учет имеет уведомительный характер. То есть иностранец сначала приезжает, а потом ставит об этом в известность миграционную службу.

Как происходит регистрация по месту жительства

Как только иностранный гражданин приобретет статус постоянно проживающего (получит ВНЖ) или временно проживающего (получит РВП), он должен в течение 7 рабочих дней зарегистрироваться по месту жительства. Для этого нужно заполнить специальное заявление, форма которого приведена в приложении № 2 к Приказу № 881.

Заявление следует лично отнести в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее — ГУВМ) по месту нахождения жилого помещения.

Именно отнести лично, потому что вместе с заявлением подается оригинал документа, удостоверяющего личность, оригинал и копия документов на право пользования жилым помещением, квитанция об уплате госпошлины (в настоящее время 350 руб.). Без этих документов заявление не примут.

Работник ГУВМ, проверив заявление, сразу проставляет отметку о регистрации в соответствующий документ (РВП или ВНЖ). Если РВП оформлено в виде штампа в паспорте, то и отметка о регистрации проставляется в паспорт. Если ИГ имеет статус беженца, то отметка проставляется в удостоверении беженца.

Если ИГ меняет место жительства (приобретает иное жилье), он обязан после приезда на новое место опять прийти в ГУВМ и подать новое заявление с полным набором указанных выше документов.

На этом его действия заканчиваются.

Территориальный орган ГУВМ по новому месту жительства теперь сам обязан извещать прежнее ГУВМ о регистрации иностранца по новому месту жительства, чтобы там его сняли с регистрационного учета.

Итак, если у иностранца есть ВНЖ или РВП, то у него должна быть и регистрация по месту жительства. Этой регистрацией занимается сам работник, а работодатель оказывает содействие миграционной службе, контролируя законность нахождения своего работника на территории Российской Федерации.

Как происходит регистрация по месту пребывания

Временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания. Имеющие ВНЖ или РВП тоже подлежат регистрации по месту пребывания, если по какой-то причине покинут место жительства на срок более 10 дней.

С момента прибытия на место пребывания нужно в течение 7 рабочих дней подать в территориальный орган ГУВМ специальное уведомление о прибытии. Форма уведомления утверждена Приказом № 881 (приложение № 3).

Памятка для заполнения уведомления есть на сайте МВД России[1].

Иностранный гражданин не может самостоятельно встать на учет по месту пребывания. Обязательно должен быть кто-то, кто его приютил, дал кров. И этот кто-то называется принимающей стороной, к которой и переходит инициатива: именно она должна позаботиться о том, чтобы зарегистрировать иностранца по месту пребывания.

  1. Но в любом правиле есть исключения:
  2. • если у иностранца в месте пребывания есть собственное жилье, то по адресу этого помещения ИГ может сам себя поставить на учет;
  3. • если есть уважительная причина (документально подтвержденная), по которой принимающая сторона не в состоянии направить в ГУВМ уведомление о прибытии иностранца, то уведомление может подать сам ИГ.

Изменения в законодательстве: кто теперь может выступать принимающей стороной

Итак, в общем случае уведомление заполняет и подает в ГУВМ принимающая сторона. Кто может быть принимающей стороной и что может служить местом пребывания для ИГ при постановке на учет?

8 июля 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, которым в Федеральный закон 109-ФЗ внесены изменения, уточняющие ответы на поставленные нами вопросы.

Местом пребывания теперь может быть:

• жилое помещение, в котором ИГ фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха);

• организация, если ИГ фактически проживает по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 4 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции).

Принимающей стороной может выступать (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ в новой редакции):

  • • физическое лицо (в том числе гражданин Российской Федерации и постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства), в квартире которого остановился и проживает ИГ;
  • • юридическое лицо (в том числе организация или ее филиал (представительство), орган государственной власти, орган местного самоуправления, международная организация или ее представительство в России), которое предоставило жилое или иное помещение для фактического проживания иностранному гражданину;
  • • организация, в которой ИГ осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;
  • • иностранный гражданин, относящийся к высококвалифицированным специалистам (только в отношении членов своей семьи).

