Жалобы

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

В отношении оборота угодий сельскохозяйственного значения фонд перераспределения земель имеет важное значение.

При его образовании особая роль принадлежала колхозам и совхозам, а также фермерским, крестьянским и личным подсобным хозяйствам. Такая возможность была предоставлена благодаря закону РСФСР «О земельной реформе» № 374.1.

Процесс продолжился за счет принятия Земельного кодекса, а также закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.

Понятие

Фондом называется государственная структура, представляющая собой базу, где указываются точные кадастровые и регистрационные данные. Ему посвящена статья 80 Земельного кодекса РФ.

Законом предусматриваются определенные основания изъятия наделов в активы, а также другие способы формирования фонда.

Главная задача этой структуры заключается в сохранении и реорганизации земель сельхозназначения.

Законом не установлен порядок, который обязывает сообщать весь состав фонда.

Кроме того, государственные и муниципальные власти могут не предоставлять точные границы и местонахождение наделов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Уполномоченные структуры должны распоряжаться соответствующими активами, так же, как и периодически проводить инвентаризацию, обновлять имеющиеся данные.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Преимущества реформы

На практике образование фонда перераспределения земель приобрело важное значение. Это показала статистика. Главная цель реформы заключалась в формировании фермерского и крестьянского хозяйства путем массового выхода владельцев долей земли из общей собственности на отдельные участки посредством выдела их в натуре.

С начала 1995 года регистрацию собственности на надел земли прошли почти 300 хозяйств. Из них приблизительно треть была образована на бывших территориях колхозов и совхозов.

Но порядка двух третей участков выделены из фонда перераспределения земель. В то же время с начала действия реформы люди стали создавать огороднические, дачные, садоводческие товарищества и иные объединения.

К середине 2000-х годов их было уже свыше восьмидесяти тысяч.

Источники создания

Когда Земельный кодекс еще не вступил в действие, формирование фонда перераспределения земель выполнялось согласно постановлению Президиума ВС РСФСР и Совета Министров №891-1. В соответствии с этим актом примерно 10 % земель было изъято из колхозов и совхозов для внесения в фонд. Из него планировалось обеспечить наделами для кошения сена и иных нужд крестьянские хозяйства.

Другим источником стали излишки наделов, которые появились в результате образования общей собственности при приватизации территорий колхозов и совхозов и их реорганизации. Регистрация прав должна была закончиться до 1993 года.

Еще одним источником образования фонда перераспределения сельскохозяйственных земель стали лесные наделы, которые не были заняты насаждениями, а также запасные территории.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Приватизация

С этой целью в рамках районов, а также в самих совхозах и колхозах образовывались соответствующие комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации и приватизации хозяйств.

В коллективе нужно было решить следующие вопросы:

  1. О форме собственности.
  2. О правилах написания заявления для получения участка, а также выкупа или аренды земли сверх установленной нормы. Должны определяться субъекты, которые могли бы получить наделы бесплатно.
  3. Об определении всей площади, относящейся к общей собственности.

Норма земли, которая предоставляется в среднем по району, определялась путем деления всей площади сельхозпредприятий на число граждан, задействованных в сельском хозяйстве, а также тех, кто ранее занимался соответствующей деятельностью.

К последним относились пенсионеры, сотрудники социальной области и иные граждане. Местные власти вправе самостоятельно подбирать дифференцированную норму передачи наделов в собственность на безвозмездной основе, так как это зависит от плотности населения в тех или иных районах.

В связи с этим нормы значительно отличались.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Прекращение прав

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Изменение законодательства

Правовой режим сменился в связи со вступлением в силу нового Земельного кодекса, так же, как и закона № 101-ФЗ. Изначально предлагалось 3 способа назначения фонда перераспределения земли. Об этом говорится в п. 2 ст. 80, а именно:

  • добровольного отказа;
  • передачи участка в пользу государства, если отсутствуют наследники;
  • изъятия в принудительном порядке в случаях, предусмотренных законом.

