Какими полномочиями обладает верховный суд российской федерации порядок подачи заявлений
- В управлении деятельностью данного органа власти активное участие принимает собрание всех судей, которое объединено одним общим названием – Пленум Верховного суда РФ.
- К его основным задачам не относится осуществление правосудия, что и отличает его от остальных судов судебной системы страны.
- В первую очередь, Верховный суд РФ занимается правильным толкованием законов, распространяющих свое влияние на территории нашей страны.
- Обеспечивает их правильное и повсеместное применение, а также реализует свое право давать необходимые разъяснения при помощи принятия новых постановлений.
Что касается состава участников Пленума, то в него входят Председатель Верховного суда и его заместители, а также Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Помимо этого, в заседании также могут принимать участие приглашенные гости – судьи, члены государственных ведомств и научных учреждений.
Пленум Верховного суда РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум ВС РФ состоит из всех судей ВС РФ. Он функционирует следующим образом (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):
- правомочен при явке 2/3 от состава ВС РФ (ч. 4 ст. 5);
- решения принимаются ½ от числа присутствующих судей ВС РФ (ч. 5 ст. 5);
- решения подписывает председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5);
- на заседании Пленума могут присутствовать такие лица, как председатель КС РФ, генпрокурор РФ и министр юстиции РФ, а также иные приглашенные председателем ВС РФ субъекты (ч. 2 ст. 5).
ВАЖНО! Особенности работы Пленума также установлены Регламентом ВС РФ, утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2 (далее — Регламент). . Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:
Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:
- дача разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ч. 3 ст. 5);
- инициирование законотворческого процесса (п. 2 ч. 3 ст. 5) и направление запроса в КС РФ (п. 3 ч. 3 ст. 5);
- формирование судебных КЛ (пп. 5–8 ч. 3 ст. 5).
С позицией Пленума ВС РФ по актуальным вопросам можно ознакомиться, изучив наши материалы по ссылкам:
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с ОСАГО»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным со взысканием алиментов»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с переменой лиц в обязательстве»;
- «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде»;
- «Пленум ВС РФ — о конфискации имущества в уголовном процессе».
Постановление Верховного суда
Основными документами, при помощи которых Верховный суд реализует свои полномочия, являются Постановления. Они принимаются Пленумом Верховного суда и публикуются на официальном сайте органа власти в разделе документы. Соответственно с ними может ознакомиться абсолютно любой желающий, а не только юристы и адвокаты, прокуроры и судьи.
Стоит отметить, что вся деятельность органа власти направлена на повышение уровня судебной защиты прав и свобод граждан, а также на контроль над соблюдением правосудия и становлением принципов правового государства в РФ.
За последние несколько лет активной деятельности Пленумом Верховного суда было принято более тысячи постановлений. В основном они затрагивали следующие тематики: разъяснения по вопросам судебной практики, внесение проектов законов, согласие с переменами в сфере судебных органов власти в субъектах Федерации (количество судей/судебных участков и т.).
Практика Верховного суда
Отдельную сферу интересов Верховного суда составляет судебная практика, за которой орган власти тщательно следит. В частности, в этом году уже вышел обзор судебной практики, который содержит обобщенное видение норм материального и процессуального характера на основе рассмотренных судом дел.
Дела Верховного суда можно разделить по отраслям права:
Уголовное. В данной сфере суд определил следующие виды поправок:
- если подсудимому в ходе рассмотрения судебного дела назначается наказание в виде пожизненного лишения свободы, срок, тем не менее, может быть сокращен на 2/3;
- при рассмотрении дела с участием присяжных заседателей ими должно быть принято однозначное решение по всем вопросам уголовного дела, если этого не получилось, то суд вправе порекомендовать им дополнительно обдумать свою позицию для принятия единогласного решения;
- еще одно положение – если в преступлении было задействовано транспортное средство, оно подлежит конфискации как средство совершения преступления.