Лично идти в ГУВМ с уведомлением о прибытии не обязательно. Можно отправить его по почте или через многофункциональный центр (МФЦ), но при этом уведомление нужно заполнить в двух экземплярах. Один экземпляр уйдет в ГУВМ, а другой организации обязаны хранить у себя в течение года — на случай «утери».

После приема уведомления вам возвращается отрывная часть бланка с отметкой, которая и служит подтверждением постановки ИГ на миграционный учет по месту пребывания.

Особенности заполнения уведомления о прибытии, если принимающая сторона — работодатель

Раздел об иностранном гражданине

Все сведения списываются с миграционной карты, патента и документа, удостоверяющего личность иностранца. Эти документы представляются работодателю в оригинале. Но забирать документы у иностранца нельзя, после заполнения уведомления о прибытии их нужно возвратить владельцу.

Сведения о принимающей стороне

Если принимающей стороной является организация, то в первых строках указываются сведения о лице, ответственном за миграционный учет в организации (фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, адрес места жительства).

Все сведения организация заверяет печатью (если она есть).

Место пребывания

В качестве места пребывания теперь указываем фактический адрес проживания иностранца. Организацию можно указывать только в том случае, если иностранный гражданин проживает по адресу организации или в помещении, принадлежащем организации, но которое не имеет адреса (сарай, временные бараки, склады и т. п.).

Продолжительность пребывания

Этот срок определяет сама принимающая сторона. Но нужно учесть, что этот срок не может выходить за рамки действия визы для визовых иностранцев. Что же касается безвизовых иностранцев, то их регистрируют по месту пребывания не более чем на 90 суток или на срок действия патента.

 

[1] https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/осуществлениемиграционного-учета.

А. Н. Славинская, специалист по кадрам, преподаватель по кадровому делопроизводству УЦ «Эксперт»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 8, 2018.

Работа по временной регистрации: взаимодействие с Центром занятости, права трудящихся

Для того чтобы государство могло наиболее качественно оказывать различные услуги своим гражданам, в том числе когда последние перемещаются по территории государства, создан институт временной регистрации.

Постоянная и временная регистрации были введены в 1993 году вместе с принятием Закона Российской Федерации, позволяющего гражданам РФ свободно передвигаться по территории государства и выбирать себе место жительства. Именно тогда понятие «прописка» было ликвидировано как юридическая категория, а ей на смену пришли термины постоянной и временной регистрации.

В соответствии с положениями этого закона граждане РФ, у которых оформлена временная регистрация по месту пребывания, в своих правах и обязанностях приравнены к лицам, обладающим постоянной регистрацией.

Однако в сфере трудовых правоотношений временная регистрация нередко является помехой для качественного трудоустройства, хотя дискриминация на основании наличия постоянной или временной регистрации является незаконной. Какими правами в сфере трудовых правоотношений обладает гражданин РФ с временной регистрацией, и каким образом такие права регулируются?

Право на труд и его законодательная защита

С точки зрения действующего на территории Российской Федерации законодательства, все граждане государства, достигшие возраста совершеннолетия, имеют право на труд. При этом какая-либо дискриминация в отношении таких людей не допускается.

Условие отсутствия какой-либо дискриминации в отношении граждан Российской Федерации при осуществлении ими своей непосредственной трудовой обязанности прямо продиктована в статье 37 Конституции Российской Федерации, выступающей в качестве основного гаранта достойных прав человека и гражданина.

Временная регистрация и трудовое право

Право на труд для всех граждан РФ, которые такое право хотят реализовать, гарантировано также и в рамках статьи 12 Трудового Кодекса РФ.

Оба указанных нормативных акта говорят о том, что осуществление дискриминационных мероприятий в отношении граждан РФ, у которых по каким-то причинам оформлена временная регистрация, является недопустимым. Об этом, в частности, прямо указано в статье 64 Трудового Кодекса.

Читайте также:  Как завещать квартиру одному из детей

На основании вышесказанного можно отметить, что любой работодатель, который отказывает в приеме подходящему по деловым характеристикам человеку на основании отсутствия у него постоянной регистрации, а также какой-либо прописки вообще, поступает неправомерно, а такой отказ может быть обжалован в суде соответствующей инстанции как ущемление предусмотренного конституционным законодательством права человека и гражданина.