Затем ст. 80 ЗК РФ была дополнена указанием о включении в фонд территорий на основании Указа президента № 323 от 1991 г.

https://www.youtube.com/watch?v=nMlaKBIL9hk\u0026pp=ygWmAdCS0YHRjyDQstCw0LbQvdCw0Y8g0LjQvdGE0L7RgNC80LDRhtC40Y8g0L4g0YTQvtC90LTQtSDQv9C10YDQtdGA0LDRgdC_0YDQtdC00LXQu9C10L3QuNGPINC30LXQvNC10LvRjCDRgdC10LvRjNGB0LrQvtGF0L7Qt9GP0LnRgdGC0LLQtdC90L3QvtCz0L4g0L3QsNC30L3QsNGH0LXQvdC40Y8%3D

Многие специалисты сходятся во мнении о том, что новая редакция должна быть уточнена. Начало образования фонда связано с исполнением актов о земельной реформе. В то же время большая часть участков не коснулась приватизации.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Как обстоит дело сегодня?

В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:

  1. Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
  2. Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
  3. Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
  4. Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.

Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Режим

Государственная собственность не разграничивается фондом. Распоряжение и управление землями запаса реализуется местными властями. Наделы можно сдавать в аренду, передавать в собственность (на платной или бесплатной основе) юридическим и физическим лицам в определенных случаях.

Власти в регионах могут самостоятельно устанавливать границы земель сельхозназначения, передавать местным властям те или иные полномочия в области земельных правоотношений. Также они вправе устанавливать:

  • частных лиц, которые имеют право на наделы фонда;
  • список передаваемых в собственность или аренду земель;
  • размеры участков;
  • площадь фонда в рамках муниципального образования;
  • условия предоставления наделов, которые находятся в муниципальной собственности;
  • правила внесения предложений относительно фонда.

Применение земли

В статье 78 Земельного кодекса указан порядок права пользования землей, которые выделяются из соответствующего фонда. Наделы, которые выпали из оборота временно, передаются:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • образования полос насаждений для защиты;
  • реализации мероприятий учебного, научно-исследовательского и иного характера;
  • ловли рыбы;
  • нужд сельского хозяйства на период сооружения линий электропередач, дорог или прокладки труб;
  • охоты.

Субъекты

Наделы могут получить следующие лица:

  • товарищества и объединения для ведения хозяйства, физические лица;
  • МУП и ГУП;
  • кооперативы производственные и потребительские;
  • предприятия коммерческого и некоммерческого назначения;
  • религиозные организации;
  • учебные, производственные, опытные подразделения, занимающиеся подготовкой кадрового состава;
  • общины северных сибирских и дальневосточных народов;
  • общества казаков.

Чтобы получить землю, следует обратиться в местные власти, которые занимаются нормативным регулированием в области земельных правоотношений.

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Информация о земле

Согласно ст. 80 Земельного кодекса соответствующие сведения указываются в источниках с открытым доступом. Местные власти извещают всех лиц, заинтересованных в вопросе, а также публикуют информацию о землях, которые поступают в фонд.

Общины, объединения, граждане, иные лица, предусмотренные законодательством, могут обратиться к местным властям с заявлением о передачи надела в безвозмездное пользование. Хозяйства и предприятия могут обратиться с заявлением о покупке дополнительных участков. Вопрос о том, сколько стоит земля, власти решают, исходя из ее рыночной стоимости.

Проект

Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:

  1. Предварительные работы.
  2. Разработка.
  3. Согласование.
  4. Утверждение.
  5. Образование землеустроительного дела.
  6. Передача заказчику с направлением копии в госорганы.

Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.

Что еще нужно знать?

