Штрафы

Наказание за распространение коронавируса – штраф и ответственность в России

Наказание за распространение коронавируса – штраф и ответственность в России

Ситуация с коронавирусом разделила жизнь государства и общества на «до» и «после». По мнению представителей Всемирной организации здравоохранения заболевание Covid-19 является одним из наиболее опаснейших, так как отличается массовостью. В связи с этим, в начале весны 2020 года ВОЗ объявила коронавирус пандемией. Все страны мира, своевременно или с опозданием, стали принимать различного рода ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения заболевания.

Россия в борьбе с пандемией показала способность в кратчайшие сроки мобилизоваться, переориентировать экономику таким образом, чтобы в результате борьбы с инфекцией не пострадали социально незащищенные слои населения.

Но самое главное достижение – удалось предотвратить лавинообразное увеличение заболеваемости и смертности.

Естественно, в таких условиях пришлось проявить жесткость, прежде всего, принятием некоторых законодательных актов, устанавливающих ответственность за несоблюдение режима самоизоляции.

Законодательство не всегда бывает объективным. Многие законы годами обкатываются в правовой сфере, а затем претерпевают те или иные изменения. Новые нормативные документы вызвали настоящий ажиотаж в обществе. Прежде всего, это связано с тем, что органы власти на местах неоднозначно толковали положения, принятые в этих документах.

Вторая причина массовых волнений заключается в том, что среднестатистическому гражданину не было разъяснено, в каком случае и какой документ устанавливает административную или даже уголовную ответственность. Сегодня ситуация кардинально изменилась, так как у нас за плечами целый год жизни в условиях распространения Covid-19. Но некоторые вопросы до сих пор требуют более детального рассмотрения.

Нарушение режима самоизоляции

Режим повышенной готовности, который регионы один за одним начали вводить в 2020 году, в условиях пандемии выглядит вполне законно.

Действительно, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вводится режим повышенной готовности. В подобных условиях власти обязаны предпринимать меры по защите населения, поэтому и был объявлен режим самоизоляции.

Все требования самоизоляции автоматически становятся обязательными к исполнению.

Подкрепляется вышесказанное постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 9 от 30 марта 2020 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».

Ограничительные меры введены на Федеральном уровне. Устанавливающими документами являются:

  • Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239;

Штрафы за распространение фейков о коронавирусе

Для распространителей недостоверной информации о коронавирусе введена административная и уголовная ответственность. Это стало возможным благодаря принятию Федеральных законов от 01.04.2020 г.

№ 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) и № 100-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.

31 и 151 УПК РФ» (далее по тексту — Закон № 100-ФЗ).

Президентом РФ сразу подписаны 2 закона, которые вносят поправки в УК РФ и КоАП РФ, ужесточающие наказание за распространение фейковой информации о коронавирусе.

Административная ответственность за фейк

Статья 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» добавлены новые пункты, касающиеся административной ответственности граждан и юридических лиц за распространение в СМИ, в интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации о коронавирусе.

Так, распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях фейков, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, карается административным штрафом:

  • на граждан в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • на должностных лиц — от 60 тысяч до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Совершенное деяние повторно карается административным штрафом:

  • на граждан в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • на должностных лиц — от 300 тысяч до 600 тысяч рублей;
  • на компании — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Если же распространение фейков представляет угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, то для компаний штраф составит от 1,5 миллиона до 3 миллионов рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=GqmFR4pC8jU\u0026pp=ygWQAdCd0LDQutCw0LfQsNC90LjQtSDQt9CwINGA0LDRgdC_0YDQvtGB0YLRgNCw0L3QtdC90LjQtSDQutC-0YDQvtC90LDQstC40YDRg9GB0LAg4oCTINGI0YLRgNCw0YQg0Lgg0L7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINCyINCg0L7RgdGB0LjQuA%3D%3D

Если же размещенный фейк привел к смерти человека или массовому нарушению общественного порядка, то компаниям грозит штраф от 3 миллионов до 5 миллионов рублей. А за повторное нарушение штраф увеличивается до 5-10 миллионов рублей (п.10 ст.13.15 КоАП РФ).

То есть штрафы нешуточные и уже есть прецеденты для обычных граждан.

Как и за что сейчас штрафуют граждан

9 апреля 2020 г. в Северной Осетии привлекли к административной ответственности нарушителя, который распространял фейки о коронавирусе.

Составлен протокол о злоупотреблении свободой массовой информации в отношении одного блогера и политолога.

За опубликованный им в социальной сети материал «Коронавирус: как начало утилизации „лишних“ людей» ему грозит штраф в размере от 30 до 100 тысяч рублей.

Еще одним нарушителем оказался житель Междуреченска. Ему также может грозить максимальный 100-тысячный штраф за распространения фейка о смерти горожанина от вирусной инфекции.

Как пояснил сам нарушитель, он услышал данную информацию в автобусе от двух женщин, которые вели между собой диалог. Мужчина поверил в это и через свою страницу в социальной сети «предупредил об опасности».

В отношении него возбудили дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации».

Пополнение УК РФ новыми статьями

Прежде всего, отметим, что речь идет о распространении в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Важно!

То есть уголовная ответственность возникает за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Публичное распространение фейков о коронавирусе, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения наказывается:

  • штрафом в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев,
  • либо обязательными работами на срок до 360 часов,
  • либо исправительными работами на срок до 1 года,
  • либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Наказание ужесточается, если в результате распространения фейка причинен по неосторожности вред здоровью человека. В этом случае нарушитель наказывается:

  • штрафом в размере до 1,5 млн рублей;
  • исправительными работами на срок до 1 года;
  • принудительными работами на срок до 3 лет;
  • лишением свободы на срок до 3 лет.

В том случае если распространение фейков привело по неосторожности к смерти человека, виновное лицо наказывается:

  • штрафом в размере до 2 млн рублей;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 5 лет.

Новые штрафы действуют с 1 апреля 2020 года.

Как и за что сейчас возбуждают уголовные дела в отношении граждан

7 апреля 2020 г. следователями возбуждено уголовное дело в связи с распространением в социальных сетях фейка: сообщалось, что коронавирус якобы был создан в лаборатории «Вектор».

Уголовная ответственность возбуждена по делу по признакам преступления, предусмотренного ст.207.

1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»).

За нарушение карантина – уголовная ответственность

31 января 2020 г. Правительство РФ внесло новую коронавирусную инфекцию 2019-nCoV в список опасных для окружающих заболеваний, а уже 1 апреля был принят Федеральный закон № 100-ФЗ (далее – Закон № 100-ФЗ), согласно которому ст. 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил») УК РФ претерпела существенные изменения.

Правовые основы привлечения к ответственности по ст. 236 УК РФ

Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантинаКроме того, Уголовный кодекс дополняется статьями о публичном распространении информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и распространении информации, повлекшем тяжкие последствия

Санитарно-эпидемиологические правила – это совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Основными правовыми актами по данному вопросу являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13 июля 2020 г., далее – Закон № 52-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 (в ред. от 15 сентября 2005 г.), которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

В соответствии с Законом № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10).

К числу таких актов относятся, в частности, постановления главных государственных санитарных врачей и их заместителей о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о госпитализации или об изоляции граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями и контактировавшие с ними лица, лица с подозрением на такие заболевания, а также являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае если они представляют опасность для окружающих, – обязательной госпитализации или изоляции в установленном порядке (п. 1 ст. 33 Закона № 52-ФЗ).

Совокупность указанных нормативных актов представляет собой правовую основу для привлечения к уголовной ответственности по ст. 236 УК за нарушение санитарно-эпидемиологических правил лицом, инфицированным COVID-19.

Изменения, внесенные в ст. 236 УК РФ Законом № 100-ФЗ

С вступлением в силу Закона № 100-ФЗ диспозиция ч. 1 ст. 236 УК стала выглядеть следующим образом: «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий».

То есть если человек нарушил санитарно-эпидемиологические правила и его действия привели к массовому заражению либо создали угрозу этого, его действия фактически могут квалифицироваться как преступление. Ключевая формулировка здесь – «угроза наступления» последствий.

Это значит, что формально к уголовной ответственности может быть привлечен любой человек, зараженный COVID-19, который знал о том, что инфицирован, и, несмотря на это, покинул стационар либо место самоизоляции.

Это крайне существенные изменения, поскольку угроза, как и массовое заражение людей, являются оценочными признаками преступления, и как они могут быть оценены – большой вопрос.

Адвокаты проанализировали второй «коронавирусный» обзор Верховного СудаНаиболее значимыми они посчитали разъяснения по вопросам аренды, прекращения моратория на банкротство и размещения заведомо ложной информации в публичный доступ

Читайте также:  Выплаты в размере 5 тысяч рублей семьям с правом на маткапитал в условиях коронавируса

Тем не менее Верховный Суд РФ в Обзоре № 2 от 30 апреля 2020 г. по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, привел разъяснения, касающиеся указанных оценочных признаков.

В частности, при решении вопроса об отнесении заболевания (отравления) к массовому следует учитывать не только число заболевших, но и тяжесть заболевания.

Для определения масштабов заболевания суд вправе привлечь специалистов (например, представителей органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор или надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу наступления указанных последствий, может наступать только в случае реальности этой угрозы, когда массовое заболевание не произошло лишь благодаря вовремя принятым органами государственной власти и местного самоуправления, медработниками и другими лицами мерам по предотвращению распространения заболевания или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего указанные правила.

Изменения коснулись и санкции ст. 236 УК. Так, если ранее максимальным наказанием за совершение преступления, предусмотренного ч. 1, было ограничение свободы сроком до одного года, то теперь это лишение свободы на срок до двух лет. Максимальный штраф за совершение данного преступления также вырос на порядок – с 80 тыс. до 700 тыс. руб.

Изменения коснулись и ч. 2 данной статьи, последствием преступного деяния согласно которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Ранее данная норма предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Изменениями в статью был введен нижний порог наказания в виде лишения свободы – 3 года (максимальное наказание не изменилось).

Кроме того, в санкцию статьи добавлен штраф в размере от 1 млн до 2 млн руб.

Также в ст. 236 была введена ч. 3, последствием преступления по которой является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Санкция по данной норме предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

Элементы состава преступления по ст. 236 УК

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 236 УК, состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий – физическое лицо, вменяемое, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет (ч. 2 ст. 20 УК).

Что касается специального субъекта, это может быть должностное лицо, в чьи обязанности входит соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. То есть к субъектам могут относится не только заболевшие, которые стали источником распространения инфекции, но и иные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Субъективная сторона преступления представляет собой прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям: то есть лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит их, хотя должно было и могло.

Объектом преступления является здоровье населения.

Объективная сторона преступления характеризуется нарушением установленных санитарно-эпидемиологических правил, которое может выражаться в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий и т.п.), а также в бездействии (непроведение обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; неосуществление ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

До изменения ст. 236 УК имела материальный состав (преступление считалось оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей)).

После внесения в статью поправок ее состав изменился – стал формальным: теперь преступление считается оконченным с момента создания угрозы массового заболевания или отравления. Кроме того, следует понимать, как разграничивать уголовную ответственность по ч.

2 ст. 236 УК и административную – по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает лишь в случаях, когда действия (бездействие) нарушителя не содержат уголовно наказуемого деяния.

В связи с тем что за нарушение физическим лицом санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность, в случае наступления последствий в виде смерти человека действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по ч. 2 ст. 236 УК.

Если в результате действий (бездействия), составляющих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.3 КоАП, наступили последствия в виде причинения вреда здоровью (одного человека или нескольких), содеянное полностью охватывается составом данного правонарушения при отсутствии признаков преступления по ч. 1 ст.

236 УК (не установлено наличия массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы таких последствий).

Правоприменительная практика по новой редакции ст. 236 УК

С момента изменения ст. 236 УК в апреле 2020 г.

и до настоящего времени в СМИ периодически встречаются упоминания о привлечении к уголовной ответственности граждан, нарушивших санитарно-эпидемиологические правила (чаще всего это было нарушение карантина гражданами, больными COVID-19, или теми, у кого было подозрение на наличие коронавируса). Например, 9 апреля 2020 г. в отношении 36-летнего жителя г. Апатиты Мурманской области было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК). Мужчина вернулся из-за границы и почувствовал себя плохо, однако не стал обращаться за медпомощью и продолжил ходить на работу. 21 марта его госпитализировали – подтвердился коронавирус. «Действия подозреваемого повлекли за собой массовое инфицирование граждан коронавирусной инфекцией», – утверждают в МВД, не уточняя число зараженных.

12 апреля 2020 г. МВД Якутии возбудило уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) в отношении 49-летнего жителя г. Алдан, который по возвращении в республику получил предписание Роспотребнадзора о самоизоляции, но не стал соблюдать его.

«Мужчина посещал общественные места г. Алдана и контактировал с достаточно широким кругом граждан. На данном этапе удалось их установить и изолировать в обсерватор», – отметили в МВД.

Самого подозреваемого госпитализировали в инфекционное отделение центральной районной больницы.

23 апреля 2020 г. в г. Липецке было возбуждено уголовное дело о нарушении карантина (ч. 1 ст. 236 УК) из-за побега 62-летнего мужчины из больницы, куда он был госпитализирован с диагнозом COVID-19. Инцидент произошел 19 апреля. Вскоре сотрудники ППС нашли пациента и передали его скорой помощи для возвращения в стационар.

В январе 2021 г. возбужден ряд уголовных дел за нарушение санитарно-эпидемиологических правил в отношении лиц, которые были заражены коронавирусом и участвовали в несогласованных митингах в российских городах.

Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 236 УК работающая, и привлечение к ответственности по ней часто практикуется правоохранителями, особенно после внесения поправок в 2020 г.

В заключение отмечу, что если гражданин, инфицированный COVID-19 или контактировавший с таким лицом и обязанный в силу вынесенного постановления, предписания соблюдать санитарно-эпидемиологические правила, включая ограничения, умышленно их не выполняет (например, зная о своем заболевании или контакте с заболевшим, нарушает режим, посещает общественные места и т.п.), то в случае наступления общественно опасных последствий, указанных в диспозиции ч. 1–3 ст. 236 УК, находящихся в причинно-следственной связи с допущенными нарушениями эпидемиологических правил, он несет уголовную ответственность.

Верховный суд разъяснил, когда грозят штрафы при ограничениях из-за коронавируса — ТАСС

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Верховный суд России разъяснил особенности привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности за нарушения правил поведения в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Под действие статей КоАП попадают нарушения правил поведения, установленных как правительством РФ, так и дополнительных ограничений, вводимых региональными властями, говорится в утвержденном во вторник Президиумом Верховного суда РФ обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ COVID-19.

Невыполнение требований и правил

Так, по ч. 1 ст. 20.6.

1 КоАП РФ («Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации») подлежат квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении указа мэра Москвы от 5 марта «О введении режима повышенной готовности» в части запрета посещать территории общегородского значения — парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи-усадьбы (под запрет попали 55 парков и зон отдыха в столице, включая Крымскую набережную и зоопарк — прим. ТАСС). Кроме того, так же квалифицируются нарушение введенного запрета посещать помещения для развлекательных, спортивных и иных мероприятий с очным присутствием граждан (дискотек, ночных клубов, кинотеатров, детских развлекательных центров, букмекерских контор, тотализаторов и пунктов приема ставок), нарушение требования соблюдать социальную дистанцию не менее 1,5 м в общественных местах, а также нарушение запрета покидать место проживания, кроме предусмотренных указом случаев (выход в ближайшие магазин или аптеку, выгул собак, вынос мусора).