Временная регистрация и взаимодействие с Центром занятости

При рассмотрении вопроса о реализации своего права на труд, которое предусмотрено для гражданина РФ Конституцией Российской Федерации, нередко встает вопрос о том, как быть безработным гражданам государства.

Вопросами помощи в плане подбора возможных мест трудоустройства для безработных граждан на сегодняшний день занимаются Центры занятости населения – государственные учреждения, созданные по всей территории Российской Федерации и реализующие в своей деятельности положения Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Центры занятости населения обязаны оказывать помощь обратившимся к ним гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, если таковые не имеют постоянной работы по каким-либо причинам.

Для граждан Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Центры занятости предоставляют ряд услуг, воспользоваться которыми можно как по месту постоянного проживания, так и по месту временного пребывания (ограничения, формируемые сотрудниками таких учреждений, кроме специально установленных действующим законодательством, в этом случае будут считаться незаконными).

В частности, гражданин Российской Федерации с временной регистрацией имеет право:

  • на всестороннюю помощь в подборе возможных вариантов трудоустройства на основании его образования, квалификации и последних мест работы по той или иной специальности;
  • на переобучение (при необходимости) для изменения полученной специальности или повышения или изменения имеющейся квалификации у человека;
  • на прохождение медицинского обследования по направлению Центра занятости для установления фактического состояния здоровья.

В соответствии с законодательством в сфере занятости населения на сегодняшний день в отношении граждан РФ, вставших на учет по месту временной, а не постоянной регистрации, накладывается только одно ограничение: они не смогут получать пособие по безработице, так как оно выплачивается только тем гражданам РФ, которые встают на учет по месту своего постоянного проживания.

В остальном ограничения или отказы в постановке на учет как безработного лица будут считаться полностью недействительными, а действия сотрудников Центров занятости – неправомерными и могут быть оспорены в суде.

Права гражданина при трудоустройстве в контексте наличия постоянной и временной регистрации

Как уже говорилось выше, никакая дискриминация, которая осуществляется на основании наличия постоянной регистрации, не является допустимой. Единственным исключением из этого правила считается прием на работу граждан Российской Федерации, если их деятельность будет прямо или косвенно касаться защиты безопасности государства.

Принять на работу человека с действующей постоянной или временной регистрацией для соответствующих государственных органов будет более приоритетным, нежели взять человека, который нарушает действующее регистрационное законодательство и не имеет ни постоянной, ни временной прописки.

В таком случае проводимая дискриминация может быть оправдана, но только с позиций необходимости защиты интересов государства (потому что человек, не обладающий ни постоянной, ни временной регистрацией, может очень легко скрыться, получив какие-либо важные сведения, разглашение которых может стать угрозой для государства и его безопасности).

В остальных случаях отказ в приеме на работу лица без постоянной или временной регистрации, если такое лицо обладает гражданством Российской Федерации, будет считаться неправомерным.

Риски для работника и работодателя

Временная регистрация при приеме на работу грозит определенными рисками как для работника, который пытается трудоустроиться, так и для его потенциального работодателя.

Если говорить о работнике, то для него ключевым риском при наличии временной регистрации или при отсутствии любого вида прописки может стать отказ в приеме на работу даже в том случае, если по своим профессиональным и деловым качествам он полностью соответствует тем требованиям, которые установлены работодателем в объявлении о наличии открытой вакансии.

В том случае, если риск отказа в приеме на работу все же был реализован, гражданин Российской Федерации, пострадавший от такого немотивированного отказа, вправе обратиться в суд для оспаривания решения работодателя.

Временная регистрация и трудовое право

Отсюда появляется второй существенный риск – длительное затягивание судебного процесса, осуществляемое по инициативе потенциального работодателя, в результате чего истец может упустить время для трудоустройства в другую организацию, которая может его принять даже при полном отсутствии регистрации. Кроме того, суд, вынеся решение в пользу истца, не сможет дать гарантий того, что в последующем проигравший суд потенциальный работодатель не построит свое взаимодействие с работником таким образом, что работнику придется уволиться по собственному желанию.