Местные власти, уполномоченные заниматься данным вопросом, должны не только предоставлять данные о наличии или отсутствии наделов в фонде, но и предъявлять информацию о том, сколько стоит земля, полное описание того или иного участка. Решение о выделении надела принимается в индивидуальном порядке. Местные власти вправе запрашивать обоснование выдела земли у заявителей.

Читайте также:  Как вернуть невозвратные билеты на самолет

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Заключение

В фонд включаются земли сельскохозяйственного назначения, которые применяются для последующего развития. Источники формирования фонда в разное время отличались.

Так или иначе, при образовании новых угодий и упорядочения применения прежних, а также передачи наделов в собственность и пользование предусмотрен определенный порядок.

Например, предварительный проект при образовании надела согласуют с местными властями и собственниками территории, а передача участков может осуществляться только в пользу лиц, указанных в законе.

Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться

До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2023 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены. При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.

В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.

Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов

Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:

  • сдавать арендованный участок в субаренду;
  • передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
  • передавать арендные права в залог;
  • вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
  • использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.

Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу.

Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.

Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).

Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов

В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов.

В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.

Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).

Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.

Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.

Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов

Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.

Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года

Будете по-новому определять земельные доли

С 1 марта 2023 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.

Фонд перераспределения земель

фонд, создаваемый в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, образования и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, формирующийся за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые поступают в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Правовой статус земель сельскохозяйственного назначения Замечание 1 Режим земель сельскохозяйственного…, вопросы их использования, фонд перераспределения земель и т.д….

Применяется в отношении земель, которые истощены, деградировали….Представляют собой составную часть земельного фонда России, который имеет специфическое целевое назначение…Категории земель.

  • Автор Анна Михайловна Самсонова
  • Источник Справочник
  • Категория Право и юриспруденция

Статья от экспертов

Объектами государственного мониторинга являются все земли Российской Федерации. Мониторинг земель проводится для определения количественных и качественных процессов, оказывающих влияние на их состояние. Основную долю земель в Иркутской области составляют земли лесного фонда (89,48%).

Рассматривая результаты мониторинга земель разных категорий в количественных характеристиках, наблюдается их постоянное изменение.

На основе эмпирических методов исследования земель Иркутской области выяснилось, что в последние годы ускорился процесс перераспределения все больше земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения переводятся в земли населенных пунктов (вблизи городов земли выделяются под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство). С 2016 года собственники земельных участков столкнулись с выявившимися противоречиями в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В результате чего перераспределени…

Автор(ы)

Богомолова Евгения ЮрьевнаМолокова Дарья Михайловна

Бутаков Кирилл Дмитриевич

Источник Economic Consultant

Creative Commons

Научный журнал

;
водный фонд;
земли запаса….Земли лесного фонда России используются как средство производства в лесном хозяйстве….

Принадлежность тех или иных земель к лесному фонду или сельскохозяйственным угодьям, особо охраняемым…

приложить землеустроительную, градостроительную и иную документацию, связанную с использованием, охраной и перераспределениемземель.

  1. Автор марина николаевна калугина
  2. Источник Справочник
  3. Категория Право и юриспруденция

Статья от экспертов

Установлено, что с правовой точки зрения фермерское землепользование состоит из четырех частей. Первая земля, закрепленная в собственность. Вторая земля, ошибочно выделенная из фонда перераспределения земель на правах постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Третья земля, арендуемая из фонда перераспределения земель.

Четвертая земля, арендуемая у частных лиц (владельцы земельных долей из числа бывших и нынешних работников сельскохозяйственного предприятия или работников социальной сферы на селе). За 2001-2013гг. общая площадь землепользования возросла в среднем в 1,26 раза.

Удельный вес земель за этот же период из первой группы сократился в 1,1 раза, второй в 1,76 раза, третьей в 1,41 раза.

Автор(ы) Сазонова Д.Д.

Источник Международный научно-исследовательский журнал

Creative Commons

Научный журнал

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Статья 80. Фонд перераспределения земель

СТ 80 ЗК РФ

1.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда.

Читайте также:  Обзор способов получить загранпаспорт срочно как можно сделать документ в кратчайшие сроки

Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п.

10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

РГ. 1992. 24 сент. N 211.

В соответствии с п. 11 ст.

3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

В целом цели создания фонда перераспределения земель охватывают основные виды деятельности в области сельского хозяйства, что позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям приобретать включенные в фонд земельные участки для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем правовой режим земель фонда позволяет также предоставлять включенные в него земельные участки гражданам для личных нужд (сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства).

Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что подтверждается отсутствием законодательно установленных особенностей предоставления заинтересованным лицам земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель.

Как видно из п. 2 комментируемой статьи, в фонд могут поступать только те земельные участки, которые приобретены Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на праве собственности.

Так, например, согласно п. 14 ст.

6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок сельскохозяйственного назначения, изъятый в связи с его ненадлежащим использованием, может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность в случае, если публичные торги по продаже этого земельного участка признаны несостоявшимися. Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В соответствии с п. 1.1 ст. 19 ЗК РФ предусматривается, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества.

Одними из целей включения земельных участков в фонд перераспределения земель наряду с обеспечением земельными участками лиц, заинтересованных в их использовании по целевому назначению, являются также сохранение этих земельных участков и недопущение изменения их разрешенного использования и перевода в земли иных категорий вопреки интересам сельского хозяйства.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения.

Однако ни ЗК РФ, ни другие федеральные законы не содержат порядка опубликования сведений о земельных участках, включенных в фонд перераспределения земель, а также не определяют состав таких сведений. При этом следует отметить, что ранее п.

16 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г.

N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусматривалась обязанность Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР систематически готовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения, публиковать их, организовать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства.

Вместе с тем, согласно подп. «в» п.

2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 322 , в качестве дополнительных сведений для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами в орган регистрации прав могут предоставляться сведения о земельных участках, свободных от прав третьих лиц, на которых отсутствуют объекты капитального строительства.
———————————

СЗ РФ. 2016. N 17. Ст. 2417.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» публичные кадастровые карты предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

1.

Фонд перераспределения земель — это земли, оставшиеся после бесплатной передачи в прошлом столетии земель коллективам колхозов, совхозов в целях организации других сельскохозяйственных предприятий (КФХ, СНТ, ОНТ, для сенокоса, выпаса скота и др.).

2.

Сейчас создан единый фонд перераспределения резервных земель, которые образуются из выморочных, отказных наследственных земельных участков (см. комментарий к ст. 53 ЗК), принудительно изъятых в результате конфискации, реквизиции, ненадлежащего использования (подробнее см. комментарий к ст. ст. 49 — 51, 54 ЗК; ст. ст. 3, 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель; ст. ст. 284 — 287 ГК) либо путем выкупа (ст. ст. 279 — 282 ГК), дарения или завещания государству. Созданы также фонды: для предоставления казачьим обществам, для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и др.

3. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными. Это позволяет гражданам и юридическим лицам обращаться с заявлениями к органам местного самоуправления о передаче им в аренду, о предоставлении в собственность указанных земель на основе норм, установленных ЗК и иными законами (см. п. 4 ст. 10 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Формирование и использование фонда перераспределения земель

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется специальный фонд перераспределения земель. В него поступают земельные участки, от которых прежние правообладатели отказались добровольно либо которых они лишились принудительно (если земельные участки у них были изъяты в связи с ненадлежащим использованием*(88)).

Кроме того, в данный фонд зачисляются земельные участки после смерти собственника земельного участка (владельца), если у него нет наследников, либо наследники не приняли наследства, лишены наследства, отказались от наследства в пользу государства и т.п.

Было бы логично предусмотреть в законодательстве, что в фонд перераспределения должны поступать и земельные участки, сформированные и выделенные из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей. Однако нист. 80 ЗК, ни п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель, посвященный данному вопросу, об этом не упоминают.

Между тем на практике такие земельные участки нередко зачисляются в фонд перераспределения*(89), хотя перечень оснований для зачисления земельных участков в фонд перераспределения в ст. 80 ЗК является исчерпывающим.

Если же учесть, что в состав земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества (исходя из их оценки по кадастровой стоимости), то можно предположить, что такие земельные участки в перспективе будут переводиться в другие категории.

Для того чтобы поставить хотя бы минимальный барьер на пути такого перевода, следует четко сказать в ст. 80 ЗК и ст. 13 Закона об обороте земель о том, что земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, относятся к фонду перераспределения.

Читайте также:  Биометрия что это такое как и для чего собираются данные

Вероятно, возможны и иные случаи зачисления земельных участков в фонд перераспределения (например, в случае дарения земельного участка муниципальному образованию, приобретения земельного участка по договору купли-продажи в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования и т.п.).

Поэтому целесообразно исчерпывающий перечень поступления земельных участков в фонд перераспределения (п. 2 ст. 80 ЗК) сделать открытым.

Из некоторых судебных решений также усматривается непонимание на практике различий между понятиями «невостребованные земельные доли» и «фонд перераспределения».

Так, между Правительством Белгородской области (продавец) и ООО «ИНТЕКО-Агро» (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность у продавца земельные доли, расположенные на территории двух районов Белгородской области, общей площадью 15 000 га.

В случае их недостаточного количества на территории указанных районов стороны предусмотрели возможность приобретения недостающего количества земельных долей на территории иных районов Белгородской области. Согласно п.

4 договора его предметом, являются бесхозяйные земельные доли на территории Белгородской области (на земельную долю не имеется собственника или собственник ее неизвестен либо собственник отказался от права собственности на земельную долю), из которых в соответствии со ст.

80 Земельного кодекса РФ и ст. 225 Гражданского кодекса формируются районные фонды перераспределения.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельный участок.

Соответственно в состав фонда перераспределения может быть включен именно земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, но не сами земельные доли как таковые.

Если же земельные доли (даже невостребованные) в натуре из общей собственности не выделены, то они не могут относиться к фонду перераспределения.

К содержанию данного договора возникает множество других вопросов.

В частности, вызывает недоумение пункт договора, согласно которому в случаях, если на отчуждаемые земельные доли, зарегистрированы права муниципальной собственности, то продавец окажет содействие покупателю по его просьбе в приобретении этих земельных долей из состава земель фонда перераспределения либо предложит покупателю для покупки другие равноценные земельные доли. Неясно, на каком основании Правительство области распоряжается земельными долями (или участками), на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.

В конечном итоге суды правильно посчитали данный договор незаключенным, однако с обоснованием этого вывода все же трудно согласиться*(90).

В частности, суды почему-то исходили из того, что к договорам о купле-продаже земельных долей должны применяться нормы о продаже недвижимости.

Таким образом, суды не видят разницы между куплей-продажей земельных участков и земельных долей (долей в праве общей собственности), что не соответствует действующему законодательству.

Возвращаясь к вопросу о фонде перераспределения, отметим, что в юридической литературе справедливо указывалось, что создание этого фонда имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием*(91).

На практике встречались случаи, когда земли данного фонда постановлением главы муниципального образования предоставлялись юридическому лицу в аренду не для сельскохозяйственного производства, а для строительства складских помещений.

Требования сельскохозяйственной организации о признании данного постановления недействительным были удовлетворены по той причине, что администрация муниципального образования распорядилась земельным участком, который принадлежит заявителю на праве собственности, и в фонд перераспределения не передавался*(92).

Такое решение суда является законным и обоснованным. Однако следует обратить внимание, что в оспариваемом постановлении главы муниципального образования указано, что земельный участок предоставляется из фонда перераспределения района (категория земель — земли промышленности).

Такое словосочетание само по себе является нонсенсом, так как фонд перераспределения относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и используется лишь в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Для использования земельного участка в иных целях его нужно сначала перевести в земли иных категорий, но в этом случае он уже не может считаться земельным участком из фонда перераспределения.

Применительно к фонду перераспределения заслуживает обсуждения еще одна проблема. До 1 июля 2006 г. земли фонда перераспределения в соответствии со ст. 18 ЗК относились к собственности субъектов РФ, а с указанной даты данный пункт признан утратившим силу.

И более двух лет в законодательстве не было ответа на вопрос: а у кого возникает право собственности в случаях, когда право частной собственности прекращается (при отказе от собственности, при изъятии земельного участка в связи с ненадлежащим использованием)?

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в ст.

18 и 19 ЗК были внесены изменения, суть которых сводится к тому, что по общему правилу при отказе собственника от земельного участка он поступает в муниципальную собственность, а в Москве и Санкт-Петербурге — в собственность данных субъектов РФ (если иное не предусмотрено другими федеральными законами или соответственно законами Москвы и Санкт-Петербурга). Следовательно, в отношении земельных участков, от права собственности на которые собственник отказался, уже наступила некоторая определенность. Однако отказаться можно не только от права собственности, но и от иных вещных прав. Поэтому в фонд перераспределения могут попасть земельные участки, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ. Это происходит, в частности, при отказе федеральных государственных унитарных предприятий или унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Как говорилось выше, источниками формирования фонда перераспределения могут быть и другие земельные участки. Так,подп. 2 п. 2 ст. 80 ЗК, по существу, говорит о земельных участках, которые относятся к выморочному имуществу. Формулировка данного пункта не дословно повторяет норму п. 1 ст. 1151 ГК, но по смыслу с ней полностью совпадает. Но в соответствии с п. 2 ст.

1151 выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону к Российской Федерации.

Исключение составляют лишь жилые помещения, переходящие в порядке наследования по закону в собственность того муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если они расположены в Москве или Санкт-Петербурге, то в собственность этих субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, целесообразно было бы обсудить вопрос о распространении на земельные участки, относящиеся к выморочному имуществу, правил наследования, установленных п. 2 ст. 1151 ГК для жилых помещений.

В пользу такого предложения говорит и то обстоятельство, что к жилым помещениям относятся не только комнаты и квартиры в многоквартирных домах, но и жилые дома (ст. 16 ЖК).

И в случае если к выморочному имуществу будет отнесен жилой дом, сложится ситуация, когда дом перейдет по наследству к муниципальному образованию, а земельный участок под домом (или при доме) — к Российской Федерации, что нежелательно с точки зрения реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости.

Что касается субъекта права собственности на земельные участки, изъятые в связи с ненадлежащим использованием, то тут, как и при отказе от прав на земельные участки, возможны различные варианты.

В случае изъятия земельного участка у частного собственника вопрос о том, к кому переходит право собственности на такой участок должен, по-видимому, решаться в зависимости от такого, чьей собственностью данный участок был до предоставления в частную собственность.

То есть изъятый земельный участок как бы «возвращается» в федеральную собственность, собственность субъекта РФ или муниципальную собственность. Если же участок предоставлялся из неразграниченной государственной собственности, то и после изъятия он приобретает тот же статус.

Приведенные примеры показывают, что в фонде перераспределения могут одновременно оказаться земельные участки, имеющие различный правовой режим с точки зрения собственности на них (неразграниченная государственная, федеральная собственность, собственность Российской Федерации, муниципальная собственность).

Это может создать трудности в предоставлении земельных участков из данного фонда. Поэтому данную проблему нельзя считать решенной окончательно.

Одним из вариантов ее решения может быть отнесение всех земельных участков, поступающих в фонд перераспределения, муниципальной собственностью, независимо от оснований, по которым земельные участки поступают в указанный фонд.

Adblock
detector