Читайте также:  Изменен режим работы налоговой инспекции в связи с коронавирусом в период с 30.03 по 03.04.2020 года

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц эта же ответственность грозит за нарушение запрета работы ресторанов, кафе, баров и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос, за работу объектов розничной торговли, за исключением продуктовых магазинов, аптек, зоомагазинов и ряда других, а также за работу салонов красоты, СПА и массажных салонов, соляриев, бань и саун.

https://www.youtube.com/watch?v=GqmFR4pC8jU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает для граждан предупреждение или штрафа от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — штраф от 10 тыс. до 50 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Ответственность вернувшихся из заграницы

В случае нарушения лицом, прибывшим на территорию РФ из иностранного государства, требования изоляции в домашних условиях на 14 дней со дня прибытия в Россию и одновременно нарушения запрета посещать территории общегородского значения такие действия «необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП» («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих»), говорится в обзоре.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП предусматривает для граждан штраф от 15 тыс. до 40 тыс. рублей.

Соразмерность штрафов

При этом Верховный суд пояснил, что «при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.

61 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Предупреждение, а не штраф за нарушение правил поведения в период режима повышенной готовности из-за коронавирусной инфекции может быть применено как к гражданам, так и к юридическим лицам. Президиум ВС РФ напомнил, что санкция части 1 статьи 20.61 КоАП РФ предусматривает как наложение административного штрафа, так и предупреждение.

«Исходя из содержания названной нормы, административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу) в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении», — говорится в обзоре с разъяснениями судам. 

Какие законы приняты для противодействия эпидемии коронавируса

Кредитные
каникулы

Граждане и малый и средний бизнес
смогут на полгода получить отсрочку по кредитам и займам, в том числе
потребкредитам или ипотеке. Обратиться за отсрочкой можно будет если доход за минувший месяц стал меньше на 30 и более процентов. Перечень отраслей бизнеса, который
также сможет претендовать на каникулы из‑за сложной экономической ситуации,
утвердит Правительство РФ.

Увеличение
выплат по больничным

Выплаты по больничным листам должны
быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Министерство труда и социальной защиты РФ предложило установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 в размере 12 130 рублей.

Поддержка
семей с детьми

Родителям, получающим выплату за первого или второго ребенка, не нужно будет до 1 октября 2020 года подавать заявление
о назначении этих выплат на новый срок, а также извещать региональные органы соцзащиты
о смене места жительства и т. д. Выплаты будут производиться автоматически.

  • Отсрочка
    штрафов за долги по ЖКХ
  • Законом предусмотрена возможность не взимать в этом году пени и штрафы в случае просрочки гражданами платежей по коммунальным услугам.
  • Покупка
    лекарств через интернет

У граждан появляется возможность
купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать
необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как
нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях
объявления эпидемий или ЧС.

Борьба
со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной
ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих,
сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например,
медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический
запас медикаментов.

Упрощение
регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально
ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет
разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного
поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных
медицинских учреждений к ОМС.

Защита
туристов

Предусмотрена возможность изменения
сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности туроператоров, а также предложен механизм использования таких фондов для возврата средств
туристам по решению Правительства по каждой «закрытой» стране. Туристы, отдых
которых сорвался полностью, получат деньги в полном объеме, а те, чья поездка
не состоялась частично, — часть указанной общей цены в размере,
пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

  1. Возврат
    билетов на отмененные концерты
  2. Появляется возможность, в случае
    введения режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, отменять либо переносить культурно-массовые мероприятия, причем гражданам в этой
    ситуации будет возвращена стоимость билетов.
  3. Отсрочка
    проведения техосмотра

Вступление в силу новых правил ТО (видеофиксация и другие новые требования) переносится на 2021 год. Полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет.

Если с года выпуска автомобиля
прошло от четырех до десяти лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два
года. Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет.

До этого проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз
в год — легковые авто старше семи лет, полностью от процедуры освобождались автомобили
младше трех лет.

Временная
приостановка проверок бизнеса

Предприниматели получат поддержку в виде приостановки проверок организаций малого и среднего бизнеса вплоть до конца этого года. Также предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве. Это даст возможность сохранить рабочие места и сами предприятия с учетом того, что пандемия может влиять на их финансовое
состояние.

Отсрочка
переоформления разрешительных документов

Не потребуется в этот период и переоформлять разрешительные документы (лицензии, аккредитации и т. д.) несмотря на истечение сроков действия, срок действия автоматически пролонгируется. Те организации, деятельность которых
приостановлена, например в связи с закрытием торговых центров, смогут получить
отсрочку внесения арендных платежей.

Новые
полномочия Правительства РФ

Правительство наделяется правом
объявлять в стране режим чрезвычайной ситуации или режим повышенной готовности
в случаях распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,
и устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
поведения при введении РПГ или ЧС.

«Законом предусмотрен и ряд других мер и дополнительных полномочий, которые позволяют Правительству экстренно
реагировать на существующие вызовы, связанные с распространением коронавирусной
инфекции, и сделать все возможное для минимизации ее последствий для людей и нашей
страны», — поясняет Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Кроме того, полномочия по дополнительному установлению защитных мер получают региональные власти.

Оперативное
внесение поправок в бюджет

Правительство наделяется правом
выделять необходимые средства на своевременное финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий
распространения коронавирусной инфекции без внесения изменений в закон о федеральном бюджете. Также предложено обеспечить парламентский контроль за перераспределением бюджетных средств за счет создания Комиссии Федерального
Собрания по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году
и плановом периоде.

Поддержка
регионов

Губернаторам предоставляются
универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения
коронавирусной инфекции. Также регионы освобождаются от погашения в 2020 году
бюджетных кредитов.

Высвобождающиеся средства станут источником финансирования
дополнительных мероприятий социально-экономического характера, в том числе
связанных с профилактикой и устранением последствий распространения
коронавируса.

Кроме того, законом увеличивается срок предоставления
казначейских кредитов на пополнение остатков средств региональных бюджетов с 90
до 180 дней и смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.

Штрафы
за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение
цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс.
рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной
выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период
такой реализации, но не более одного года.

Штрафы
за нарушение карантина

В статье 6.

3 КоАП «Нарушение
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения» устанавливается административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, действующих в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего
опасность для окружающих, а также в период карантина предусмотрены штрафы для граждан от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для
юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного
наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности
на срок до 90 дней.

В случае если указанные нарушения
повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат
признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс.
рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500
тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также вводится новая статья 20.6.1
КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее
возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил
поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима
повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения
ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Читайте также:  Признание брачного договора недействительным: основание, порядок, последствия

Если указанные действия (или
бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет
налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10
до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100
до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения
или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности
повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются
санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных
лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для
юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное
приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.
Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок
лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение
санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц,
предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Штрафы
за распространение фейков о коронавирусе

За распространение в СМИ и интернете
ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности
населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств
предусматривается наложение штрафа на юридических лиц от 1,5 млн до 3 млн рублей. Если распространение фейков привело к смерти человека, причинение вреда
здоровью или имуществу, или массовое нарушение общественного порядка штраф составит
от 3 млн до 5 млн рублей. За повторное нарушение штрафы могут достигать 10 млн
рублей.

Также за фейки предусмотрена
уголовная ответственность для граждан.

Если публичное распространение заведомо
ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение
вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная
ответственность в новой статье 207.2 УК. За такое деяние грозит штраф от 700
тыс. до 1,5 млн рублей, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение
свободы до трех лет.

