Жилье детям-сиротам изменения в законодательстве и условия предоставления
Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей
Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом
Константин Кокошкин / Global Look Press
Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).
За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.
Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.
, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.
По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.
А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.
Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:
- возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
- единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
- «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
- упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
- ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
- для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.
Что делает Министерство просвещения
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.
Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Что предлагают делать эксперты
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.
«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.
Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
В совете федерации одобрили закон об изменении порядка обеспечения жильём детей-сирот
24 июля члены Совета Федерации одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике принял участие статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации П.С. Зенькович.
Одобренный закон установит единый порядок учёта детей-сирот, имеющих право на жильё Пресс-служба Минпросвещения России
Одобренным документом предлагается установить единый порядок учёта детей-сирот, имеющих право на жильё, а также сформировать соответствующий региональный список.
При этом представители детей-сирот получают возможность самостоятельно подавать заявления о включении в такой список, а на органы опеки и попечительства возлагается обязанность контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в данный реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры.
Кроме того, закон также предполагает принудительный обмен и даже выселение в другие помещения по соцнайму граждан, лишённых родительских прав. Ещё одна поправка, внесённая сенаторами, даёт право супругам и детям сироты проживать в выделенной государством квартире и после его смерти.
Закон вступит в силу с 1 января 2019 года.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разработан во исполнение п. 22 плана мероприятий на 2015–2018 гг. по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утверждённого распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2015 г.
Документом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 6 октября 1999 г.
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление жилья детям-сиротам: условия, процедура, оформление | Правоведус
Согласно российскому законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии.
Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья. Основным законодательным документом, регулирующим права детей-сирот, является Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Нормативный акт устанавливает право детей-сирот на получение благоустроенного жилого помещения, которое выделяется государством из жилищного фонда по договору найма.
Условия предоставления жилья детям-сиротам
Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья.
Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:
- отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
- соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
- условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.
Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:
- на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
- на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
- жилое помещение признано непригодным для проживания;
- жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
- ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.
Как происходит предоставление жилья детям-сиротам
Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждений, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое.
С 2013 г. порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.
Важно! По истечении пятилетнего срока действия договора найма жилое помещение на условиях социального найма полностью переходит в бессрочное пользование его владельца.
Новый порядок получения социального жилья детьми сиротами полностью исключает возможность махинаций, поскольку такую квартиру нельзя приватизировать, продать, подарить или передать в пользование другому владельцу иным способом. Кроме того, стоит отметить, что квартиры, выдаваемые детям-сиротам, не должны носить статус коммунальных, то есть этой категории граждан положена выдача полноценных благоустроенных жилых помещений.
Жилье ребенку сироте могут предоставить, как в виде квартиры, так и в виде компенсации, в виде средств для безналичного расчета, на которые и будет приобретено жилое помещение.
Как воспользоваться льготой: порядок действий
Для того, чтобы получить бесплатное социальное жилье, соискателю необходимо подготовить перечень документов и обратиться в органы опеки и попечительства. Напомним, что на момент обращения лицу, претендующему на жилье, не должно быть более 23 лет.
Важно! При наступлении возраста 23 года гражданин теряет право на получение бесплатного жилья автоматически.
Документы, необходимые для получения жилья:
- паспорт с регистрацией;
- справка, подтверждающая статус сироты;
- справка о составе семьи;
- документ, который подтверждает отсутствие собственной жилплощади;
- справка с места работы или учебы;
- свидетельство о заключении брака и о рождении детей при наличии;
- заявление в органы опеки и попечительства;
- заявление в районную администрацию;
- в зависимости от региона могут потребоваться иные документы.
Заявление в органы опеки и попечительства, равно как и в администрацию, пишется в свободной форме, в нем нужно сообщить о своем желании воспользоваться льготой. К заявлениям прилагаются не только оригиналы, но и копии документов.