Если речь идет о работодателе, то для него риски отказа в приеме на работу лицу с временной регистрацией или без таковой вовсе выглядят следующим образом:

  • судебные разбирательства с потенциальным работником, которому было отказано;
  • проверки по факту нарушения действующего трудового законодательства, осуществляемые Государственной инспекцией по труду;
  • наложение в случае выявления действительных нарушений действующего трудового законодательства существенных штрафов в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях.

Что грозит работодателю за отказ в приеме на работу?

Если говорить о конкретных размерах штрафных санкций, которые могут быть наложены на потенциального работодателя за отказ в приеме на работу человека с временной регистрацией или без прописки вообще, то, как уже говорилось выше, накладываются они в соответствии с положениями КоАП РФ, а именно в соответствии с положениями статьи 5.27.

На основании статьи 5.27 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве работодателя, за первичное нарушение накладывается штраф в диапазоне от одной до пяти тысяч рублей.

В том случае, если нарушение повторится, то размер штрафа увеличится вдвое.

Если речь идет о юридическом лице, то для него размер штрафа составляет от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (за первичное нарушение) и до ста тысяч рублей, если нарушение будет выявлено повторно.

В том случае, если руководитель организации уклоняется от исполнения решения суда по трудоустройству гражданина РФ с временной регистрацией, то в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по соответствующей статье.

Если же человек взят на работу без какой-либо регистрации, миграционные органы могут обязать работодателя оформить своему сотруднику временную регистрацию по месту пребывания. Однако такое оформление для регистрируемых граждан РФ является абсолютно бесплатным, в результате чего никакой финансовой нагрузки на юридическое лицо не будет.

Временная регистрация или полное ее отсутствие не является препятствием для реализации гражданином Российской Федерации его права на труд, предусмотренного Конституцией Российской Федерации.

В том случае, если это право ущемляется по причине наличия только временной регистрации или полного отсутствия прописки, такое ущемление может быть обжаловано в суде с помощью специального искового заявления.

Можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации

Работа большинства хозяйствующих субъектов требует приема на предприятие трудовым соглашениям наемных сотрудников. Заключая данные договора, каждая из сторон этих взаимоотношений должна назвать себя путем фиксации своего наименования, месторасположения и основных реквизитов. Однако у кадровика порой возникает вопрос, можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации.

Особенности устройства на работу без прописки

Рассмотрим подробнее можно ли принять на работу без прописки и регистрации сотрудников.

Что говорит закон

Временная регистрация и трудовое правоПоложения нормативных актов устанавливает, что у человека существует право на труд. При этом применение каких либо ограничений, в том числе и наличие регистрации по строго установленному месту, в отношении данного права ведет к дискриминации данного человека. А трудовое законодательство определяет запрет на установление каких либо видов дискриминации при приеме на работу сотрудников.

В связи с этим работодатель может принять на работу сотрудника даже если у него отсутствует постоянная или временная прописка. Нормы права на вопрос можно ли работать без регистрации гражданину рф не запрещают это делать.

Работодатели часто отказываются от такого приема из-за того, что с таким человеком при необходимости будет очень трудно связаться. Ему нельзя будет как в обычных ситуациях отправить письмо на домашний адрес. Поэтому в отношении данного работника процедура уведомления усложняется.

Важно! Однако, если руководство компании откажет кандидату на вакансию по причине отсутствия у него регистрации, оно может быть привлечено к соответствующей ответственности.

Данное правило действует и в ситуации, когда у работника закончилась регистрация, а он ее не спешит продлевать. Работодатель не имеет право требовать этого, а тем более расторгнуть трудовое соглашение по причине окончания прописки.

Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов

Нормы предусматривают обязанность граждан России проходить процедуру регистрации, если они проживают по данному месту более 90 дней.

Постановка на регистрационный учет не требует затрат. Однако, она влечет сообщение контролирующим органам, где этот человек проживает, а это может привести к огласке договоров найма помещения.

Многие лица, которые сдают в настоящее время жилье другим, пытаются утаить данный доход от налогообложения, поэтому они предпочитают официально не показывать. Поэтому и работники остаются часто без временной регистрации.

Внимание! Тем не менее нормы права требуют от этих лиц, чтобы они проходили хотя бы процедуру временной регистрации. В противном случае к данным лицам могут применяться меры административного воздействия в виде штрафа. Данное правило распространяется на трудовых мигрантов.