Если
то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие
последствия, то наказание грозит в виде штрафа от 1,5 млн до 2 млн рублей,
либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы до пяти лет.

«Важно
подчеркнуть, что речь идет о распространении заведомо недостоверной информации,
то есть когда лицо осознает недостоверность информации и тем не менее
осуществляет ее распространение под видом достоверных сообщений», — подчеркнул
Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Ответственность за нарушение карантина и заражение коронавирусом

Все чаще медики отправляют на амбулаторное лечение пациентов с ковидной болезнью. Причины разные: легкая форма течения заболевания, в больнице недостаточно мест и т.д. Во всех случаях больному предписывается карантин. Многие не понимают серьезности происходящего и покидают пределы квартиры или дома. В этом случае им грозит наказание.

Какая ответственность за нарушение карантина по коронавирусу возникает, какой штраф придется заплатить за непреднамеренную возможность заразить окружающих на сайте LechuGuru.com.

Что грозит за несоблюдение самоизоляции и умышленное распространение коронавируса

Пандемия коронавируса возникла внезапно. К ней оказались не готовы не только медицинские работники, но и юристы.

Выяснилось, что привлекать к ответственности нарушителей в некоторых случаях сложно – попросту нет соответствующих статей в уголовном и административном кодексе страны.

Например, за умышленное заражение ВИЧ инфекцией или венерическими заболеваниями можно угодить за решетку, а за ковид не получится лишить свободы.

Учитывая сложившуюся ситуацию Верховный суд РФ дал разъяснение, по каким статьям можно привлекать лиц, не соблюдающих правила карантина и самоизоляции, к ответственности. Об этом и поговорим.

Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение

При нарушении карантина или режима самоизоляции нарушители могут отвечать по Уголовному Кодексу РФ или административному (КоАП). Уголовная ответственность за распространение коронавируса наступает при тяжелых последствиях: смерть одного или нескольких человек или преднамеренное заражение нескольких человек. Во всех остальных случаях – штраф.

Штрафы за нарушение карантина по коронавирусу

К нарушителям карантинного режима применяются меры административного характера (регулирует КоАП – Кодекс административных правонарушений). Это, как правило, штрафы:

  • до 40 000 руб. – за нарушение требований изоляции (п. 2 ст. 6.3);
  • до 30 000 руб. – за отказ выполнять правила поведения при объявлении чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС (п. 1 ст. 20.6.1);
  • до 1 000 руб. – за невыполнение предписаний Главного санитарного врача страны или Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 19.4);
  • до 500 руб. – за несоблюдение санитарных норм (ч. 1 ст. 19.5).

Напоминаем, что за выход на улицу лиц, помещенных на карантин или находящихся на самоизоляции, предусмотрен штраф от 15,0 тыс. руб. до 40,0 тыс. руб.

Виды уголовной ответственности и наказаний

Верховный суд России, рассмотрев практику судебных решений, связанных с нарушением карантина (самоизоляции) пояснил, что уголовная ответственность за заражение коронавирусом наступает при создании угрозы массового заражения или смерти одного или нескольких человек. В этом случае действия нарушителя закона подпадают под ст. 238 УК РФ. По ней суд может вынести следующие решения:

  • за создание угрозы массового заражения – штраф в сумме от 500 000 до 700 000 руб. или 2 года принудительных работ или лишения свободы;
  • смерь одного человека в результате заражения – штраф 1,0 млн. руб. или от 3 до 5 лет лишения свободы (принудительных работ);
  • смерть двух и более лиц из-за несоблюдения правил карантина – принудительные работы на 4-5 лет или лишение свободы на 5-7 лет.

По мнению юристов, по приведенной статье осудить нарушителя карантина крайне сложно. Причин несколько.

1. Нужно доказать, что подсудимый знал о своей болезни. Здесь просто: предписание Роспотребнадзора об уходе на карантин является документом, подтверждающим вину. Но нужно быть полным идиотом, находясь на карантине разгуливать по общественным местам. А если не было предписания, то невозможно доказать, что обвиняемый знал о своей болезни.