Гражданское судопроизводство. Гражданские правоотношения – это сфера, порождающая огромное количество споров. В частности, Верховный суд РФ попытался разрешить некоторые из них:
- в случае поломки техники в результате скачков напряжения, поставщик электроэнергии обязан возместить ущерб, либо доказать наличие иных причин поломки;
- пересмотр затронул и нормы, регулирующие изменение положений договора займа в иностранной валюте (в первую очередь это связано с изменением денежного курса);
- освобождением от ипотечных обязательств не является изменение параметров недвижимого имущества (если по какой-то причине купленное жилье изменило свои фактические параметры – это не значит, что с него снимается обременение залогом).
Подобная практика особенно интересна адвокатам, практикующим в различных отраслях права.
Также есть особая отрасль, связанная с взаимодействием с международными органами по защите прав человека. Для того, чтобы иметь возможность обеспечить правовое равенство, необходимо, чтобы международные организации успешно взаимодействовали с органами власти РФ.
В практике Высшего суда РФ содержится постановление, согласно которому решения, принятые Европейским судом по правам человека, могут выступать в качестве основания для пересмотра дела на территории РФ.
Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран
Для сравнения приведем примеры отдельных элементов внутренней организации и вопросов деятельности высших судебных органов иностранных государств:
- Великобритания. Реформой 2005 года полномочия высшей судебной инстанции переданы от Палаты лордов ВС. В первый состав ВС вошли 12 судебных лордов. Основная задача ВС — развитие общего права, поэтому данный орган выбирает для слушания только споры со существенным общественным резонансом.
- Канада. Действующий ВС был учрежден в XIX в. Эволюция его сферы деятельности заключается в переходе из статуса обычного апелляционного суда к статусу высшего судебного органа государства.
- Украина. ВС состоит из палат по отдельным категориям дел, осуществляет функцию приведения к единообразию практики судов, а также отдельные конституционные полномочия.
- Франция. Судебная система возглавляется кассационным судом, состоящим из 85 судей, около 40 их заместителей, подразделенных на шесть дивизионов: три гражданских дивизиона, коммерческий, трудовой и уголовный дивизионы.
***
Итак, в настоящей статье были освещены структура и полномочия ВС РФ, включая внутреннее строение и круг деятельности отдельных структурных единиц рассматриваемого судебного органа.
Апелляционная коллегия Верховного суда РФ
Как было указано, в составе ВС РФ имеется специальная коллегия по апелляционным вопросам (апелл. коллегия ВС РФ). В целом об особенностях подачи апелляций и специфики их рассмотрения читайте в материалах по ссылкам:
- «Апелляционная жалоба на решение суда — особенности и виды»;
- «Полномочия суда апелляционной инстанции в гражданском процессе»;
- «Образец апелляционной жалобы по административному делу».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона № 3-ФКЗ апелл. коллегия ВС РФ формируется в следующем составе:
- председатель апелл. коллегии ВС РФ;
- зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
- 10 судей ВС РФ, которые включаются в апелл. коллегию ВС РФ решением Пленума ВС РФ по представлению председателя ВС РФ сроком на 5 лет.
Деятельность апелл. коллегии обозначена в ч. 2 ст. 8 закона № 3-ФКЗ и заключается в том, что она:
- Действует как апелляционная инстанция по отношению к делам, рассмотренным в ВС РФ по первой инстанции.
- Рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
- Обращается в КС РФ с запросами о конституционности актов, применяемых при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
- Осуществляет иную компетенцию согласно федеральному нормативному правовому регулированию.
Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ
Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:
- рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
- занимаются обобщением практики;
- участвуют в работе Пленума ВС РФ;
- выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ.
Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).
Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).
Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:
- общее собрание судей ВС РФ;
- совет судей ВС РФ.
Верховный суд РФ на портале Право.ру
Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде».
В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов.
Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».
Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»
В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры.
В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»
11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов).
Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов.
Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.
23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы.
В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.
- Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
- В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
- 1) народный суд:
- — в составе постоянного народного судьи;
- — в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
- 2) губернский суд;
- 3) Верховный Суд РСФСР.
4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».
К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.
- Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.
- Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
- а) Президиума;
- б) пленарного заседания;
- в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
- г) судебной коллегии;
- д) военной коллегии;
- е) военно-транспортной коллегии;
- ж) дисциплинарной коллегии.
- Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.
- В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.
- Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.
- В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.
По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР.
Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам.
Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.
Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.
К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.
30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.
С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.
Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров.
Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование.
Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.
25 сентября 1948 года
Верховный суд российской федерации
Верховный суд российской федерации
Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Верховный Суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
ВС РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. ВС РФ также рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
- В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает административные дела:
- об оспаривании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
- об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
- об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
- о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
- об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
- о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
- о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
- ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации
- ВС РФ дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами
- ВС РФ осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
- ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума; Апелляционной коллегии – в качестве судебной коллегии; Судебной коллегий по административным делам, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по экономическим спорам, Судебной коллегии по делам военнослужащих и Дисциплинарной коллегии — в качестве судебной коллегии.
- Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего ВС РФ права законодательной инициативы по вопросам своего ведения; обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации; утверждает составы судебных коллегий и переводы судей из одной судебной коллегии в другую; избирает судей Апелляционной коллегии; избирает судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий; утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии, принимающей заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; утверждает количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам; утверждает по представлению состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, Регламент проведения судебного примирения, а также список судебных примирителей; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
- Президиум ВС РФ в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата ВС РФ; утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; утверждает положение об аппарате ВС РФ, его структуру и штатное расписание; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, заместители Председателя ВС РФ и судьи ВС РФ. Председатель ВС и заместители Председателя ВС входят в состав Президиума ВС РФ по должности.
Члены Президиума ВС РФ из числа судей ВС РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом ВС РФ.
- Судебные коллегии ВС РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности ВС РФ; рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном и кассационном порядке; обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Апелляционная коллегия ВС РФ рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями ВС РФ; рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
- Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и о результатах квалификационной аттестации судей.
В ВС РФ действуют общее собрание судей ВС РФ и Совет судей ВС РФ.
Общее собрание судей ВС РФ избирает делегатов на Всероссийский съезд судей Российской Федерации по установленным Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» нормам представительства; принимает решения по всем вопросам, относящимся к деятельности органов судейского сообщества в Верховном Суде. Совет судей участвует в принятии решений организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности; вносит предложения о награждении судей и присвоении им почетных званий и квалификационных классов.
- Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС РФ действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС РФ.
- Печатным органом ВС РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
- Организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ВС РФ осуществляет аппарат ВС РФ, общее руководство деятельностью аппарата ВС РФ осуществляет Председатель ВС РФ.
- ВС РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени Российской Федерации закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных ВС РФ.
Какими полномочиями обладает Верховный суд Российской Федерации? Порядок подачи заявлений
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Какими полномочиями обладает Верховный суд Российской Федерации? Порядок подачи заявлений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Выберите время для посещения Приемной Верховного суда, ознакомившись предварительно с расписанием её работы. Предварительной записи в Приемной Верховного Суда РФ не существует, поэтому вам следует настроиться на посещение и прием в указанные часы.
Каким образом происходит подача искового заявления в высшую судебную инстанцию? Какими полномочиями обладает председатель данного органа? Как восстановить пропущенный процессуальный срок? Попробуем найти ответы на эти и прочие вопросы.
Обо всех этих моментах применительно именно к гражданским делам расскажет наша статья. А также в конце вы сможете скачать образец надзорной жалобы в ВС 2018 года.
Как организована деятельность Верховного Суда РФ?
Также нередки ситуации, когда по каким-либо причинам судья делает акцент на подзаконные акты при наличии других норм, закрепленных в законодательных актах и кодексах.
Деятельности Верховного суда Российской Федерации посвящен Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ “О верховном суде Российской Федерации”.