Читайте также:  Срок давности по исполнительному производству судебных приставов

https://www.youtube.com/watch?v=a97kUItBg9g\u0026pp=ygVI0JLRgNC10LzQtdC90L3QsNGPINGA0LXQs9C40YHRgtGA0LDRhtC40Y8g0Lgg0YLRgNGD0LTQvtCy0L7QtSDQv9GA0LDQstC-

До июля 2018 года такие лица могли проходить регистрацию по месту нахождения своего работодателя. Однако, новые нормы, вступившие в силу в прошлом году, требуют, чтобы мигранты проходили постановку на учет по месту своего фактического проживания. Это они должны сделать, как только старая их регистрация закончиться.

Когда наличие прописки – обязательное условие?

Временная регистрация и трудовое право

Также требование об обязательном наличии прописки действует на иностранных граждан. Если он хочет осуществлять трудовую деятельность на территории России, он обязан получить разрешающий документ на это. Если такое разрешение не оформлено, то работодатель имеет право отказать в приеме на работу.

Не требуется проверять прописку иностранца в следующих случаях:

  • Если на работу устраивается иностранец, у которого оформлен вид на жительство;
  • При приеме на работу граждан из ЕАЭС.

Трудоустройство с временной регистрацией по месту жительства

Когда гражданин приезжает в другой регион для заработка, он обычно меньше всего задумывается о необходимости иметь временную регистрацию. Однако работодатели очень часто предъявляют такое требование к своим соискателям. И не все понимают законность данного требования.

На самом деле предъявлять такое требование к работнику уже незаконно. В ТК РФ указан перечень документов, которые необходимо предоставить при оформлении на работу. Этот перечень является закрытым — работодатели могут его сократить, но не имеют права расширять собственными документами. В текущий вариант этого списка не входит документов, подтверждающих временную регистрацию.

Точно такой же позиции придерживается и Верховный суд, который указал судам иных видов обратить внимание на то, что отказ работодателя трудоустроить из-за отсутствия регистрации является незаконным. Такое требование со стороны работодателя нарушает право на свободу передвижения и выбор места проживания.

Внимание! При этом самим работникам необходимо помнить, что закон требует проводить временную регистрацию в случае, если пребывание в другом городе либо регионе превышает 90 дней. За нарушение указанного пункта может накладываться административная ответственность.

Информация о том, что нельзя устроиться на работу в случае отсутствия регистрации в регионе работы, основывается на трудовом законодательстве СССР. Там действительно было такое ограничение.

В настоящее время законодательство СССР не действует, а в ТК РФ и иных нормативных документах не содержится данного требования. Поэтому можно ли принять на работу в организацию человека без прописки, руководство не должно устанавливать данное ограничение.

При этом законодательство запрещает устанавливать какие-либо ограничения исходя из места жительства работника.

Так, администрация обязана заключить трудовое соглашение с любым желающим, если он соответствует предъявляемым деловым качествам, не учитывая сведения о прописке либо регистрации.

Также нет никаких штрафов за то, что на работу будет принят сотрудник без местной прописки либо регистрации.

Важно! Если работодатель отказывает в оформлении по данной причине, то он нарушает Конституцию РФ, ТК Российской Федерации, и федеральные законы. Если такой факт будет выявлен, то компания может быть привлечена к ответственности.

При вопросе как устроиться на работу без прописки это лицо должно понимать, что сделать это можно, но у него могут возникнуть проблемы с административным законодательством.

КОАП предусматривает наказание в случае, если гражданин игнорирует требование закона о наличии в любом месте постоянной либо временной регистрации. Если страница паспорта, где должен стоять соответствующий штамп пуста, то на нарушителя может накладываться штраф до 5000 рублей.

Работодатель не имеет право отказать соискателю в приеме на работу по причине того, что у него нет прописки. Однако, поскольку у работника отсутствует один из обязательных «реквизитов» — адрес, он должен сообщить об этом факте в УФМС. Работники данной службы в этой ситуации найдут нарушителя и наложат штраф.

Для работодателя

Закон запрещает работодателю отказывать в заключении трудового соглашения с соискателем, если последний удовлетворяет предъявляемым к должности требованиям, но у него нет местной прописки либо регистрации. Поэтому, в случае отказа к нему может быть применено административное наказание.