А дальше, еще сложнее.

2. Уголовная ответственность наступает при заражении нескольких человек (должно быть массовым). Т.е. гражданин «А» должен заразить граждан «Б», «В», «Г» и т.д. В этом случае суд должен видеть причинно-следственную связь, а ее нет. Ведь гражданин «Г» мог заразиться от «Б» или «В». Доказать обратное физически невозможно – могут быть любые комбинации инфицирования.

Кажется более простым вариант, когда «А» прилетел из страны со сложной эпидемиологической обстановкой, например, Италии. Но ведь рядом всегда может оказаться «Б», который прилетел из Китая. Как персонифицировать ответственность?

3. В больницах умирают от чего угодно, но не от коронавируса – COVID-19 провоцирует различные осложнения, от которых наступает смерть. Это также нужно учитывать.

Статья за преднамеренное заражение ковидом

Сумасшедших людей много в каждой стране. Не исключение и Россия. Поэтому исключить вероятность того, что нестабильные в психологическом плане лица будут сознательно распространять инфекцию, нельзя.

В РФ против биологической бомбы предусмотрена уголовная ответственность по ст.122 Уголовного Кодекса. Но касается она ВИЧ-инфекции.

Поэтому в Государственной Думе рассматривают возможность ввести наказание за умышленное распространение COVID-19.

Пока нарушителей можно привлекать к ответственности по другим статьям УК РФ и КоАП.

Ответственность работодателей в период пандемии

В отношении работодателя можно применить санкции за распространение коронавируса в случае:

  • невыполнения предписаний Роспотребнадзора или требований должностных лиц в области здравоохранения – ст. 19.4 КоАП РФ (предусмотрен штраф от 5 000 до 30 000 руб.);
  • сокрытие информации о коронавирусе, нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил – ст. 236 УК РФ (штраф до 80 000 руб. или ограничение свободы до года).

Как могут наказать за фейки о коронавирусе

Недостоверные сведения в период пандемии могут наделать много беды: посеять панику, вызвать ажиотаж по отношению к какому-либо лекарству, дать ошибочные рекомендации по лечению и профилактике болезни и т.д. Поэтому в законодательство РФ внесены некоторые изменения.

Так, за ложь об обстоятельствах, угрожающих гражданам (жизни и безопасности) и мерах по предотвращению распространения коронавируса предусмотрены:

  • штрафы (от 300 000 руб. до 700 000 руб.);
  • взыскание дохода в размере заработной платы за период от 12 до 18 месяцев;
  • принудительные (до 360 часов) или исправительные (до 1 года) работы;
  • лишение свободы до 3 лет.

За такую же ложную информацию, доведенную до населения через СМИ, меры наказания жестче:

  • штраф может быть наложен от 700,0 тыс. руб. до 1 500,0 тыс. руб.;
  • работы принудительного характера – до 3-х лет, исправительного – до 1 года;
  • тюремный срок – до 3 лет.

Если распространенный через СМИ фейк (ложная информация под видом достоверной) привел к смерти одного (нескольких) человека или другим тяжелым последствиям наказание ужесточается:

  • штраф – до 2,0 млн. руб.;
  • перечисление заработной платы или иного дохода в пользу потерпевших или бюджет за период до 3 лет;
  • принудительные работы до 5 лет или колония-поселение до 2-х лет;
  • лишение свободы до 5 лет.

Новая редакция КоАП предусматривает наказание в виде штрафа и для юридических лиц:

  • за распространение (публикацию) недостоверной информации юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере 1,5-3,0 млн. руб.;
  • при нанесении вреда здоровью или имуществу в результате публикации штрафные санкции возрастают до 5,0 млн. руб.;
  • повторные нарушения ведут к взысканию сумм от 5,0 до 10,0 млн. руб.
Adblock
detector