Жалоба в Верховный Суд по гражданскому делу — это своего рода последняя возможность в судебной системе Российской Федерации, которую могут использовать стороны-участницы гражданского процесса, не удовлетворенные решениями нижестоящих инстанций.
Обжалование судебных актов проходит в порядке апелляции, когда решение еще не вступило в законную силу, либо кассации или надзора, позволяющих пересмотреть уже вступившие в силу акты. Для подачи обращения определен срок, нарушать который нежелательно даже по уважительным причинам. Законодательство устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены вместе с жалобой заявителя.
Согласно конституции, Верховный Суд вправе разрабатывать законодательство по собственной деятельности. Также ВС РФ может выдвигать свои предложения по модернизированию действующей законодательной системы. Об этом гласит часть 1 статьи 114.
Чтобы в судебной практике не происходило недопониманий, связанных с разной трактовкой тех или иных законов, Верховный Суд Российской Федерации занимается объяснением нижестоящим судам различных спорных моментов.
Также Верховный Суд осуществляет деятельность по ведению договоров Российской Федерации с зарубежными партнерами. Естественно, в пределах, которые ему позволены.
Какими статьями закона регулируются?
С подготовленным пакетом судебных документов и удостоверением личности обратитесь в Приемную Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра вашего дела.
Работники аппарата суда рассмотрят вашу жалобу и документы на соответствие требованиям процессуального законодательства и проинформируют о порядке дальнейших действий.
Судебная система Российской Федерации регламентируется федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.
Сегодня такие обращения к председателю данного органа регистрируют как жалобу на конкретное постановление или определение.
Остается открытым вопрос, касающийся приложений к такой жалобе и необходимости оплаты госпошлины, поскольку прямо он не регулируется законодательными нормами. Практика же показывает, что предоставлять квитанцию про уплату госпошлины необходимо.
Виды жалоб подаваемых в ВС РФ. Процедура подачи апелляционной, кассационной или надзорной жалобы. Образец правильного написания.
Структура Верховного Суда Российской Федерации
Конституция России определяет Верховный суд Российской Федерации, как высший судебный орган. Данная структура рассматривает заявления граждан в тех ситуациях, когда они уже получили отказы в решении положительным образом их вопроса в судах всех уровней.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации регулируются Конституцией, Гражданским и Гражданско-процессуальным кодексами, Федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ, 2014 г. Это один из высших судебных органов в государстве, который уполномочен:
- рассматривать гражданские, административные, уголовные дела, экономические (арбитражные) споры;
- осуществлять надзор за деятельностью судов;
- изучать жалобы в порядке апелляции, кассации или надзора и принимать по ним решения;
- выступать в качестве суда первой инстанции;
- давать разъяснения по судебной практике.
Подать кассацию можно сразу после того, как был вынесен приговор по делу. При этом обратиться в Верховный Суд может любой участник спора. До этого вовсе не обязательно предварительно подавать апелляцию.
Но вот по поводу кассаций важно пройти полностью всю процедуру, предварительно обратившись в региональные кассационные инстанции и лишь в случае отказа — в Верховный Суд.
Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды субъектов, суды автономных областей и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, а также арбитражные суды всех инстанций.
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в порядке надзора по надзорным представлениям прокурора не вступившие в силу соответственно решения и приговоры нижестоящих судов при условии, что они не рассматривались в этих коллегиях в кассационном порядке. Прежде всего, нужно конкретно представлять себе, кто может инициировать такое обращение. Возглавляют этот список стороны, а также другие субъекты, принимавшие участие при предыдущем рассмотрении дела.
Их соответствие требованиям действующего законодательства проверяют сотрудники аппарата суда, прежде чем принять ваш иск к рассмотрению. Поэтому к визиту следует тщательно подготовиться.
Обычно подаются в том случае, если были нарушены какие-либо моменты в процедуре рассмотрения дела.