Опека и попечительство над несовершеннолетними
Списки детей, нуждающихся в жилье
Законодательство Российской Федерации предусматривает обязательную процедуру составления списков детей-сирот, которые остались без родителей, подлежащих обязательному обеспечению жильем. Данные списки формируются работниками уполномоченного органа исполнительной власти субъектов РФ.
Именно по указанным спискам в последующем будет устанавливаться очередь предоставления жилых помещений в зависимости от даты рождения либо, при их совпадении – по дате принятия решения о включении в список ребенка-сироты.
Единственным основанием для исключения ребенка-сироты из списка на получение жилплощади может являться осуществление этого действия государством.
Жилье детям-сиротам: новый законопроект 2023 года и действующее законодательство
Главная
› ДЕТИ
08.10.2020 ???? 2 748
Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.
Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.
В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.
Когда положено жилье детям-сиротам?
Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:
- им исполнится 18 лет;
- они приобрели полную дееспособность до 18 лет.
При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.
Так, в список включаются:
- дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
- лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
- лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:
- не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
- не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
- не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
- проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.
Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.
В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность).
По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.
➟ Порядок действий
Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:
- Подготовить перечень документов.
- Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
- Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.
Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:
- обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
- подтвердить отсутствие в собственности жилья;
- получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
- заключить договор специализированного найма.
Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.
Перечень документов
Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.
Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- паспорт ребенка;
- договор социального найма;
- документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
- документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)
Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.
➟ Куда подавать документы?
Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.
Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.
В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.
Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.
Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.
Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот
В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.
Наиболее существенными из них являются:
- Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
- Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
- Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
- Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.
Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.
По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:
- наличие одного или нескольких детей;
- достижение возраста 23 лет;
- постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
- отсутствие долгов по налогам и сборам;
- надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
- отсутствие судимости;
- наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.
Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.
Заключение
Подводя итоги отметим следующее:
- Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
- Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
- С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав. Самостоятельно справиться с такой задачей под силу не каждому, поэтому консультация и сопровождение опытного юриста необходимы в подобных делах.
Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья с 1 января 2021 года — ТАСС
МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья в собственность с 1 января 2021 года. Соответствующий законопроект подготовлен Минпросвещения и размещен во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение за счет бюджета субъекта РФ в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год, выплаты для приобретения жилого помещения в собственность», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Предполагается, что закон выступит в силу с 1 января 2021 года, а выплата будет составлять 1,5 млн рублей.
Уточняется, что на данный момент очередь на предоставление жилья детям-сиротам составляет более 279 тыс. человек, у порядка 191 тыс. из них такое право уже наступило, но не реализовано.
https://www.youtube.com/watch?v=ssZW5t-C4kY\u0026pp=ygWKAdCW0LjQu9GM0LUg0LTQtdGC0Y_QvC3RgdC40YDQvtGC0LDQvCDQuNC30LzQtdC90LXQvdC40Y8g0LIg0LfQsNC60L7QvdC-0LTQsNGC0LXQu9GM0YHRgtCy0LUg0Lgg0YPRgdC70L7QstC40Y8g0L_RgNC10LTQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjRjw%3D%3D
Сейчас закон требует от властей регионов предоставлять повзрослевшим детям-сиротам, не имеющим жилья, благоустроенные жилые помещения. По данным Министерства просвещения РФ, на конец декабря 2019 года общая очередь на такое жилье составляла 277 тыс.
человек, а тех, кому уже исполнилось на 1 декабря 18 лет, — 186 тыс. Для того, чтобы одномоментно всех тех, кто стоит на очереди с 18 лет, обеспечить квартирами, потребуется 247 млрд рублей.
В 2019 году из бюджета на решение этой проблемы было выделено 7 млрд 100 млн рублей, со стороны регионов — порядка 28 млрд рублей.
Ранее вице-премьер Татьяна Голикова по итогам совещания по жилищным проблемам детей-сирот, которое прошло в декабре 2019 года, сообщала, что Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост премьер-министра, поручил разработать программу, рассчитанную на шесть лет, в результате исполнения которой должна быть полностью решена проблема с жильем для детей-сирот. Она также отмечала, что по итогам совещания дано поручение проработать вопрос не только обеспечения жильем в рамках социального найма, но и возможности предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных компенсационных выплат.
По данным мониторинга Счетной палаты, на недостаточный уровень финансирования в сфере обеспечения жильем детей-сирот указывают более 30% регионов. В Счетной палате отмечали, что в целом по РФ ситуация по обеспечению жильем детей-сирот не улучшилась, а установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ выполняются ненадлежащим образом.
В 2019 году Счетная палата предлагала в качестве одного из способов решения проблемы предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые более 10 лет стоят в очереди на бесплатное жилье. Предполагалось, что их можно будет использовать для покупки жилья, улучшения жилищных условий или погашения ипотеки.
Дома в строй: в России появится единая система выдачи квартир сиротам
К 2024 году система выдачи жилья сиротам станет единой по всей стране. Ее внедрением займутся Минстрой и «Дом.РФ», в базе будут содержаться данные о квартирах и нуждающихся в них гражданах. Ожидается, что новый сервис упростит и ускорит весь процесс поиска и предоставления недвижимости.
Но пока очередь сирот только растет: в Счетной палате сообщили, что за год она увеличилась на 2,4 тыс. человек. Для борьбы с проблемами в ГД также подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о выдаче такого жилья по сертификатам.
Предлагается их предоставлять также через спецсистему, в которой можно будет контролировать состояние дома, наличие инфраструктуры, долгов за ЖКХ.
Единая система
В России разрабатывают единую систему учета специального жилищного фонда для детей-сирот, сообщили «Известиям» в Минстрое и «Дом.РФ».
Сегодня уже реализуется пилотный проект в шести регионах — Воронежской, Калининградской, Липецкой, Нижегородской, Омской областях и Красноярском крае.
Там сформированы списки жилья для его выдачи, всего около 15,3 тыс. объектов. Масштабирование на все субъекты запланировано на 2024 год.
— Создание системы учета специализированного жилищного фонда необходимо для формирования единой базы, позволяющей не просто учитывать жилые помещения, подходящие под условия госпрограмм для детей-сирот, но и планировать их распределение, анализировать актуальные данные по использованию, — отметил заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин.
В «Дом.РФ» добавили, что в единой системе будет учитываться необходимый объем и источники предложения по благоустроенным квартирам на первичном и вторичном рынках, доступным для приобретения. С помощью сервиса значительно ускорится поиск жилья, отвечающего требованиям, передача его регионам, унифицируются алгоритмы учета и сохранности помещений, добавили там.
Сегодня жилья для детей-сирот либо недостаточно, либо оно плохого качества, сказал эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. Создание единого реестра позволит сделать выдачу госквартир прозрачной и исключит возможность манипуляций со стороны чиновников, считает он.
Кроме того, система учета специализированного фонда позволит сократить время на поиск подходящего жилья и упростит его предоставление, отметил заместитель генерального директора «Дом.РФ» Алексей Ниденс. Следующим этапом станет интеграция с государственными информационными сервисами и автоматизация расчета потребностей регионов, учитывая новый, пополняющийся фонд, добавил он.
Прозрачные правила
Пока же очередь сирот на квартиры только растет. В Счетной палате «Известиям» сообщили, что за год она увеличилась на 2,4 тыс. человек. Сегодня ждут своей жилплощади 194,7 тыс. граждан, которым уже исполнилось 18 лет.
Для борьбы с проблемой в декабре 2022 года в Госдуму внесли законопроект о выдаче жилья сиротам по сертификатам. Проект принят в первом чтении, но в качестве рисков реализации меры были представлены в том числе покупка гражданами некачественных помещений, нецелевое расходование средств и другие.
Поэтому для выдачи и контроля сертификатов предлагается использовать Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). Так можно будет проверить состояние дома — не аварийный ли он, наличие инфраструктуры, долгов за ЖКХ и так далее, говорится в поправках ко второму чтению.
С копией документа ознакомились «Известия».
— Нам необходимо увеличивать финансирование программы по предоставлению недвижимости для детей-сирот, наращивать объем жилого фонда.
Скорее всего, законопроект не решит проблему полностью, но он серьезно продвинет процесс вперед, ведь механизм выдачи сертификатов уже оправдал себя на уровне ряда регионов, в частности Иркутской области.
Внесенными поправками мы как раз учитываем наработанный опыт субъектов, — рассказал один из авторов поправок, член комитета ГД по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Более того, поправки предполагают исключение риска приобретения некачественного жилья: уполномоченный орган сможет прямо в системе следить за тем, как строятся дома, в которых купили метры по таким сертификатам, сказал он. Также будет обеспечен дополнительный контроль за стоимостью, чтобы она соответствовала рынку, даже если покупка происходит в другом регионе, добавил парламентарий.
— Дети-сироты — это, безусловно, та категория граждан, право на жилье которых чрезвычайно важно соблюдать и способствовать своевременной выдаче. В этой части законопроект должен ускорить этот процесс, — сказала первый зампредседателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.
Подготовленные поправки учитывают подавляющее большинство рисков, которые депутаты всех фракций представили при рассмотрении законопроекта в первом чтении, сказала она.
Важные решения
Сертификаты — это другой вариант решения квартирного вопроса для тех, кто уже встал на ноги, имеет стабильную заработную плату, семью, отметила член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Коробова. Это дает возможность приобрести жилье в более удобном районе или населенном пункте, добавила депутат.
При этом очереди детей-сирот на квартиры растут быстрее, чем объемы возведения специализированного жилищного фонда, отметил Павел Склянчук.
— С точки зрения застройщика не важно, каким образом государство будет компенсировать возведение такого жилья — через субсидию или через сертификат. Однако в рамках межбюджетного взаимодействия последний — более гибкий инструмент, позволяющий реализовать строительство дома на территориях с низкой маржинальностью, — сказал он.
Сертификаты для сирот — это один из возможных источников притока средств для застройщиков, особенно если по закону обналичить его можно будет только на покупку нового жилья, сказал основатель и владелец группы «Родина» Владимир Щекин.
Поэтому девелоперы будут охотно принимать их, но только если порядок использования будет простым и прозрачным, не требующим от застройщика заниматься непрофильными для него функциями — скажем, проверкой добросовестности обладателя сертификата или подлинности документа, добавил он.
- Девелоперы после оформления сделки гарантированно получат от государства всю положенную сумму, поэтому компании будут заинтересованы во внедрении подобного инструмента, согласна директор по развитию компании «Метриум» Наталья Сазонова.
- Застройщики начнут проявлять интерес, если заложенные в программу средства позволят приобретать жилье по рыночной стоимости или будет разработан перечень дополнительных льгот при продаже квартир с дисконтом, считает замруководителя юридического департамента федеральной компании «Этажи» Сергей Чужаков.
- Пока неясно, каким образом и по какой ставке девелоперу будет компенсирована стоимость такого жилья, этот вопрос нуждается в проработке, отметила управляющий партнер Dombook, основатель «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам
Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.
Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.
В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей
На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).
Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ.
Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.
На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста
Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:
- имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
- достиг возраста 18 лет;
- не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
- подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.
Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет.
Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион.
При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).
На заметку
Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным
Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.
1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.
2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.
3. Помещение признано непригодным для проживания.
4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.
Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.
Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды
Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.
Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди
Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь
Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится.
Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст.
8 Закона № 159-ФЗ).
Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.
ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.
Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2020 № 16-КГ20-25-К4).
Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме
Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.
Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2020 (далее — Обзор)
ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.
Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников
Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.
Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36
ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.
Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска.
Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой.
На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.
Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:
- собственниками жилья;
- нанимателями по договору социального найма;
- членами семьи такого нанимателя.
Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.
Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка
Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.
1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.
2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.
3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.
4. Сирота больше не является гражданином России.
5. Сирота умер или был объявлен умершим.
Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.
Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора
ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы.
Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры.
На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.
Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы.
Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы.
Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.
Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма
Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.
ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию.
Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.
Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.
После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).