Также в законе нет каких-либо запретов на оформление работника, у которого нет прописки. Работодатель не несет какой-либо ответственности, поскольку на него не возлагается обязанность следить — есть ли у работника временная регистрация.

Однако, если у сотрудника нет какого-либо постоянного адреса, организация может столкнуться с невозможностью отравить ему какой-либо письменный запрос или уведомление — к примеру, о сокращении, либо о необходимости получить трудовую книжку и т. д.

Данное правило не касается трудоустройства иностранцев. Работодатель при приеме на работу такого лица обязан требовать предоставления документа, подтверждающего легальность нахождения данного человека на территории России.

Внимание! В случае, если будет допущен прием на работу иностранца без обязательной регистрации, то на такого работодателя будет наложен административный штраф согласно КОАП размером до 1 млн. рублей.

При этом если иностранец не предоставляет документ, то ему можно легально отказать в оформлении на работу по причине непредоставления обязательного пакета документов.

Выводы

В настоящее время регистрация (постоянная либо временная) имеет большое значение. Работники, переезжая в другую местность, должны понимать, что за ними закрепляется обязанность при длительном пребывании на данной территории встать на регистрационный учет.

Администрация должна положительно отвечать на вопрос можно ли работать в компании без прописки, поскольку трудовое законодательство не предусматривает данного требования. Если работодатель попытается применить к работнику административные меры из-за отсутствия прописки, он понесет наказание в соответствии с законом.

Временная регистрация при устройстве на работу — Юридическая консультация

В силу положений норм ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

Тонкости продления временной регистрации

  • справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

При заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформляется).

В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Право на лечение в Москве с временной регистрацией

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).

Вышеуказанный список документов для поступления на работу является исчерпывающим. Работодатель может его сократить — как правило, хватает трудовой книжки, паспорта и страхового свидетельства.

Но дополнять данный список документов работодатель не имеет права.

Поэтому требование к соискателю о наличии временной или постоянной регистрации является незаконным ограничением трудовых прав гражданина, о чем прямо указано в ст. 64 ТК РФ.

Сказали спасибо:

Регистрация по месту пребывания

Что такое «место пребывания»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

Читайте также:  Сколько может длиться командировка по закону

№ 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию»место пребывания» относятся: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Статьей 5 Закона № 5242-I установлено, что регистрация по месту пребывания должна быть произведена не позднее 90 дней с момента прибытия гражданина в жилое помещение.

Интересно, что ранее этот срок равнялся лишь 10 дням и был увеличен в связи с тем, что данная норма для граждан России выглядела дискриминационной по сравнению с положением иностранных граждан ряда стран, получивших право на 90-дневное пребывание без регистрации раньше граждан РФ.

При изучении данной нормы необходимо обратить внимание, что установленный срок исчисляется с момента прибытия гражданина в жилое помещение.

То есть, если гражданин каждые 89 дней уезжает к себе по месту жительства, а затем возвращается, то обязанности регистрации по месту пребывания не возникает. Проконтролировать же факт того, что гражданин выезжал по месту жительства практически невозможно.

Этим законодательным пробелом успешно пользуются граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности оформлять официальную регистрацию по месту пребывания.

Законодательство не содержит никакой нормы, обязывающей граждан хранить и предъявлять билеты, по которым они выезжали на место жительства. Более того, гражданин имеет право поехать домой на машине, а то и пойти пешком – в этих случаях никаких билетов и быть не может.

Регистрация по месту пребывания в гостиницах и санаториях

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

№ 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность. Проблем с регистрацией в гостиницах и подобных учреждениях обычно не возникает, поскольку их администрация, как правило, не возражает против регистрации постояльцев в установленном порядке.

Однако, потенциальные споры по этому вопросу могут возникать в мини-гостиницах или новых учреждениях гостиничного типа, а также хостелах.

Если первые могут не знать о своих обязанностях по регистрации постояльцев или не иметь ресурсов для организации оформления регистрации, то у хостелов проблемы могут возникать и по причине большого количества регистрируемых граждан на одной площади. Так, постановлением шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2011 г.

№ 16АП-1554/11 было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 апреля 2011 года по делу № А63-1060/2011, которым были удовлетворены индивидуального предпринимателя Сопильняк Е.А.

о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю по отказу в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства. Мотивом такого отказа являлось установление УФМС факта того, что в жилом помещении общей площадью 43,90 кв. м. было зарегистрировано более ста человек.

Предпринимателю было отказано в регистрации граждан по месту пребывания, месту жительства по указанному адресу по причине ограниченности жилого помещения, поскольку регистрируемые граждане не имеют возможности фактического проживания по месту жительства, месту пребывания в данном помещении. Тем не менее, суд признал отказ в регистрации граждан со стороны УФМС незаконным, поскольку ограничения в размере площади помещения при регистрации граждан законодательством не установлены.

Регистрация по месту пребывания в жилых помещениях

Еще большие трудности при оформлении регистрации по месту пребывания возникают у добросовестных арендаторов жилых помещений, арендующих таковые у частных лиц. Проблема состоит в том, что для оформления регистрации гражданин должен предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

С последним пунктом обычно возникают затруднения.

Собственники жилых помещений в абсолютном большинстве категорически отказывают своим арендаторам в предоставлении согласия на регистрацию, а без такого согласия получить регистрацию невозможно.

При этом арендаторы не обращаются в судебные органы, поскольку находятся в зависимости от арендодателя и опасаются, что конфликт с высокой степенью вероятности может привести к их выселению.

По результатам нашего опроса 22% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по причине невозможности получения согласия собственника жилья, в котором они проживают. 

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства. Узнать больше

Следует отметить, что сложившаяся судебная практика обычно не признает права арендаторов (нанимателей) на получение регистрации по месту жительства, указывая на то, что жилым помещением они пользуются на основании договоров аренды (найма), заключенных на определенный срок.

Так, определением Свердловского областного суда от 12 января 2012 года по делу № 33-102/2012 было указано, что в удовлетворении требования о признании права на постоянную регистрацию по месту жительства отказано правомерно, так как истец проживает в частном жилищном фонде на основании договора коммерческого найма, ввиду чего имеет право только на временную регистрацию, так как жилое помещение является для него местом не постоянного проживания, а местом пребывания.

Однако, имеется и положительная судебная практика, поддерживающая правовую позицию о том, что подписание собственником договора аренды означает и его согласие на регистрацию арендатора по месту жительства или пребывания.

Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в решении ВС РФ от 27 августа 2003 г. № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г.

№ КАС 03-489, а также в апелляционном определении Курского областного суда от 27.09.2012 г. по делу № 33-2255-2012.

Регистрация по месту пребывания по почте и через Интернет

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

№ 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

При этом было предусмотрено, что собственник или наниматель жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, имеет право подать заявление в произвольной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина.

Однако на практике с применением этой нормы практически сразу же возникли затруднения. При принятии этой поправки она преподносилась, как огромное достижение в упрощении регистрационного учета граждан. Действительно, в первое время граждан регистрировали по месту пребывания по почте и через Интернет.

Практически сразу чрезмерно мнительные собственники жилья запаниковали и стали направлять в ФМС России требования запретить такую регистрацию, поскольку они боятся, что к ним в квартиру зарегистрируются посторонние лица без их ведома.

Разъяснения о том, что регистрация не предоставляет каких-либо прав на жилье результата не возымели и ФМС России под влиянием собственников жилья запретила регистрацию по месту пребывания без личной явки регистрируемого лица и предоставления согласия собственника жилья, чем фактически уничтожила созданный удобный сервис, пойдя на поводу невежественных представлений части граждан. Попытки обращения в судебные органы ни к чему не привели. Так, апелляционным определением Московского городского суда от 30 октября 2012 года по делу № 11-24676 было указано, что в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что в регистрации истцу отказано не было, и не установлено фактов нарушения прав истца. В данном случае истец настаивал на своем праве зарегистрироваться по месту пребывания через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, суд пришел к выводу, что личная явка гражданина и предоставление паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение, содержащих подписи заявителя и лица, предоставляющего жилое помещение являются обязательным.

Также, следует отметить, что регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с собственниками или нанимателями. При этом регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Adblock
detector