Это может быть что угодно: нарушение сроков, принятие во внимание обстоятельств для переноса дела, которые не являются существенными.
Функции Верховного Суда Российской Федерации
Коллегия по решению апелляционных вопросов. Выступает в качестве суда второй инстанции. Решает вопрос о целесообразности первоначально принятых судебных решений.
Кроме того, для посещения Приемной вам понадобится предъявление документа, удостоверяющего вашу личность. Так что не забудьте про паспорт.
Согласно вышеуказанному закону и второй его статье, ВС РФ наделен определенными функциями и полномочиями. Верховный Суд, являясь самым значимым органом судебной власти, занимается разрешением экономических, гражданских, уголовных и другие дел, в рамках действующего законодательства –п.
1 статья 2, ФКС «О Верховном Суде РФ» Также Верховный Суд Российской Федерации должен контролировать деятельность остальных судов, а также анализировать вновь появляющиеся законы.
Если дело было отнесено в ВС РФ, то описываемый судебный орган является судом первой инстанции для соответствующего судопроизводства.
Чтобы вопрос был рассмотрен в Верховном суде, истцу следует подготовить исковое заявление, форма которого установлена законодательными процессуальными документами. Иск вместе с пакетом подтверждающих документов нужно подать уполномоченному работнику судебного аппарата, который проверит правильность подачи и сообщит о дальнейших действиях заявителю.
Кассационная жалоба в Верховный Суд обычно подается, если необходимо обжалование принятого судебного решения. При этом подаются такие обращения в несколько иной форме, отличной от обычных исков. Именно поэтому важно учесть не только процедуру рассмотрения обращения, но также и компетентность Верховного Суда.
Пройдя почти все судебные инстанции и не получив желаемого результата у стороны по делу есть возможность обжаловать вступившие в силу решения судов. Для восстановления справедливости готовится надзорная жалоба в Верховный Суд РФ в рамках конкретного гражданского дела.
В состав высшего судебного органа нашей страны входит очень много специальных отделов, занимающихся решением конкретных задач.
Обратиться в кассационную инстанцию можно в том случае, если какая-то норма Закона была неправильно растолкована. Надо понимать, что иногда может присутствовать некий элемент субъективизма.
Особенно это касается ситуаций, когда предусматривается диапазон санкций. В этом случае судья на свое усмотрение назначает минимальный или максимальный срок.
Виновный по делу может быть несогласен со строгим приговором, а потерпевший – со слишком лояльным. Тогда и необходимо обращаться в кассационную инстанцию.
Кто рассматривает жалобу по гражданскому делу?
Кроме того, подача надзорной жалобы в Верховный Суд может быть осуществлена по инициативе Генеральной прокуратуры. Происходит это в том случае, когда ранее в процессе принимал участие прокурор независимо от его уровня.
Данный термин раскрывается в статье 126 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ.
Согласно им, данный суд является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции.
Данный состав Верховного Суда Российской Федерации законодательным путем закреплен в федеральном конституционном законе «О верховном суде Российской Федерации», а именно в третьей его статье.
Процессуальное законодательство не содержит норм, определяющих порядок обращения к главе высшего суда Российской Федерации. Однако, ожидать, что он будет пользоваться своими полномочиями по собственной инициативе не стоит. Для этого следует подать заявление в верховный суд РФ.
На основании 4 статьи вышеуказанного нормативного акта правосудие в нашей стране может осуществляться федеральными, конституционными или уставными судами и мировыми судьями.
Она подаётся по строго определённой процедуре. Кроме того, стоит сразу сделать акцент на том, что не всякое дело Верховный Суд РФ вправе пересмотреть в порядке надзора.
В порядке надзора дела по надзорным представлениям на определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговоры, определения и постановления судебных коллегий или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания рассматривает Президиум Верховного Суда РФ. Юридически он выступает высшей судебной инстанцией страны по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции (военных и гражданских). С протестом в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ могут входить Генеральный прокурор РФ и его заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители.